Премия Рунета-2020
Уфа
+24°
Boom metrics
Общество6 июня 2024 10:55

«Если ад существует, то он был там»: к 35-летию крупнейшей в истории страны железнодорожной катастрофы под Улу-Теляком

35 лет назад на границе Башкирии и Челябинской области взорвался газопровод и уничтожил два пассажирских поезда: погибли 575 человек
4 июня 1989 года в результате мощнейшего взрыва полностью сгорели 38 вагонов двух пассажирских поездов: «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск – Адлер». Фото: архив Юрия Вишни

4 июня 1989 года в результате мощнейшего взрыва полностью сгорели 38 вагонов двух пассажирских поездов: «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск – Адлер». Фото: архив Юрия Вишни

4 июня исполнилось ровно 35 лет со дня крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории России и СССР. В ту роковую ночь на перегоне Аша-Улу-Теляк прогремел мощный взрыв, уничтоживший два пассажирских поезда. По разным оценкам погибли от 575 до 645 человек, сотни людей остались инвалидами.

Многих тогда признали пропавшими без вести – огненный смерч был настолько сильным, что превращал живых людей в золу. Все, кто видел воочию происходившее, в один голос уверяют: «Если ад существует, то он был там».

В годовщину крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории нашей страны, «КП-Уфа» вспоминает о тех страшных событиях и публикует воспоминания очевидцев.

ПРОКЛЯТЫЙ КИЛОМЕТР

Авария произошла на 1710 километре Транссибирской магистрали, в момент, когда на параллельных путях встретились поезда «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск – Адлер». Сегодня выжившие в катастрофе, а также родные и близкие погибших, называют это место не иначе как «проклятый километр».

1710 километр стал братской могилой для тех, чьи останки так и не смогли найти. Фото: «Наш Урал»

1710 километр стал братской могилой для тех, чьи останки так и не смогли найти. Фото: «Наш Урал»

В вагонах находились 1284 пассажиров, среди них 67 жителей Башкирии. 11 уроженцев республики погибли на месте, еще 21 – от страшных ожогов в больницах, выжить смогли лишь 35. Люди ехали целыми семьями, с маленькими детьми. Кто-то возвращался из отпуска на Черном море, кто-то напротив, отправился туда, предвкушая беззаботные денечки на пляже.

Причиной взрыва стала утечка на магистральном газопроводе – скопившийся в низине углеводород взорвался и в считанные секунды превратил оба состава в обугленное железо. Позднее один из экспертов назвал силу взрыва и масштаб разрушений сопоставимыми с атомной бомбардировкой Хиросимы – до 12 килотонн в тротиловом эквиваленте. В эпицентре температура достигла тысячи градусов Цельсия, из-за чего сам воздух превращал в пепел все на своем пути.

Общее количество жертв катастрофы до сих пор точно не определено: некоторые эксперты говорят о цифре в 780 человек

Общее количество жертв катастрофы до сих пор точно не определено: некоторые эксперты говорят о цифре в 780 человек

В память о жертвах, на месте катастрофы в 1992 году был установлен мемориал. Именно сюда вот уже больше трех десятилетий подряд каждый год приезжают родные и близкие погибших, участники ликвидации аварии и просто неравнодушные люди. Катастрофа объединила сотни жителей из 45 регионов России и девяти республик бывшего Советского Союза.

«НЕХОРОШИЙ ТУМАН»

Многие участники ликвидации аварии и эксперты, проводившие расследование, говорили о тех событиях, как о роковом стечении обстоятельств. Первый тревожный сигнал о том, что происходит что-то неладное, заметили вечером 3 июня на Миннебаевском газоперерабатывающем заводе. Оператор на приеме продукта увидел, что в трубопроводе упало давление. Вместо того, чтобы найти причину, он просто передал своим сменщикам команду «немного поддать» – увеличить давление.

Как выяснилось позднее, трубопровод для транспортировки сжиженного газа был изначально построен с нарушениями, да и вообще его корпус был поврежден экскаватором. Образовалась узкая щель длиной почти 1,7 метров, но проблему никто как будто не обнаружил и объект сдали в эксплуатацию.

Как заключила специальная комиссия, причиной утечки газа стала спешка в процессе строительства и «волевое решение» об изменении типа продукта, который транспортировали по трубопроводу. Да, изначально по нему должны были перекачивать нефть. В результате игнорирования утечки на продуктопроводе газ вырвался на поверхность и заполнил низину.

Железнодорожные пути проходили по искусственной возвышенности, на специальной насыпи. Так и получилось, что в момент встречи друг с другом оба пассажирских состава оказались как бы над «озером», наполненным чрезвычайно огнеопасным газом.

– Никакого предчувствия беды в тот день не было. Мы отдохнули в Усть-Катаве, прицепили состав и возвращались домой. Единственное, на что я обратил внимание – нехороший туман, который стелился по земле, – вспоминал спустя много лет после трагедии помощник машиниста поезда «Новосибирск – Адлер» Сергей Васильев.

