Премия Рунета-2020
Уфа
+23°
Boom metrics
Общество28 мая 2024 7:40

«Башкирская содовая компания»: новые горизонты экспорта и развития предприятия

Интервью с исполнительным директором крупного нефтехимического холдинга Александром Пименовым
Источник:kp.ru

В прошедшее воскресенье, 26 мая, химики отметили профессиональный праздник. Это прекрасная возможность взглянуть на прошедший год с точки зрения достижений и трудностей, а также обозначить курс на будущее. Мы беседовали с исполнительным директором АО «Башкирская содовая компания», Александром Пименовым, чтобы узнать, как в сложных экономических условиях предприятию удается развиваться, что было сделано и что ждет нефтехимический рынок в обозримой перспективе.

Корр.: Александр Сергеевич, каждый год перед коллективом компании ставятся цели. Насколько глобальными они были в прошлом году и каковы на этот год?

А.С.: Наше предприятие, как и другие в стране, столкнулось с санкциями, и это потребовало от нас определенных усилий, чтобы полностью изменить политику продаж и снабжения, переориентировать рынки, наладить связь с партнерами из дружественных стран по поставке промышленного оборудования, сырьевых компонентов (нашли альтернативу зарубежным высокотемпературным и низкотемпературным катализаторам оксихлорирования, инициаторам), а также наладили выпуск отдельных позиций в собственных ремонтных подразделениях. Трудные времена рождают беспрецендетные решения, которые позволяют сделать значительный рывок вперед. Именно так и произошло с БСК. Могу с уверенностью сказать, что мы адаптировались к новым условиям, и сегодня мы стабильно и надежно работаем. Благодаря поиску альтернатив зарубежным поставщикам и установлению планового производства, БСК смогла укрепить свои позиции на рынке. На 2024 год мы имеем довольно оптимистичные планы, практически по всем продуктам, производимым в БСК, установили максимальные планы производства, объем финансирования инвестпрограмм увеличили с 4 до 10 млрд рублей. Все это говорит о том, что предприятие уверено в своем будущем и готово вкладывать средства в развитие.

Корр.: Тем не менее, есть то, на что сложно повлиять, – присутствие нашей продукции на европейских рынках.

А.С.: Как говорится: «Если не можешь изменить ситуацию – измени отношение к ней». Да, мы потеряли европейский рынок, однако, взамен приобрели новых партнеров в другой стороне света. Столкнувшись с закрытием европейских рынков для своей продукции, компания быстро адаптировалась к новым условиям, перераспределив направления сбыта. Продукция БСК нашла своих потребителей в азиатских странах, Латинской Америке, а также на внутреннем рынке. Большим плюсом для нас является то, что компания производит разнопрофильную продукцию, востребованную в разных секторах экономики, а значит, развитие каждой отрасли стимулирует и наши производства. Скажем, сильным мультипликатором для БСК является строительная отрасль, потребляющая листовое стекло, пленки, изоляционные, декоративные материалы и прочее. По итогам прошлого года аналитики отмечают рост производства строительных материалов на 8 %, как результат вырос спрос на кальцинированную соду и ПВХ.

Корр.: Какие тенденции в отрасли определяют курс развития БСК?

А.С.: Это очевидно, – стремление к объединению. Если раньше каждое предприятие выживало по-отдельности, добывая сырье, производя и продавая продукцию, то сегодня в тренде кластерный подход, который предполагает создание цепочки производств, близких по технологии и назначению, выпускающих сопутствующую продукцию. Яркий тому пример – разнопрофильные компании, объединенные под управлением «Росхима». Будущее отрасли определяется не только инновациями и новыми технологиями, но и сплоченностью и взаимодействием предприятий в рамках кластера. Наше предприятие, например, включено в содовый кластер, и это позволяет нам ставить перед собой новые амбициозные цели. Руководство управляющей компании настроено на повышение эффективности всех предприятий холдинга, и сейчас ведется большая работа по перенастройке всех процессов: технологических, производственных, кадровых. Многие наши проекты реализуются более активно, благодаря профессиональной команде Росхима.

Корр.: На чем будет фокус внимания в ближайшей перспективе?

А.С.: БСК также активно работает над реализацией инвестиционных проектов, особое внимание уделяя развитию производственных технологий, экологизации производств, выпуску импортозамещаемой продукции. В числе флагманских проектов – строительство производства эмульсионного ПВХ. Отмечу, что в нашу страну этот продукт импортируется. На сегодня мы определились с лицензиаром для реализации флагманского проекта по эмульсионному ПВХ, который предусматривает не только строительство нового производства мощностью 60 тысяч тонн в год, но и реконструкцию действующего производственного комплекса, и уже приступили к проектным работам. Ориентировочная финансовая оценка реализации проекта – в пределах 28 миллиарда рублей.

