Премия Рунета-2020
Уфа
+3°
Boom metrics
Общество30 ноября 2015 11:00

Как построить город будущего?

Стратегия развития Уфы может стать образцом для всей России
Источник:kp.ru

В России насчитывается полтора десятка городов-миллионников. Перефразировав классика, можно сказать: каждый «счастливый» (читайте - удобный, комфортный для горожан) из них «счастлив» по-своему, но все «несчастные» «несчастны» одинаково. Точечные застройки, типовые дворы, проблемы с парковками и общественным транспортом, увы, не уникальны. А вот количество градостроительных удач можно пересчитать по пальцам. Еще меньше в стране площадок, на которых можно было бы их обсудить. Одной из таких площадок уже в третий раз становится Уфа.

Праздник урбанистики

III Международный урбанистический форум UrbanБайрам прошел в Уфе в конце ноября. Слово «байрам», которое переводится с башкирского и других тюркских языков как «праздник», в названии - вовсе не случайно. Ведь все, что происходит на этом мероприятии, а также во время подготовки к нему, – настоящий праздник урбанистики! Как и в предыдущие годы, он проводился при поддержке администрации Уфы и Фонда развития городских проектов.

Конечно, уфимский форум - не единственный в своем роде. Зато уникальный – и по составу участников, и по подходам, с помощью которых город решает типичные задачи мегаполиса.

- При выборе экспертов для форума мы руководствуемся не статусностью гостя, а тем опытом, которым он мог бы поделиться, - говорит один из организаторов UrbanБайрама в Уфе, директор Фонда развития городских проектов Владимир Барабаш. – Поэтому для решения важных проблем мы стараемся приглашать лучших в мире профессионалов, имеющих успешный практический опыт реализации подобных кейсов.

В этом году в Уфу приехали лучшие профессионалы в области архитектуры и транспорта со всего мира. Вот лишь некоторые из них: специалист по стратегическому развитию транспортных систем, представитель организации «Transport for London» Ольга Фельдман – вместе со своими коллегами она участвовала в разработке транспортной стратегии Лондона. Еще один специалист по транспорту Пак Санчжун проектировал транспортную модель Сеула, профессор из Китая Пан Хасяо – один из тех, кто продумывал транспортную стратегию современного Шанхая.

В самой Уфе к вопросам транспорта тоже подходят основательно: пожалуй, впервые в истории российских городов местные власти решили не навязать искусственную (пусть и идеальную с точки зрения градостроительной политики) модель транспорта, а проанализировать ситуацию вместе с жителями. Метод, по которому проводили опрос, позаимствовали у коллег из Италии: для того чтобы выборка получилась наиболее полной, раздали школьникам анкеты, которые попросили заполнить вместе с родителями и другими родственниками – в результате охватить удалось почти 40 тысяч человек. Добавьте сюда данные полутора сотен камер видеонаблюдения, расположенных на самых оживленных городских перекрестках, и почти миллион сигналов мобильных операторов – и получится самая полная картина о том, как, куда и в какое время перемещаются люди в течение дня. Впрочем, мало обладать информацией – важно уметь ее анализировать. Для этого все данные загнали в специальную программу, способную моделировать транспортную сеть и показывать, к чему приведут малейшие изменения.

Почему стратегия должна быть «народной»

Создание транспортной модели города – только часть работы над стратегией развития города до 2030 года. В этом смысле власти Уфы предвосхитили появление Федерального закона о стратегическом планировании. Зато теперь Стратегия-2030, разрабатываемая в Уфе, может действительно стать одной из лучших в России. И вот почему.

В советское время развитие любого города определялось генеральным планом. Документ четко прописывал, где в ближайшие годы построят жилье, где появятся мосты, а где – транспортные развязки. Генплан существует и сейчас, однако чтобы он не получился вымученным и «мертворожденным», в его основу должна лечь та самая стратегия. Которая, в свою очередь, должна стать плодом так называемого общественного договора.

Готовясь к уфимскому форуму, организаторы провели в разных районах 14 дней соседа, на которые в общей сложности пришли около 80 тысяч горожан. Да и сам форум, который посетили 30 тысяч человек, стал огромной площадкой, где горожане вместе с лучшими архитекторами города и властями могли обсудить, как должен развиваться мегаполис. Организаторы UrbanБайрама обещают: при окончательном формировании Стратегии-2030 они постараются учесть почти все мнения.

- Такой подход и отличает грамотное планирование от простого поддержания жизнедеятельности города, к которому сегодня во многих городах и сводится задача мэрии, - говорит Владимир Барабаш. – Приходится думать о том, как подмести улицы, вовремя подать тепло, отреагировать на аварийную ситуацию. Но живя одним днем, мы не видим, что будет дальше и в каком направлении может развиваться город.

Краунфандинг по-русски

По словам Владимира Барабаша, одним урбанистическим форумом диалог с горожанами не ограничится. Например, в декабре Фонд развития городских проектов запускает сайт сделаемуфулучше.рф, который объединит функции жалобной книги и своеобразной краунфандинговой платформы.

-  Как правило, говоря про краунфандинг, имеют в виду совместный сбор средств для финансирования какой-либо идеи. Мы считаем, что «скидываться» можно не только деньгами, но и идеями, и даже свободными руками, которые могут поставить детскую площадку, благоустроить отдельно взятый двор, - говорит Владимир Барабаш.

Такой подход в Фонде называют «соучастным проектированием», а сам Фонд, таким образом, становится посредником, который может обеспечить возможность диалога между простыми жителями города, властью и бизнесом, готовым вкладываться в новые проекты.

- У нас много интересных идей, которые помогут сделать жизнь в мегаполисе лучше, - говорит Владимир Барабаш. – В нашу команду, команду Фонда, входят серьезные профессионалы, достигшие значимых результатов в различных сферах: в стратегическом планировании,  антикризисном управлении, финансовом и маркетинговом анализе, муниципальном управлении. И мы готовы передать этот опыт другим городам. Подробнее о деятельности Фонда можно узнать на сайте уфаэтомы.рф.