Премия Рунета-2020
Уфа
+27°
Boom metrics
Политика14 мая 2015 9:00

Министр промышленности Башкирии: «Никто не вскопает грядку лучше и ровнее, чем я»

Алексей Карпухин в интервью «КП» рассказал, как в 24 года стал начальником, почему сокращать рабочих иногда полезно и какова судьба новых предприятий республики
Источник:kp.ru
Алексей Карпухин в свободную минутку

Алексей Карпухин в свободную минутку

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

Кому выгоден кризис

- Алексей Иванович, все говорят «кризис, кризис…». А в Башкирии он чувствуется? Как предприятия первые три месяца года отработали?

- В целом неплохо. Пока объемы растут. Индекс промышленного производства за январь-март превышает соответствующие показатели прошлого года.

- Давайте подробнее: кому кризис сейчас помогает?

- Понятно, что экспортеры в шоколаде – за ту же самую продукцию стали получать в два раза больше денег. А те, кто сидел на импорте в плане сырья, конечно, просели. Поэтому производитель ищет партнеров в России. У нас, например, растут объемы у нефтекамского объединения «Искож». Производители мебели покупали искусственную кожу в Китае и Турции, но сегодня она стала в два раза дороже, поэтому бизнесмены развернулись и пришли куда? В Нефтекамск!

- А кто сильнее всего пострадает?

- Предприятия машиностроительной сферы, которые работают в части поставок продукции под нефтянку. Казалось бы ситуация парадоксальная: нефтяники, газовики, деньги есть. Но предприятию, которое выиграло тендер, металл надо купить, оборудование изготовить, зарплату людям платить. От заключения договора до момента получения денег иногда проходит полтора года. Все это время предприятия живут за счет кредитов, которые подорожали в два раза. И вот он – кассовый разрыв.

- И надолго все это?

- Думаю, что концу года или даже к концу третьего квартала ситуация придет в равновесие, новые контракты будут заключаться по новым ценам. Все вернется на круги своя.

«Инвесторы уехали, радостно хлопая в ладоши»

- В прошлом году озвучивали много перспективных проектов. И завод буровых установок в Башкирии хотели строить, и завод покрышек, и запчасти для иномарок в Белебее собирать. Какова судьба этих начинаний?

- Представители крупной китайской машиностроительной корпорации посмотрели площадки, которые мы им предложили и остановились на компании «Таргин», у них завод в городе Октябрьский. Там все идет, как задумывалось, только чуть по времени отстают.

По поводу завода покрышек я недавно встречался с представителями крупной турецкой компании, которые приехали сюда, чтобы найти площадку и поставщиков. Мы нашли им партнеров в Стерлитамаке. Ребята остались довольны этой поездкой. Уезжали, радостно хлопали в ладоши. Намечается дата второго раунда переговоров - будем обсуждать технические вопросы.

А вот запчасти для иномарок в Белебее пока собирать не планируется. От этой темы отошли, белебеевские предприятия стали затачивать под другое. Все-таки нет ничего более правильного, чем специализация. Вот умеют они делать крепеж и все для этого у них есть: оборудование есть, станки есть, мозги есть.

Алексей Карпухин на рабочем совещании

Алексей Карпухин на рабочем совещании

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

«Как стал министром, пришлось потуже затянуть поясочки»

- Вы впервые стали директором в 24 года. Возглавили, судя по официальной биографии, «Уфимское предприятие научно-производственной фирмы «Тонг». Как вам это удалось?

- Это было начало 90-х годов, экономика была совершенно другая. А еще я хорошо учился. По базовому образованию я геофизик, специализация - ядерная геофизика. Мне повезло: когда я поступал в 1983 году, эту специальность только-только открыли в Уфе.

Это был очень захватывающий процесс! У нас все время были практики, мы не вылезали с промышленных предприятий. Нам лекции по спецкурсам читали люди с ученой степенью, практикующие геофизики, начальники экспедиций!

Начало 90-х - непростые времена, ребенок старший родился, геофизика с точки зрения зарплат прихрамывать стала сильно, а семью нужно было кормить. Так что уход в бизнес стал вынужденной мерой.

- На что вы потратили первую зарплату?

- Я тогда учился в шестом или седьмом классе, красил забор в плодопитомнике. Забор был метров 400 длиной: арматура и сверху две плоских планки с дырочками. Покрасить это все кисточками - с ума можно сойди. Я до сих пор бы, наверное, красил. А тут жилка рационализаторства прорвалась, и мы сделали все очень просто. Я брал брезентовую рукавицу, окунал ее в ведро и руками прокрашивал. А напарник кисточкой проходил по планкам. Закончили недели за две. Правда, руки я потом оттирал долго.

