Премия Рунета-2020
Уфа
+10°
Boom metrics
Интересное15 октября 2021 6:30

Банки и бизнес: как прошли пандемию, как изменились и чему научились

Как изменились подходы и принципы работы финансовых организаций с бизнес-клиентами – в нашем материале.

О быстром восстановлении малого бизнеса, всеобщем курсе на цифровое взаимодействие, а также о перспективах развития взаимоотношений банков и бизнеса – рассказал заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Евгений Абузов на пресс-конференции РБК.

ПАНДЕМИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР ИЗМЕНЕНИЙ

Коронавирус серьезно ударил по самым разным секторам экономики. Банкам также пришлось быстро приспосабливаться к новым условиям и запросам клиентов. Самое большое изменение за последние полтора года – активный перевод услуг и взаимодействия с клиентов в онлайн-формат. До пандемии Банк Уралсиб в основном фокусировался на офлайн-модели – когда менеджер работает с клиентом в отделении. Однако коронавирус внес свои коррективы.

– От банка, который фокусировался на прямых продажах и все свои усилия направлял на непосредственное взаимодействие менеджера и клиента – мы перешли на омниканальность и цифровое взаимодействие, нашли свои эффективные модели привлечения клиентов и работы с ними, – рассказал Евгений Абузов – Сегодня две трети активных клиентов уже не ходят в банк, все их потребности мы закрываем с помощью дистанционного обслуживания. До пандемии было немного страшно менять привычный канал продаж, однако пандемия не оставила выбора, и модель продаж изменилась очень сильно. Но мы поняли, что новой моделью большинство клиентов осталось довольно, и мы очень активно сейчас работаем над тем, чтобы перенести максимальное количество продуктов в дистанционный формат

- Сегодня мобильным банком пользуется около 30% наших клиентов. Это очень хороший результат – в прошлом году в среднем по банкам показатель был около 20%. А доля пользователей интернет-банка превышает 98% от общего их числа», - отметил топ-менеджер Уралсиба.По словам Евгения Абузова, раньше зачастую банк сотрудничал со сторонними IT-компаниями, но в прошлом году было принято решение значительно расширить собственный штат IT-специалистов, что позволило ускорить разработку и вывод на рынок новых продуктов и сервисов.

БИЗНЕС ВОССТАНОВИЛСЯ

Интересный вопрос – как же коронакризис пережили предприниматели, и как он сказался на их взаимоотношениях с банками?

Понятно было, что особенно сильно в 2020 году от пандемии пострадал малый бизнес. Однако, как отмечает Евгений Абузов, к настоящему моменту сегмент малого бизнеса почти полностью восстановился, как показала практика – предприниматели в целом приспособлены к различным видам кризисов. По словам Евгения Абузова, в 2021 году малый бизнес стал закрываться в полтора раза меньше, чем в 2020-м. Кроме того, в этом году наблюдается положительная дельта – предприятий малого бизнеса открывается больше, чем закрывается.

Но, конечно же, в разных отраслях бизнеса ситуация складывалась и развивалась по-разному.

– Есть индустрии, которые просели, и индустрии, которые выросли, – отметил зампредседателя правления банка. – Например, довольно сильное воздействие пандемия оказала на туриндустрию, где в первые месяцы объем операций упал более чем на 90%. Мы видели это по эквайрингу, особенно заметным падение в туриндустрии было в первые три месяца. Но потом рынок довольно быстро восстановился – за счет того, что люди хоть и стали гораздо меньше ездить за рубеж, но получил развитие внутренний туризм. Так как мы все-таки обслуживаем российский малый бизнес, а не зарубежный, то увидели, что именно российский туризм развился и возможно даже накопил какие-то резервы на случай потенциальных шоковых явлений.

По словам эксперта, есть отдельные отрасли, которые себя чувствуют просто замечательно в текущих условиях – отрасль продаж автомобилей, производства строительных материалов (здесь сейчас идет колоссальный рост цен), компании, обслуживающие гигантов сырьевого сектора. Но есть индустрии, которые пострадали сильнее, это как раз сфера услуг. Потому, что изменились модели поведения потребителей, во многих продуктах они перешли из офлайна в онлайн, и заметно, что онлайн сегмент этой сферы растет с точки зрения объемов существенно быстрее чем офлайн.

–Я не могу сказать, что наша кредитная политика стала более агрессивной. Нет, скорее можно отметить, что большое количество клиентов банка избежали негативных долгосрочных последствий пандемии, и у них есть новые бизнес-модели, по которым их можно кредитовать, – оценивает топ-менеджер.

ЧТО НУЖНО КЛИЕНТУ

Как поменялся запрос клиентов в новых жизненных реалиях?

