Интересное

Тепло в дом: За что мы платим?

Из чего складываются цифры за отопление в квитанциях, и почему они снова выросли – да еще так значительно – разбираемся с экспертами.

Зимой 2020-2021 жители Башкирии возмутились: счета за отопление у многих увеличились почти в два раза! При том, что в некоторых домах, бывает, мерзнут, а в других – открывают форточки настежь, фактически переплачивая за отопление улицы. Почему так происходит, как защитить свои права и что делать, чтобы сэкономить, выясняли с представителями власти, ресурсоснабжающих организаций и общественных организаций. Именно этой теме был посвящен очередной круглый стол в пресс-центре «Комсомольской правды». Мероприятие проходило с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора.

ОТКУДА ТАКИЕ ЦИФРЫ?

Пришла зима – и сказалось это не только на заметенных снегом улицах, но и на платежках. Значительно выросли цифры в счетах за отопление в квитанциях жителей Башкирии. Что, разумеется, спровоцировало волну негодования. Так в чем дело? Почему такой резкий рост?

- Не стоит забывать, что с осени 2019 года республика перешла на систему 1/8, подразумевающую оплатупо факту, жители получают счета за тепло только в отопительный период, - напомниладиректор филиала «Теплосбыт» ООО «БашРТС»Ирина Попова. –Почему за декабрь выше цифры? Все просто: потому что в декабре температура воздуха была ниже, чем в ноябре: -4 и -12, разница значительная, что и отразилось в квитанциях. Кроме того, напоминаю, в случае отсутствия прибора учета, в течение 8 месяцев отопительного периода начисления выставляются по нормативу Госкомитета РБ по тарифам. Если прибор есть, но вышел из строя, плата начисляется сначала по средним показателям, потом – по нормативам.Летом начисления за тепло были нулевыми.

Система оплаты новая, а возмущения по счетам всегда были, отмечают участники мероприятия.

- Каждый год по сравнению с предыдущими годами, когда платежи за отопление «раскидывались» на 12 месяцев, всегда была негативная реакция - почему оплата выше, - отмечаетпредседатель Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзоруИльдар Шафиков. – Но у новой системы оплаты есть серьезный плюс: теперь каждый собственник жилья может отследить, как начисляется плата за отопление из месяца в месяц, может быстро отреагировать на аномальные изменения в показаниях ОДПУ. Тогда как по системе 1/12 это можно было отследить только в конце года, когда время уже упущено.

ТАРИФЫ – ЗАВЫШЕНЫ?

Многие наверняка видели рассылку с данными по тарифам за отопление, согласно которой в Уфе цифры на порядок выше, чем даже в городах северных и, соответственно, более холодных регионов. Действительно ли все так?

- Мы тоже видели эту таблицу, там указано, что в Сургуте тариф на отопление составляет 1852 рубля за Гкал. На самом деле, там шесть ресурсоснабжающих организаций, и тарифы варьируются от 1618 до 2646 рублей. В Уфе работает девять теплоснабжающих организаций, тарифы варьируются от 1167 до 2973 рублей. Всего в Башкирии действует более 100 компаний, самый высокий тариф – 3161,29 рублей, но там ресурсом являются дрова. На участке с самым низким тарифом - 1167 рублей –работает новая автоматизированная котельная, без персонала, соответственно, при расчете тарифа учтены только энергоресурсы. Это наша перспектива, к этому мы стремимся, - говоритпредседатель Государственного комитета РБ по тарифамСветлана Бурдюк.

Что касается ООО «БашРТС», к которому почему-то предъявляется больше всех претензий, у них рост тарифа с учетом корректировок Госкомитета РБ по тарифам составил всего 3%.

- Не всегда мы утверждаем те тарифы, которые заявляет та или иная теплоснабжающая компания. Например, есть одна компания, которая заявила тариф около 6900 рублей, но мы им утвердили тариф в три раза меньше, - говорит Светлана Бурдюк. - Действуя в соответствии с нормативно-правовыми актами, мы исключаем все необоснованные моменты, оставляем только фактические и необходимые затраты.

Сейчас, по ее словам, в республике действует тариф, который не менялся с прошлого года, индексация будет произведена 1 июля 2021 года: будет учтена федеральная цена на газ.

«ПЛАТА В ЦЕЛОМ ЗА ГОД НЕ ВЫРОСЛА»

- Переход на систему оплаты 1/8 произошел еще в 2019 году. Мы специально изучили публикации на эту тему, было около 1000 публикаций в разных СМИ. На время перехода в Министерстве работала горячая линия, но потом мы вынуждены были ее закрыть. С 1 октября по 1 декабря поступило всего около 15 звонков! – рассказывает заместитель министра Министерства ЖКХ Башкирии Марат Шангареев. -То есть людей попросту не интересовал этот вопрос, говорили: «мы все понимаем». А сейчас откуда взялся такой всплеск возмущения? Потому что получили платежку. Как только народ увидел изменения в рублях, сразу пошел разбираться.Но забыли, что в сентябре платили по 200-500 рублей, кому-то вообще платежка не приходила. Да, в декабре счета выше. Но если сравнить с платой в целом за год - ничего не поменялось по сути.