- Сколько заработали тогда?

- Уже не помню. Рублей 15 вроде. Принес домой и маме с папой отдал. Уж как они потратили – не знаю.

- Как-то на пресс-конференции в «КП» Рустэм Закиевич рассказал, что с переходом в министерское кресло вы серьезно потеряли в зарплате – примерно в три раза. Это правда?

- Больше зарабатывать я действительно не стал. Пришлось потуже поясочки затянуть. Теперь меньше тратим.

- Но вы все равно согласились. Почему?

- Наверное, стало интересно. Ту сторону я знал неплохо – кем только не работал: и в горном деле, и главным бухгалтером был, и заводы простаивающие запускал. «Мелеузовские удобрения» два года простаивали, в Салавате тоже полтора года ничего не выпускали. Ничего. Запустили, раскрутили, организовали!

Дети как-то задали вопрос: «Чем ты в своей жизни гордишься?». Я долго думал и сказал: «После меня все работает!» В моем понимании, если запустить процесс так, что ты там становишься ненужным, значит, все сделал правильно.

- А тут на госслужбу зовут…

- Вот эту сторону жизни я не знал вообще. С чиновниками старался не общаться, был о них не очень хорошего мнения. А теперь я понимаю, что это такое! И ни грамма не жалею.

Алексей Карпухин в свободную минутку

Алексей Карпухин в свободную минутку

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

Хобби – собирать пазлы репродукций картин

- У вас большая семья?

- Двое детей. Старшему 25, он уже самостоятельно живет. Младшему 14.

- Сыновья пойдут по вашим стопам – в промышленность? Пустите ли вы их на завод?

- С удовольствием пущу, если захотят, но я не буду насаждать свою точку зрения, потому что я считаю, что в семье, как говорится, «не без урода» и это очень правильно. Я сам «уродом» и являюсь, потому что в моей семье – все педагоги. Как меня в промышленность занесло – не знаю. Мама работала учителем русского языка и литературы в школе, папа был проректором стерлитамакского пединститута. Сестра тоже педагог, сейчас логопедом работает.

- Я знаю, что у вас есть необычное хобби – собирать пазлы. Как семья реагирует? Ведь это все где-то хранить нужно!

- Дома уже привыкли. Время от времени я покупаю новый пазл, чем сложнее и больше – тем лучше. Минимум 2000 кусочков, на один пазл уходит несколько месяцев. Обожаю собирать репродукции картин. Очень тяжело было, например, собирать серию пейзажей Кандинского. Знаете, очень снимает стресс, напрочь мозг отшибает!

Для пазлов у нас специальный стол есть дома. А сейчас с супругой приноровились так: собираем на большом куске ДВП, а когда срочно нужен стол, под кровать его убираем.

- И как храните потом?

- Если нравится, то закатываю в раму и вешаю на стену. Правда, квартира у нас маленькая, все просто не помещается.

- Какие еще традиции есть в вашей семье? Уезжали на майских праздниках в сад открывать сезон шашлыками?

- Такая традиция действительно была. Открывали сезон с помывкой, шашлыками и всеми делами. Но сейчас ездим на дачу круглый год, стараемся каждые выходные. А летом там с превеликим удовольствием живем.

- На приусадебное хозяйство время остается?

- Я только вскапываю грядки и сажаю.

- То есть вы, хоть и министр, не говорите «у меня важное совещание», а самостоятельно копаете?

- Да. Ну, во-первых, я так делаю зарядку, во-вторых, я твердо убежден, что лучше, правильнее и ровнее меня никто не вскопает. Тем самым я еще тешу себя некими радужными перспективами, что я самый крутой на этой планете (смеется). Шучу, конечно. Я вообще люблю руками работать.

- А культурный досуг у вас бывает?

- Могу похвалиться, что побывал во всех лучших операх Европы! В «Ла Скала» очень понравилось. Однажды был там на премьере Вагнера. Это была серьезная поездка, я искал оборудование для предприятия и коллеги пригласили в оперу. А там весь высший свет! Софи Лорен, Джорджио Армани… Вагнер непростой композитор, я думал, будет скукотища несусветная, но время пролетело, как одна минута.

- Откуда у вас такая любовь к классике? Музыкальное образование?

- Да (смеется), я целый один день ходил в музыкальную школу.

- Алексей Иванович, вы очень необычный министр – открытый и искренний. Вы ведь позволите нам это все опубликовать?

- Давайте так - публикуйте, что хотите. Я ничего крамольного и предосудительного не сказал. У нас ведь встреча без галстуков!