- Кредитование малого бизнеса растет большими темпами, у нас прирост портфеля за 9 месяцев составил 70%, такого лет 6 не было. Думаю, год закончим со 100-процентным показателем роста. Продажи комиссионных продуктов выросли на 27%, - отмечает Евгений Абузов. –Клиент хочет больше продуктов в дистанционном и цифровом формате. Поэтому сейчас мы активно переносим другие наши продукты в цифру. Есть то, что сложно оцифровать, но, думаю, в течение полугода-года мы завершим процесс.Кроме того, клиенты банка очень заинтересованы в лизинге. Зачастую для них это удобнее, чем кредитование. Также можно отметить возросшую потребность клиента в гарантиях для участия в госзакупках– за 9 месяцев этого года мы выдали малому бизнесу гарантий столько же, что и за весь 2020 год. Интересно, что раньше банки выпускали гарантии только своим самым крупным клиентам, в которых были максимально уверены, и делали по ним довольно глубокий анализ. Потом этот продукт отдельные банки стали предоставлять сегменту малого бизнеса, там процесс начал строиться уже скорее не на анализе каждого отдельного клиента, а начали анализироваться большие массивы данных, большой массив информации для принятия решения. У тех, кто работает в сфере госзакупок, есть запрос на быстрое получение гарантии. Мы сфокусировались на том, чтобы предприниматель, который пришел с полным пакетом документов, мог получить гарантию за несколько часов. Благодаря партнерам мы смогли разработать продукт, который полностью устраивает клиентов с точки зрения скорости, а нас – с точки зрения рисков.

«ВЫГОДНО ДОЛЖНО БЫТЬ И БАНКУ, И КЛИЕНТУ»

Как обновилась продуктовая линейка банков?

- Например, недавно у нас появился пакет услуг «Макс» для малого бизнеса, предлагающий достаточно большое количество услуг за небольшую стоимость.Как нам кажется, что это очень выгодный пакет для малого бизнеса. Для нас он получился практически на грани рентабельности, но это интересное предложение для бизнеса, и мы сделали много усилий по изменению своих процессов, чтобы этот продукт запустить, - отметил Евгений Абузов.

Рассказал спикер и про то, как банк кастомизирует свои предложения для самых разных сегментов и ниш.

– Мы всегда были универсальным банком и сегодня «собираем» предложения и пакеты для разных отраслей. Потому что потребности медицинской отрасли очень сильно отличаются от потребностей розничной торговли, а потребности производственной компании отличаются от потребностей парикмахерской возле дома. И поэтому здесь скорее важен не запуск новых продуктов, а то, как как мы скомпоновали предложение для какого-то отдельного сегмента.Нам интересно, чтобы было выгодно и банку, и клиенту, – говорит топ-менеджер.

В этом плане банк учитывает и региональные особенности. Ведь бизнес в Уфе и в Краснодарском крае сильно отличается.

- Все наши домашние регионы очень разные. Портфель клиентов филиалов, которые ближе к границе, портам, отличается от тех, где моря нет, а значит, нет и внешних связей. В Краснодарскомкрае больше развит туристический и околотуристический бизнес, а Тюменская область работает с сырьем. Этим определяется то, как мы работаем. Что больше интересно клиенту, то Уралсиб и развивает в регионах. Мы универсальный подстраивающийся под клиента банк - это наше конкурентное преимущество, – пояснил банкир.

Кстати про Уфу и родной для банка Башкортостан. По данным местного офиса более 13% местного бизнеса – клиенты Уралсиба. Банк в регионе заметно выделяется возможностями персонального подхода и солидной базой постоянных клиентов. Многие компании выросли и окрепли, перешагнули за границы региона, используя продукты и услуги Уралсиба. За прошедший год с момента введения ковидных ограничений средние остатки привлечения по клиентам увеличились в сегменте малого бизнеса на 12%. Как отметил в беседе с КП управляющий макрорегионом Поволжье ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Марат Мамлеев, поддержка бизнеса всегда была и остается стратегическим вектором работы банка. Заключенные соглашения о сотрудничестве с Правительством Башкортостана охватывают активности в этом направлении, а также образовательные инициативы, такие как Университет бизнеса Уралсиб, который был представлен на Нацфинале Чемпионата WorldSkills в Уфе. «Мы выступили официальным партнером этого мероприятия, так как не только помогаем с подготовкой специалистов профильных направлений в регионе и по праву считаемся кузницей кадров, но и помогаем предпринимателям развивать бизнес с момента появления идеи до этапа активной работы с финансовыми продуктами,» - рассказал Марат Мамлеев.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Как будет развиваться бизнес в ближайшие годы. Магистральные тенденции?

- В сегменте малого бизнеса продолжится тренд на расширение дистанционного формата, переход из офлайн бизнеса в онлайн. Соответственно мы также будем развивать линейку и фокусироваться на продуктах, которые будут востребованы именно этой категорией предпринимателей. Будет расти, в частности, финансирование онлайн бизнеса, предоставление транзакционных услуг для онлайн-бизнеса. Также мы видим в последнее время, что банки кредитуют малый бизнес с помощью моделей, что используются при кредитовании физических лиц. Появляется все больше продуктов, которые основываются не на индивидуальном анализе, а на скоринге. То есть скоро такие модели начнут переходить от физиков к юридическим лицам.Бизнес в целом очень многообразен, можно найти нишу, которая не будет интересовать большое количество банков. Поэтому всегда, на мой взгляд, есть возможность на чем-то сфокусироваться и сделать действительно хороший продукт. И твоим продуктом будут очень активно пользоваться в России, – подытожил эксперт.