Также он отметил, что сезонность сказывается и на суммах льгот. Субсидии зимойтоже – больше.

- Если сложить объем оплаты за отопление за 12 месяцев, то в целом цифра не выросла. Напротив – по некоторым домам даже стала меньше: в среднем, собственник двухкомнатной квартиры платит на 300 рублей меньше, собственник «трешки» – на 500 рублей. Это по данным 2019 и 2020 годов. Но опять же – все индивидуально, - говорит Ирина Попова.

ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА ИЛИ… ЛОВИТЬ ХАЙП?

И что же кроется за теми активистами, которые призывают разобраться с БашРТС. И почему именно с этой компаний, ведь у них даже не самый высокий тариф в республике, а теплоснабжающих организаций в регионе – около сотни?

- Проблема в том, что к переходу на новую системы оплаты накладываются и другие моменты: изменения температуры за окном, изменения в экономике, финансовые трудности населения. Но там, где сильные старшие по дому, где хорошо ведется разъяснительная работа, где не «хулиганят» управляющие компании, там вопросов не возникает, - отмечает председатель совета при Главе РБ по правам человека и развитию институтов гражданского общества Владимир Барабаш. –Да, у людей есть недоверие к начислениям, к работе счетчиков. Но надо не забывать, что есть и спекулянты, которые собирают провокационную информацию. Например, подают заявление на проведение митинга нарочно в таком месте, что знают заведомо, что им откажут. Это целенаправленное создание хайпа. Но есть и нормальные активисты, которые работают через обращения в общественную палату, возможно, через суд. Это - конструктивно.

ИНФОРМИРОВАНИЕ – ЧЕРЕЗ КВИТАНЦИИ

По мнению председателя комиссии Общественной палаты РБ по вопросам ЖКХ Алии Ахмадуллиной отрасль ЖКХ открыта только для узких специалистов, чтобы разобраться в системе учета, начисления и тарификации необходимо много времени и ресурсов потратить на изучение законов, нормативных документов и иных ресурсов.

- Нам поступают жалобы со всей республики. Одни пишут, что у них нарочно кто-то повредил ОДПУ, другие не знают, как выйти на прямой договор с теплоснабжающей организацией. Люди не понимают, куда идти, чтобы получить информацию, в этом и кроется проблема, - отмечает Алия Ахмадуллина.

- Всплеск возмущения пройдет, возможно, только к концу отопительного периода. Нужно объяснить людям: возможно, прямо в квитанциях дать детальные разъяснения, почему мы имеем дело с повышением платы за отопление, - предлагает заместитель председателя комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсобрания - Курултая РБ Елена Родина.

- Еще после публикации Радия Хабирова о том, что в Общественной палате создана специальная комиссия, призванная разобраться с ситуацией, начали поступать вопросы: платить или не надо? – говорит Алия Ахмадуллина. – То есть некоторые пенсионеры думают, что раз глава велел разобраться, значит, пока можно не платить за тепло. Хотя на деле это не так.

Ирина Попова рассказала, что уже сейчас разработан бланк квитанции, которые жители Башкирии получат от ООО «БашРТС» в феврале, где будет помещен инфоблок с разъяснениями по оплате по новой системе и возможностями получения рассрочки.

ПРОВЕРКИ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ

-Если потребитель не уверен, что он получил адекватные начисления, он обращается к нам. Мы предоставляем ему схему начисления, расписываем, какие площади использовали в расчете, другие факторы. И тем самым, потребитель видит, корректно ли произведен расчет, - говорит представитель ООО «БашРТС». – В целом, проще посчитать воду или электроэнергию. А в случае с отоплением мы имеем дело со сложными расчетами и формулами, установленными на федеральном уровне. Зная это, понимая наших клиентов, мы всегда готовы показать им, как проводятся расчеты конкретно на примере его дома.

Обратиться в ООО «БашРТС» можно онлайн, зарегистрировавшись на сайте компании в личном кабинете, а также можно заказать звонок или самому позвонить на горячую линию, направить запрос в соцсетях.

А как быть, если человек получает некачественную услугу?

- В таком случае собственник жилья замеряет сам температуру, извещает исполнителя о том, что услуга оказывается некачественно, добивается регистрации обращения. Исполнитель в свою очередь назначает дату и контролера, чтобы замерить температуру. Если этого не происходит, собственник жилья может сам составить акт, с привлечением двух соседей и председателя МКД или старшего по дому. И на этом основании получить перерасчет, - говорит Ильдар Шафиков.