Также мы начали реконструкцию производств твердого натра и гранулированного хлористого кальция. Сумма инвестиций в эти проекты превысит 1 миллиард рублей. В числе сопутствующих инвестпроектов - реконструкция печей пиролиза, замена колонного оборудования, а также винтовых компрессов. И это только часть важных инвестиций в производство. При этом, отмечу, что абсолютное большинство проектов направлены на экологизацию всех наших производств. В части последнего отмечу переход на мембранный электролиз в производстве каустической соды и хлора. Проект предусматривает отказ от используемой сейчас технологии ртутного электролиза в пользу более экологичного, менее энергозатратного метода, который обеспечит повышение качества продукции. Стратегия развития компании до 2030 года включает амбициозные планы по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Один из ключевых проектов — техническое перевооружение стадии дегазации ПВХ на производстве «Каустик» с общим финансированием порядка 200 млн рублей. За последние 10 лет БСК направила более 9 млрд рублей на природоохранную деятельность, включая проекты по снижению выбросов в атмосферу. Замена колонного оборудования производства «Сода», позволила значительно уменьшить воздействие на окружающую среду. До 2030 года БСК обязуется сократить количество выбросов порядка на 5700 тысяч тонн. И мы уверенно движемся к этим показателям, организуя работу по минимизации негативного воздействия на окружающую среду буквально со всех сторон. Важным элементом экологической политики компании является круглосуточный мониторинг атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне БСК. Специалисты проводят отбор проб четыре раза в сутки на 39 контрольных точках, анализируя их на различные загрязняющие вещества.

Корр.: Глобальные задачи предприятия требуют от сотрудников еще больше производительности…

А.С.: Наша цель на сегодня – достичь планов, которые поставлены на 2024 год. И их мы можем достичь только благодаря работникам компании – это аксиома. В связи с этим был принят ряд организационных решений. С 1 января текущего года была проведена индексация заработной платы сотрудников, также мы ввели дополнительное материальное стимулирование сотрудников. Если говорить глобально, то мы нацелены на то, чтобы наши сотрудники не искали работу в других регионах, а им было комфортно работать здесь, рядом со своим домом. И для этого мы разработали программу, которая позволит дефицит квалифицированных кадров для БСК нивелировать за счет выполнения социально значимых мероприятий – предоставление сотрудникам возможности повышения профессиональной квалификации за счет компании или первого высшего образования, гарантированного трудоустройства выпускников профильных учебных заведений, не имеющих практического опыта, строительства ЖК «Прибрежный» и решения жилищного вопроса перспективных работников. Кстати, БСК завершает строительство двух домов для сотрудников (инвестиции составили 1,8 млрд руб.), сдача намечена на первое полугодие 2025 года. Считаю, что предлагаемые условия обеспечат компанию руками, на которые можно положиться.

Корр.: Помимо сохранения и расширения социального пакета сотрудников, БСК, как вы уже упомянули, занимается благотворительностью, реализует проекты, значимые для Стерлитамака и республики. Что это дает бизнесу?

А.С.: Да, значительную часть средств компания направляет на благотворительные проекты, реализуемые в городе и республике. Мы создали успешную практику в этом направлении, когда крупная компания, следуя принципам социальной ответственности бизнеса, осуществляет крупнейшие социальные проекты, направленные на развитие территории присутствия. Мало кто знает, что в 2023 году БСК направила на благотворительные цели 1,5 миллиарда рублей, в результате реализовано несколько десятков благотворительных мероприятий. Социальная политика предприятия направлена на помощь медицинским, образовательным учреждениям, развитие спорта, строительство объектов по благоустройству городских территорий, проведение мероприятий по формированию комфортной городской среды. Башкирская содовая компания стала основным инвестором единственного в республике детского хосписа, вложив в проект более 400 млн рублей. Порядка 45 миллионов рублей были направлены на ремонт городского дворца культуры, 80 миллионов стоила реконструкция здания суда. Более 20 миллионов выделено на финансирование ключевого благотворительного проекта «Стерлитамак-наш общий дом». География благотворительности БСК довольна обширна.

Особо отмечу нашу работу в направлении образования, формирования кадрового резерва из числа учащихся местных учебных заведений. Башкирская содовая компания, как градообразующее предприятие Стерлитамака, взяла на себя роль активного участника создания образовательно-производственных центров в республике и стала партнером федерального проекта «Профессионалитет», в рамках которого при подготовке кадров мы тесно сотрудничаем со Стерлитамакским химико-технологическим колледжем.

При нашем активном сотрудничестве уже были оснащены две химические лаборатории и компьютерный класс СХТК, обновлено сварочное, лабораторное оборудование, приобретена мини-копия производственной установки, которая позволяет студентам получать практические навыки в условиях максимально приближенных к реальным. На данный момент БСК направила более 110 миллионов рублей на совершенствование материально-технической базы колледжа. Этот вклад нам вернется в виде профессиональных сотрудников Башкирской содовой компании, которых взрастит колледж.

Помимо работы с будущими кадрами, компания активно включается в волонтерские инициативы. Это нужно, в первую очередь, потому, что многим людям, помимо материальных ценностей, необходимо еще и моральное удовлетворение от работы. Это может быть выражено в волонтерстве, ощущении причастности к решению важной социальной задачи, когда часть заработанных средств компания вкладывает в благотворительность. Это длинный перечень, который добавляет доверия к компании как в общечеловеческом, так и профессиональном плане. Это не только улучшает жизнь людей, но и укрепляет репутацию компании как социально ответственного игрока. Благотворительность становится неотъемлемой частью деятельности БСК, делая бизнес компании не только успешным, но и глубоко человечным. Такой подход приносит выгоду обществу и самой компании, укрепляя ее позиции как надежного и ответственного партнера.