Интересное31 марта 2021 7:00

Про зиму-2021 в цифрах: предварительные итоги отопительного периода

Почему мы так много платим за отопление, «урежут» ли тарифы, и как оплачивать коммуналку, не выходя из дома – читайте в этом материале.

Календарная зима кончилась, но холода не отступают. Однако уже сейчас можно подвести предварительные итоги отопительного периода, который в этом году выдался очень непростым.

Почему все-таки цифры в квитанциях этой зимой неприятно удивляли, от чего зависит стоимость коммунальных услуг, есть ли надежда, что тарифы станут меньше, и почему платить нужно вовремя – обо всем этом мы поговорили с представителями власти и ресурсоснабжающих организаций.

«ОДНА ИЗ САМЫХ ХОЛОДНЫХ ЗИМ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ»

Это была неожиданно холодная зима для всех нас. Как тепловые сети прошли подобное испытание?

- Эта зима одна из самых холодных за последние годы: декабрь 2020 значительно холоднее 2019 (12,2 против 6,09 градуса Цельсия), январь на 4 градуса холоднее, а февраль на 8 градусов по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, были резкие перепады температуры. Все это неизбежно сказывается на режиме работы тепловых сетей и оборудования.Процент износа тепловых сетей достаточно высок – 54% трубопроводов отопления в эксплуатации уже больше 25 лет. Но о большой аварийности в этом отопительном периоде говорить не приходится, - подчеркивает Азат Абдуллин, главный инженер ООО «БашРТС». - Кажется, что ситуация по аварийности стала хуже, но это не так. С начала отопительного сезона было 8 технологических нарушений, из них 3не на оборудовании ООО «БашРТС», а на оборудовании смежных предприятий. В прошлом году было 9 нарушений.

- Мы также не наблюдали всплеска аварий, не было ни одной аварийной ситуации, зафиксировано 34 аварийных отключения. В прошлом году было 40, - говорит Алексей Маслов, технический директор МУП «Уфимские инженерные сети г. Уфы». - Добавлю, что в сравнении с другими городами страны, это низкая аварийность. Любое повреждение связано и со сроком службы сетей, и с режимом эксплуатации, к тому же, в этот год были более резкие перепады температур, это сказалось. Но мы стараемся содержать сети на должном уровне.

Можно ли избежать аварий и отключений в предстоящем периоде?

- Мы действуем в рамках бюджета, за каждую копейку отчитываемся. Что касается работы, во многом следующий отопительный сезон зависит от качества проводимых гидравлических испытаний и других регламентных работ в летний период. Будем готовиться, - говорит Азат Абдуллин.

ПРО ДОЛГИ И ДОЛЖНИКОВ

Если говорить конкретно – сколько задолжали жители Башкирии за отопление и газ? Увеличился ли размер долга по сравнению с предыдущим периодом?

- На 1 января 2021 года сумма долга собственников квартир во всех городах составила 3 млрд 15 млн. К началу 2020 года было порядка 1 млрд 100 млн, - отмечает Ирина Попова, директор филиала «Теплосбыт» ООО «БашРТС». – Но сразу скажу, что объем дебиторской задолженности зависит от проданного товара, в нашем случае тепла, а его количество зависит от температуры. Кроме того, в начале 2020 года проводилась корректировка. Поэтому не совсем правильно сравнивать данные за два года. На 1 марта 2021 года – задолженность клиентов-физических лиц БашРТС составляет 3 млрд 461 млн, 163 тысячи человек – это те должники, которые несвоевременно оплачивают задолженность.

Платят далеко не все: у одних нет средств, другие забывают, третьи демонстрируют принципиальную позицию. А чем это чревато?

- Несвоевременная оплата в целом отрицательно сказывается на надёжности сферы теплоснабжения, - отмечает Азат Абдуллин. Долги потребителей могут стать причиной возникновения сложностей с закупкой топлива для котельных ООО «БашРТС», обслуживанием теплосетей, основного и вспомогательного оборудования. Более того, неплатежи ставят под угрозу срыва реализацию ремонтных и инвестиционных программ компании, создавая серьёзные риски для бесперебойного теплоснабжения всех потребителей.

- Порядка 200 млн на этот год у нас предусмотрено на ремонт 4200кв.м сетей, чуть больше, чем в прошлом году. Стараемся в первую очередь ремонтировать магистральные сети, но и ориентируемся на повреждаемость. Пока мы в состоянии содержать сети в должном состоянии, - говорит Алексей Маслов.

ПЕНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В КВИТАНЦИИ

В 2020 году в связи с пандемией должникам «прощали» пени. А как обстоит ситуация сегодня?