Но любое обращение, разумеется, должно пройти проверку. Срок обычно составляет около месяца, но нужно быть готовым к тому, что проверка может затянуться.

- Все-таки это сложный процесс, в ходе которого мы изучаем документы по счету, выезжаем на место, чтобы проверить теплоузлы, и только после получения вывода о том, что есть основания для перерасчета, он производится, - объясняет глава Жилстройнадзора Башкирии.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ НЕЧЕМ ПЛАТИТЬ

По закону, потребитель обязан платить за коммуналку, в том числе, за отопление. Иначе – придется столкнуться с последствиями.

- Оплатить квитанцию нужно до 10 числа каждого месяца. Если платы нет – через 31 день просрочки платежа будут начисляться пени, - поясняет Ирина Попова. – Но есть специальные досудебные процедуры. Так, ни разу не было, чтобы БашРТС отказал в рассрочке. Мы с потребителем составляем соглашение о реструктуризации долга, с указанием сроков, когда ему удобнорасплатиться, а потом он получает квитанцию, где указано, что ему предоставлена рассрочка. Нельзя получить рассрочку, только если уже вынесенсудебный приказ. Это последняя инстанция, когда человек игнорирует требования о произведении оплаты, и мы вынуждены обращаться с иском в суд.

Договориться в случае материальных затруднений можно и с другими теплоснабжающими компаниями.

- Не можете заплатить за отопление - обратитесь за рассрочкой. Тогда мы прощаем все пени. Но это только если отсутствуют нарушения условий рассрочки, - подчеркнул исполнительный директор МУП «Уфимские инженерные сети г. Уфы» Максим Петров.– Добавлю, что на сегодняшний день 6% начислений остаются неоплаченными, работаем по взыскательным процедурам. Спасибо тем 94% потребителей, которые платят, несмотря на большие суммы и разные сложности. Ведь от этого зависит и наша задолженность за ресурсы – воду и газ, и своевременная зарплата нашим сотрудникам.

РАЗУМНАЯ ЭКОНОМИЯ

Многих волнует вопрос: можно ли сэкономить на отоплении с учетом действующих тарифов и системы оплаты?

- Нам поступает много жалоб, мол, отапливаем улицу, жарко. Или, наоборот, холодно. В каждом таком случае проводится проверка с управляющей компанией, - говорит Максим Петров. –Во-первых, можно отрегулировать температуру на собственных батареях. Если это невозможно, тогда нужно обратиться к управляющей компании, чтобы те проверили регулировку по дому. Кроме того, возможно, потребуется проверить индивидуальный тепловой пункт, узел управления, те же шайбы - они тоже могут неправильно работать. Это уже с привлечением ресурсоснабжающей организации. В прошлом году был дом на ул. Амантая, где одна секция перегревалась, вторая мерзла. Мы провели работу, нашли причину и все исправили.При этом некоторые пишут в соцсетях, мол, жарко, что делать. Мы предлагаем замерить температуру и провести регулировки - отказываются. Отвечают: все нормально. Вот такие люди просто создают накал ситуации.

- Будет здорово, если потребители объединятся, и будут решать проблемы через старшего по дому. Так, возможно, появится больше доверия управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. Ведь по большей части домов, подвергнутых проверкам - проблем не было выявлено, - отмечает Ирина Попова.

- По сути, то, что начисляют на дом – это разница температур на входе и выходе с теплоносителя, то тепло, которое «забрал» дом. Получается, если будут закрыты окна в подъезде, будет установлена тамбурная дверь, при необходимости проклеены окна в квартире – тогда цифры в платежках будут меньше, - рассуждает Владимир Барабаш. – И опять же – нужно повышать грамотность людей. Сделать свой дом энергоэффективным это вопрос разумной гражданской активности.

ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ

- Протест ради протеста – неконструктивно, - считает Владимир Барабаш. - Нужно разобраться и сделать лучше в своем доме, в своем квартале. Нужны конкретные реальные шаги. Считаю, что если и есть необходимость в создании какого-то движения, то не «Против БашРТС», а «За ответственное ЖКХ», например.

- Чтобы окончательно решить вопрос, мы проведем работу на примере двух управляющих компаний. Для начала получим аналитику от ООО «БашРТС» по сверхнормативному потреблению. Изучим площади тех МКД, где такое имеет место, техническое состояние инженерных сетей и ОДПУ, проведем общие собрания собственников. И показания по пилотным домам будут сниматься в следующий месяц не в течение 23-25-го, а в один день, 23 февраля. Максимально прозрачная работа по сверке, чтобы понять, где кроется причина, и решить вопрос недоверия людей к ресурсникам и власти, - говорит Елена Родина. - Вот и посмотрим, что получится. К следующему разу подготовим таблицу начислений за 2019 и 2020 годы, чтобы мы убедились в конкретике на цифрах: какой все-таки рост по платежкам прошел, если он имеет место.