В июне 1989-го ему было всего 18 лет, он только окончил железнодорожное училище. Тогда Сергей думал, что после этого рейса почти сразу уйдет в армию, но этому не суждено было случиться – в огненном хаосе он получил ожоги 80% тела и три месяца после этого пролежал в больнице.

В результате взрыва 11 вагонов отлетели с рельсов в сторону, словно брошенные кем-то игрушки. Несколько из них обуглились как перегоревшие свечи

В результате взрыва 11 вагонов отлетели с рельсов в сторону, словно брошенные кем-то игрушки. Несколько из них обуглились как перегоревшие свечи

РОКОВЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Незадолго до тех самых пассажирских поездов 1710 километр проехали еще несколько составов, машинисты которых докладывали о сильном запахе газа на участке. Однако диспетчеры, принявшие эти сообщение, не решились остановить движение по Транссибирской магистрали. Не смогли или не захотели брать на себя такую большую ответственность.

Еще одно невероятное и трагическое стечение обстоятельств – встреча двух пассажирских поездов именно на этом участке. Дело в том, что «Новосибирск – Адлер» отставал от расписания: у беременной пассажирки прямо в пути начались схватки, и составу пришлось задержаться на станции, подождать, пока ее заберет скорая помощь.

В итоге, «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск – Адлер» встретились именно на перегоне Аша-Улу-Теляк, ныне это Иглинский район Башкирии. Составы почти разъехались в разные стороны, но тут внезапно прогремел взрыв. Примерное время разверзшегося на 1710 километре ада – 01:14.

Что стало причиной возгорания, до сих пор сказать сложно. Может быть, кто-то на ходу выбросил окурок из окна тамбура, а, может, колеса поезда высекли искру. В одно мгновение 38 вагонов с тысячами людей внутри оказались в эпицентре огненного озера. Многих пассажиров и сотрудников локомотивных бригад так и не смогли найти – они превратились в пепел.

На фото: место катастрофы с высоты птичьего полета. Фото: Раиф Бадыков/«Республика Башкортостан»

На фото: место катастрофы с высоты птичьего полета. Фото: Раиф Бадыков/«Республика Башкортостан»

«ДУМАЛ БОМБЕЖКА НАЧАЛАСЬ»

Даже спустя 35 лет после трагедии эти цифры вызывают мурашки, а воспоминания выживших в огненном аду – повергают в шок. По официальным данным, 575 человек погибли, 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги. По неофициальны данным, в катастрофе погибли около 780 человек – многие ехали «зайцем», на детей до пяти лет билеты не выписывали. Поэтому и число пассажиров могло быть значительно больше.

Среди погибших 181 ребенок, в том числе девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73» из Челябинска. Ребятам за спортивные достижения выдали путевки на Черное море, при взрыве выжил только один юный хоккеист.

Прогремевший взрыв был настолько сильным, что ударная волна отбросила с путей 11 вагонов так, словно это какие-то игрушки. В центре расположенного в нескольких километрах города Аша выбило стекла с витрин магазинов. На фотографии с вертолета видно, что густой лес полег, как трава под натиском ветра, а в самой низине образовалась гигантская воронка.

– Первое, о чем я тогда подумал – что война началась, что это бомбежка. Когда узнал, что причиной взрыва стала чья-то халатность, такая злость меня взяла, – вспоминал спустя четверть века после трагедии помощник машиниста Сергей Васильев.

10 лет назад в разговоре с «Комсомолкой» участковый милиционер из поселка «Красный Восход» Анатолий Безруков вспоминал, что прогремело два взрыва. Ему тогда было 25 лет, и он оказался в числе первых, кто прибыл на место происшествия. Помогал вытаскивать раненых, лично достал из горящих вагонов семерых человек, а затем сел за руль и стал отвозить раненых в больницы.

– Сначала был один взрыв, потом второй. Если есть ад, то он был там: ты из темноты лезешь на эту насыпь, перед тобой огонь и из него ползут люди. Я видел, как человек горит синим пламенем, как висит кожа на теле лоскутами, женщину на ветке со вспоротым животом. А на следующий день я уже по работе выехал на место, начали собирать вещественные доказательства. Вот лежит пепел – все, что от человека осталось, а посередине блестит заколка от галстука. Значит, солдатик был. Я даже не боялся. Не может быть никому страшнее, чем тем, кто ехал в этих поездах. Гарью там еще очень долго пахло…

Пострадавших с сильными ожогами вертолетами доставляли в Уфу, Челябинск и Свердловск. Фото: Раиф Бадыков/«Республика Башкортостан»

Пострадавших с сильными ожогами вертолетами доставляли в Уфу, Челябинск и Свердловск. Фото: Раиф Бадыков/«Республика Башкортостан»

Еще один очевидец тех страшных событий вспоминает, что примерно к 11 часам утра на месте эпицентра взрыва осталась лишь выжженная земля. А вокруг почти ни одного дерева – густой лес как будто вырвали с корнем.