- В прошлом году ограничения сказались и на специфике нашей работы, и на задолженности. Не было никаких уведомлений, не начислялись пени, и задолженность выросла, - рассказывает Лилия Набиуллина, начальник службы по работе с населением по Уфимскому региону ООО «Газпром межрегионгаз Уфа»-Мы благодарим тех, кто своевременно передает показания и оплачивает газ. Напомню, что для удобства потребителей работают все дистанционные сервисы, мы ввели интерактивные голосовые меню в едином центре телефонных обращений, а передавать показания можно онлайн круглосуточно. Оплачивать квитанции можно разными способами, причем, через банковские приложения комиссия не взимается. Если возник вопрос, необязательно обращаться лично, через абонентский участок, можно прислать обращение на электронную почту или использовать другой способ. Кроме того, хочу обратить внимание читателей на участившиеся случаи мошенничества. В удостоверениях наших работников есть логотип компании и печать, сотрудники не принимают никакие деньги на руки, а плата выставляется только в квитанции. Будьте бдительны.

- Потребителям ООО «БашРТС», которые несвоевременно оплатили тепло и горячую воду за предыдущие периоды, в платежке за март будут выставлены пени. При этом пени – это лишь малая часть мероприятий, направленных на взыскание дебиторской задолженности. Среди наиболее действенных мер – это передача информации о должниках в Национальное бюро кредитных историй (НКБИ) и направление заявлений в Управление Федеральной службы судебных приставов о временном ограничении на выезд должника из России. Кроме того, к последствиям несвоевременной оплаты относятся ограничение предоставления коммунальных услуг и принудительное взыскание долга службой судебных приставов, в том числе посредством наложения ареста на имущество, денежные средства и ценные бумаги должника, - предупреждает Ирина Попова. – За январь сбор платежей составил 80%, а за февраль уже 83%. Платежная дисциплина растет, и 3% - это значительная сумма для населения. Значит, у людей есть понимание, как происходит формирование платы, осознание, что нужно платить вовремя. Тем не менее, у нас есть большой поток обращений по формированию платы, сейчас нам удалось немного разгрузить горячую линию. По вопросам предлагаем потребителям обращаться онлайн, но, если нет такой возможности,жители могут записаться на прием в клиентский офис.

- Долг в этом году вырос на 300 млн, значительно упали платежи в январе и феврале, что связано со снижением платежеспособности населения в пору пандемии, - рассказывает Аркадий Никифоров, главный специалист МУП «Уфимские инженерные сети г. Уфа». - В марте произошел перелом ситуации, мы получили несколько тысяч обращений. И видим, что в марте задолженность пойдет на снижение, надеемся выправить ситуацию. Однако в отношении должников мы также вынуждены начислять пени.

УМЕНЬШАТСЯ ЛИ ТАРИФЫ?

Действительно ли в Башкирии действуют более высокие тарифы, чем в других регионах страны. И есть ли шанс, что их «урежут»?

- Нам понятно волнение людей. Но тарифы формируются исключительно в соответствии с федеральным законодательством, и с учетом баланса интересов потребителей и поставщиков ресурсов, - пояснила Эмилия Абдуллина, зам.председателя Госкомитета РБ по тарифам. В сфере теплоснабжения, для того, чтобы одни могли окупить расходы на производство поставляемого потребителям тепла, а другие были в состоянии платить за него, тарифы должны быть доступны потребителям. Отмечу, что тариф устанавливается для каждой ресурсоснабжающей организации на основании обосновывающих документов. Но поскольку организации в разных условиях производят тепло, то и законом предусмотрено, что и тарифы будут у всех разные. Те ресурсники, для которых установлены наиболее высокие тарифы, реализуют инвестиционные программы, то есть часть средств тратят на реконструкцию и ремонт сетей, замену оборудования, чтобы обеспечивать безаварийную работу систем теплоснабжения. Что касается возможности снижения тарифа, могу сказать должно быть хотя бы одно из 12 оснований, указанных в «Правилах регулирования тарифов в сфере теплоснабжения» для досрочного пересмотра тарифа.

ПРОБЛЕМА – В СЧЕТЧИКАХ?

История с увеличившимися платежками показала нам, что зачастую корень зла кроется в… подвале. Там, где установлен общедомовой прибор учета, который вдруг вышел из строя или стал «привирать». А иногда счетчика и вовсе нет, а чтобы установить, с жителей требуют до 2 млн рублей! Кто должен устанавливать ОДПУ, за чей счет? И сколько он стоит на самом деле?

