Машина провалилась прямо под землю
Мы обратились с вопросами к специалисту, который составлял карту закарстованности Уфы, – Рафилу Абдрахманову, доктору геолого-минералогических наук и заведующему лабораторией гидроэкологии и геоэкологии Института экологии УНЦ РАН.
Известный геолог ответил на вопросы, которые волнуют уфимцев
- Карта, которой пользуются сейчас, была составлена нашим Институтом геологии РАН, и мной в частности еще в 1993 году. Там не только карта, но и целая книга «Гидрогеоэкология Уфы», где мы подробно описали проблему и факторы, влияющие на закарстованность территории.
-Городские власти объявили, что нужно обновить карту закарстованности Уфы. Неужели мы живем без актуальной карты и не знаем, к примеру, стоит ли строить высотку на конкретном участке или земля этого не выдержит?
В ИГЛИНСКОМ РАЙОНЕ В КАРСТОВЫЙ ПРОВАЛ УШЛА «ГАЗЕЛЬ»
Подобные карты практически не утрачивают актуальность. Геологические изменения – явление очень медленное. С уверенностью могу сказать, что карта нуждается в дополнениях, но ее никак нельзя назвать устаревшей, она актуальна и сейчас, в 2016 году. Готовится также карта закарстованности всей Башкирии, она появится в электронном виде.
- Куда в итоге делась машина?
- Просто провалилась. Воронка располагалась на склоне, а значит, провал составил порядка 11 метров. Спасателям не было смысла рисковать своей жизнью. Подземная река и прочие догадки – это чепуха, конечно. Трещины, пустоты, пористая среда – вот что там. Машина не игрушка, никуда ее не унесло, она осела на дне воронки. И случай это не уникальный. В Иглинском районе, например, провалилась «Газель». А воронка там была – все 20 метров.
Карта Башкирии
Фото: Валерия Любина
ГОРОД БУКВАЛЬНО СТОИТ НА ГИПСЕ
- На Интернациональной расположена большая воронка? Почему ЧП случилось именно там?
- На карте отмечен карстовый разрез по улице Горького, раньше река Уфа протекала именно там, как раз рядом с улицей Интернациональной. Там – десятки воронок и неустойчивых территорий вокруг них. Здесь располагаются самые неблагоприятные территории для строительства в Уфе, но дело не только в разломах. Высокий рост темпов строительства, некачественные ремонтные работы, канализация – все это создает нагрузку на неустойчивую поверхность.
Наш город буквально стоит на гипсе. В грунтовых водах высок процент сероводорода: он и ускоряет растворяемость гипса (с двух грамм до восьми). За счет агрессивной среды воронки образуются в 4-5 раз быстрее: за 10 лет вместо 50. И, к сожалению, темпы с каждым годом растут. Копаем, ломаем – сами создаем массу проблем. Карстовые пустоты существовали всегда, но и именно наша хозяйственная деятельность усугубляет ситуацию.
- Где в Уфе безопаснее всего строить, и где – наоборот – серьезные проблемы с карстом?
- На карте отчетливо видно несколько типов территорий: совсем неустойчивые для строительства, относительно устойчивые и устойчивые. Не последнюю роль играет сезонность. Наиболее активные карстовые изменения происходят осенью и весной, все процессы: провалы и суффозии (размывание горных пород до пористого состояния – Ред.) становятся интенсивнее. Кроме того, есть риск оползней: дома качаться начинают.
Самый безопасный район для строительства, как мы видим на карте, Сипайлово: он располагается в низине. Относительно безопасным районом всегда считался центр города: улицы Ленина, Карла Маркса, Гоголя. От проспекта Октября до Черниковки – территория крайне неустойчивая.
- Всегда ли у нас строят с оглядкой на карту?
- Конечно, есть участки, где воронка на воронке. Но ведь это сейчас – устранимая проблема, специальный бетонный раствор заливают, проводят противокарстовые мероприятия. Таким образом, строить можно почти везде, но не все, к сожалению, подходят к этому вопросу ответственно.
- Получается, соблюдая все меры безопасности, можно и метро построить?
- Есть два варианта строительства метро - мелкого и глубокого заложения. И оба Уфе не подходят. Первый – нереальный, нельзя же основные артерии города перекрыть, как люди будут до работы добираться? Второй – слишком дорогой, просто нерационально. Были исследования в конце прошлого века. Хотели строить от Колхозного рынка до Бульвара Славы. А потом началась перестройка, вопрос встал. Не думаю, что к этой идее еще вернутся. В районе 21 больницы дорогу методом тоннеля уже 15 лет строят, а это такой же метрополитен. Все-таки сложная у нас геология. Прадеды выбрали место, построили город, но даже подумать не могли, сколько работы геологам обеспечили.
Карта карстовых пустот 1993 года
Напомним, что в Уфе провалилась машина прямо под землю. Спасателям вытащить автомобиль из воронки не удалось, но потерпевшей обещали компенсировать утрату.