– Когда мы прибыли на место, насыпь железнодорожная полностью исчезла, а рельсы завернулись «восьмеркой» – настолько высокая температура была. Несколько вагонов были свернуты, как догоревшие свечки, а остальные просто выгорели. Стоял запах чего-то жженого и гари, вокруг обгоревшие тела, – вспоминает собеседник «Комсомолки», пожелавший остаться неназванным.

«ПАНИКИ НЕ БЫЛО»

Практически сразу после взрыва жители близлежащих деревень бросились на помощь пострадавшим. Они помогали обгоревшим в пожаре людям выбраться из «стального плена» – многие попросту застряли в перевернувшихся вагонах. Всюду крики о помощи и плач.

– Подъехать к поездам оказалось трудно, дороги не было, кругом лес и на руках приходилось вытаскивать людей к машинам. Человека несут, он вроде бы живой, нормально себя чувствует, донесли, раз – и умер. Кругом военные, кругом милиции на каждом метре. Какой-то злобы, паники не было, все были спокойными, – вспоминает собкор «Комсомольской Правды» Сергей Смирнов, который работал на месте трагедии.

Подробности трагедии и ее невероятно гигантский масштаб партийные власти поначалу скрывали. По телевизору и по радио лишь сухо отчеканили: под Улу-Теляком произошла железнодорожная катастрофа. К утру 4 июня на место трагедии прибыли высокопоставленные чиновники из Москвы, в том числе генсек КПСС Михаил Горбачев и председатель правительства СССР Николай Рыжков.

На траурную церемонию прощания пришли тысячи неравнодушных людей. Фото: архив Юрия Вишни

На траурную церемонию прощания пришли тысячи неравнодушных людей. Фото: архив Юрия Вишни

– На ликвидацию последствий, помимо местных жителей, приехали солдаты, коммунисты-добровольцы, сотрудники разных предприятий. Работали очень слаженно, но некоторые люди, столкнувшись с происходящим вокруг, увидев обугленные, в том числе детские тела, не выдерживали. Очень многих тошнило, кто-то впадал в истерику. Медики очень хорошо работали, первую помощь оказывали. Потом уже наладили доставку пострадавших вертолетами, везли в Уфу и в Челябинск. Тел было настолько много, что пришлось пригнать на место рефрижераторы, где размещали погибших, – вспоминает очевидец трагедии.

Тысячи людей работали быстро и слаженно, помогая раненым и разгребая завалы. По воспоминаниям очевидцев, уже примерно через четыре дня на этом участке восстановили движение поездов. Об истинных масштабах катастрофы жителям Советского Союза стало известно намного позднее, когда выжившие смогли рассказать о пережитом журналистам.

5 июня 1989 года в память о погибших было объявлено днем Всесоюзного траура.

В 1992 году в память о погибших на месте трагедии был установлен мемориал. Каждый год 4 июня сюда приезжают выжившие и родственники погибших. Фото: РДК Иглинского района РБ

В 1992 году в память о погибших на месте трагедии был установлен мемориал. Каждый год 4 июня сюда приезжают выжившие и родственники погибших. Фото: РДК Иглинского района РБ

ДВЕ РАСПЛАВЛЕННЫЕ РЕЛЬСЫ

По факту аварии на перегоне Аша-Улу-Теляк возбудили уголовное дело. В ходе следствия выяснилось, что щель в трубопроводе образовалась как минимум за четыре года до трагедии. Проще говоря, взрыв был лишь вопросом времени.

Виновными в крупнейшей железнодорожной катастрофе в истории СССР и России были признаны начальник участка, прораб, мастер и несколько строителей газопровода. Каждого приговорили к двум годам в колонии-поселении. Никому из больших начальников, принимавших объект в эксплуатацию, даже не предъявили обвинения.

Спустя три года после чудовищного взрыва на 1710 километре Транссибирской магистрали в память о погибших был установлен памятник. Два каменных силуэта серого цвета, как напоминание о тех, кто в ту ночь из-за человеческой ошибки и халатности в одночасье превратился в пепел и золу.

– Он символизирует две расплавленные рельсы и одновременно профиль женский. А еще около дороги стоят яркие красные беседки. Их установили в местах, где лежали полностью сгоревшие вагоны. Там родные собираются, поминают, – вспоминал несколько лет назад глава сельсовета «Красный Восход» Сергей Косматков.

Каждый год, 4 июня, к мемориалу приезжают родные и близкие погибших, возлагают цветы. Чтобы мир помнил о трагедии в Улу-Теляке, унесшей жизни сотен и искалечивший души тысяч ни в чем неповинных людей.