- Там, где нет прибора учета, проблем не возникает –люди платят по нормативам, - рассказывает Марат Шангареев, заместитель министра ЖКХ РБ.А вот там, где стоят счетчики, резкие температурные скачки с ноября по декабрь 2020 года значительно сказались на показателях приборов учета, что и вызвало негатив у граждан. Но были в этом отопительном периоде, конечно, и случаи аномального потребления, где не сработали узлы – по каждому факту разбирается комиссия и при необходимости будет произведен перерасчет.

По словам замминистра ЖКХ, жильцы многоквартирных домов должны были установить ОДПУ еще до 2017 года – через управляющую компанию.

- Если этого не произошло, ресурсоснабжающая компания должна установить приборы учета сама, а стоимость предъявить на оплату гражданам. Можно сразу заплатить, можно с рассрочкой на 5 лет, которая распределяется по платежам за отопление, - поясняет Марат Шангареев. – Что касается стоимости ОДПУ, нужно понимать, что это набор приборов и работ, поэтому цены в каждом случае разные. Они еще зависят от объема потребления, возможно, где-то требуется перенос коммуникаций. Примерно на сегодняшний день установка ОДПУ в малоэтажках доходит до 400 тысяч рублей. В многоэтажных домах один узел учета обойдется в 250 – 350 тысяч рублей. Но их может быть несколько, в зависимости от количества секций, от конструктивных особенностей дома.

ПРО ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СЧЕТЧИКИ

А нужны ли вообще ОДПУ, если можно просто платить по нормативам?

- По закону приборы учета должны устанавливаться обязательно, а где их нет, вводится повышающий коэффициент, - поясняет зам.министра ЖКХ. – И нужно понимать: в перерасчете на год прибор учета все равно покажет меньше, чем по нормативам, поэтому это не только обязательно, но и выгодно. Кто недоволен, пусть посмотрит квитанции за сентябрь-октябрь, там начисления существенно ниже, хотя в пиковые зимние месяцы выше, чем по нормативам.

Тут также нужно вспомнить и про индивидуальные счетчики, которые установлены поквартирно.

- В прошлом году был введен мораторий в части замены и поверки индивидуальных приборов учета. Сейчас он снят, и жильцам нужно вспомнить, что они обязаны содержать их в рабочем режиме, поскольку это также влияет на размер ежемесячной платы за горячую воду или отопление (если такой счетчик установлен и принят в эксплуатацию), - напоминает Ирина Попова. - Передавать показания нужно вовремя – не позднее 25 числа каждого месяца, и платить не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. Кстати, ООО «БашРТС» предлагает своим клиентам зарегистрироваться в личном кабинете на сайте компании и платить так, чтобы сэкономить на комиссии в банках.

ЕСТЬ СОМНЕНИЯ? НУЖНО РАЗБИРАТЬСЯ

Разные случаи бывают: жильцы одного из домов в Уфе получили неправдоподобно большие платежки за февраль. А вскоре в подъездах появилось объявление от имени местной УК, дескать, платить не надо, это незаконные начисления.

- Мы в курсе про этот случай, там ЖЭУ не позаботилось своевременно о работе ОДПУ, который был неисправен. С представителями ЖЭУ мы встретимся в суде, а жителям необходимо платить по полученным квитанциям. Если оплаты не последует, мы будем вынуждены начислить пени. Но тут нужно привлечь управляющую компанию, которая не устранила неполадки в работе прибора учета и из-за которой пострадали жители дома.

Много ли вообще жалоб по квитанциям в этом периоде?

- Количество обращений выросло в разы. Если за весь прошлый год мы получили чуть больше 19 000 обращений, тона сегодня получено уже порядка 10000 обращений. Это очень много, - отмечает Динар Дияров, заместитель председателя Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору. - Половина - по начислению платы за отопление. Из них – 4200 обращений от жителей Уфы. В ходе проверок осмотрены более 500 многоквартирных домов, по 175 были основания для разбирательства: по части начисления или работы узлов учета, работе тепловых пунктов, нарушения графиков, соблюдения температурного режима. Составлено 32 административных протокола, из них пять в отношении ресурсоснабжающих организаций, остальные – УК. Кроме начислений, есть вопросы по оплате в домах, где нет прибора учета. Поскольку с 1 сентября 2019 года мы перешли на систему 1/8, там, где нет ОДПУ, стоимость тепловой энергии привели к 8-месячному графику, соответственно, стоимость услуг выросла. Но мы ведем разъяснительную работу, и сейчас количество обращений стало меньше. Что касается домов с ОДПУ, анализ показывает, что там, где приборы работают корректно, нет нарушений температурного графика, там стоимость услуг теплоснабжения выходит ниже, чем по нормативам.

- Разработана дорожная карта, согласно которой управляющие компании ведут работу по установлению обстоятельств по жалобам жильцов. Сверки площадей завершены 19 марта, до 24 марта идет разработка планов обходов домов, с участием депутатов, ресурсоснабжающих организаций, и других заинтересованных лиц. Обязательно присутствуют председатели советов МКД, уведомляется госжилинспекция, - рассказывает Раис Юмадилов, первый заместитель директора МБУ «УЖХ ГО г. Уфа РБ». - Что касается работы инженерного оборудования, тоже ходили по подвалам, где-то составили дефектные ведомости. У крупных управляющих компаний почти 4000 высоток, и почти все оснащены ОДПУ. А если есть изъяны, то УК стараются в двухмесячный срок устранить их.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА

И все-таки, можно найти компромисс между населением, ресурсниками и управляющими компаниями?

- Надо понимать, что проблема в первую очередь не в том, что людям неудобно платить, а в том, что нечем платить. Да, тарифы не сильно растут, но и покупательная способность падает. Вроде бы, подумаешь, на 1-2 тысячи больше платежка, но это не мелочи, - говорит Владимир Барабаш,председатель совета при главе РБ по правам человека и развитию институтов гражданского общества. - К нам очень много людей обращается, в том числе, в ряде случаев вносят сумятицу разные ЖЭУ и УК. Я ни разу не слышал, чтобы у какой-нибудь управляющей компании отозвали лицензию. А почему? Пусть отвечают. Люди не могут сами себя защищать, поэтому их должны представлять выбранные управляющие компании. И они должны отвечать запросам жителей. Но есть и положительный момент: январь был холоднее, чем декабрь, но потребление в январе оказалось меньше. За счет чего? Потому что начали активно работать с людьми, и они стали больше требовать от своих УК. Соответственно, те начали чинить форточки, утеплять подъезды и так далее. Даже при существующем тарифе можно сэкономить на коммуналке, просто сделав свой дом энергоэффективным. Нужно разъяснять людям, и если это не делают управляющие компании, то пусть возьмут на себя часть такой работы ресурсоснабжающие организации. Помимо прочего, можно помочь людям, просто объяснив им, на какие субсидии и льготы они имеют право.

А если счетчики работают неправильно, кто несет ответственность? И кто должен компенсировать переплаты из-за этого?

- Есть два варианта развития событий. Если прибор вышел из строя, то есть вообще не показывает данные. По закону есть 2 месяца на исправление ситуации, в это время оплата начисляется не по нормативам, а по средним показателям, - рассказывает Аркадий Никифоров. – Второй случай, когда есть какие-то временные неполадки, например, села батарейка или был скачок отопления – здесь нужно проверить ситуацию и разобраться. Активность должны проявлять собственники, так как это их имущество, и требовать от УК предпринять меры.

Но по факту получается, что за все расходы в итоге платят жильцы. И даже если управляющая компания получит штраф, то и он ложится бременем на кошельки людей, ведь на их деньги существует УК.

- Нужно вообще переосмыслить взаимодействие УК и жителей на более высоком уровне. А пока люди сами должны стараться защищать себя: если УК не соответствует их запросам – менять ее, - говорит Владимир Барабаш.

Как передавать показания за газ:

1.СМС на номер +79857707575 (МРГУФА Номер лицевого счета Показание счетчика)

2.Через единый центр телефонных обращений: 8-800-347-8-800, 8-347-286-21-07, 8-987-471-71-04

3.Круглосуточно на автоответчик: 8-347-286-21-77 (голосовой ввод)

Как платить за газ:

1.Через личный кабинет Мойгаз.смородина.онлайн

2.Мобильные приложения банков

3.Личные кабинеты банков

3.Портал Госуслуги

4.Сайт Почты России

Как связаться с ООО «БашРТС»

1.8-800-511-30-15 – бесплатный многоканальный телефон для клиентов ООО «БашРТС». График работы: пн-пт – с 08:30 до 17:30, сб – с 9:00 до 18:00;

2. bashrts_tsp@bgkrb.ru – электронная почта для клиентов ООО «БашРТС»;

3. официальные страницы ООО «БашРТС» в социальных сетях: Вконтакте и Facebook;

4. центр обслуживания клиентов ООО «БашРТС» (необходима предварительная запись 8-800-511-30-15, график работы многоканального телефона: пн-пт – с 08:30 до 17:30, сб – с 9:00 до 18:00);

5. виртуальная приёмная в личном кабинете клиента

6.Оплата без комиссии – в личном кабинете клиента

ООО «БашРТС»