Премия Рунета-2020
Уфа
+12°
Boom metrics
Общество16 апреля 2020 8:33

Прошел две войны: эпизоды из судьбы воина из Башкирии

«Комсомольская правда» продолжает публиковать истории храбрых воинов, проливавших кровь за мирное небо над головой.
После войны Мукамиль отправился во Львов на учебу, отучился там на финансового инспектора. ФОТО: личный архив семьи

После войны Мукамиль отправился во Львов на учебу, отучился там на финансового инспектора. ФОТО: личный архив семьи

В рамках спецпроекта к 75-летию победы в Великой Отечественной войне «Комсомолка» продолжает публиковать истории своих читателей о ветеранах войны. Сегодня мы расскажем о герое Мукамиле Калимуллине из села Старые Балыклы Бакалинского района Башкирии, которые, как и многие юноши в военные годы, ушел на фронт, прибавив себе лишние два года. Домой он вернулся живым спустя семь лет после ухода на фронт, прошел две войны и остался служить после, в мирное время. Небольшие эпизоды из судьбы воина «Комсомолке» прислали его потомки, которые гордятся своим родственником и его поступками.

«МОЕМУ СЫНУ ВСЕГО 16!»

В далеком 1941 году, когда только объявили о начале войны, на фронт пачками стали уходить мужчины и совсем молодые ребята из деревни Старые Балыклы. Молодежь сама рвалась на фронт, мечтала защищать свою Родину от фашиста. А через три года, в 1944 году, на фронт отправился и 16-летний Мукамиль.

-Тетя Оркия, тетя Оркия, вашего сына забирают в армию военные люди! – услышала мать Мукамиля детский голос.

Взволнованная женщина бросила все дела и побежала к «площади» перед старой деревенской мечетью. Там, офицером из военного комиссариата села Бакалы шеренгой были построены парни, подлежащие призыву в ряды Вооруженных Сил.

Первым в этом строю стоял Мукамиль, самый старший из пяти сыновей Оркии. Женщина едва успела вскрикнуть, что ее сыну всего 16, он не может уйти воевать. Но было уже поздно – патриот Мукамиль уже успел наврать военному, что ему 18 лет. Оркия плача уговаривала и сына, и военных образумиться.

Сын молчал, а военные говорили: «Ну что вы несете, тетя? Посмотрите на тех парней в строю и на своего сына, и сравните – он как богатырь по сравнению с ними, и нечего здесь доказывать!». Военных было не переубедить, и многодетной матери осталось лишь смириться. Доказать, что ему 16, мать документально не могла: свидетельства о рождении сгорели на пожаре в сельсовете.

Мукамиль действительно был стройным, рослым, широкоплечим. В комиссариате, поверив, что такому красавцу есть 18, забрали юношу на фронт.

Мукамиль с юношеским пылом стремился на войну, ведь на передовой уже воевал Миргасим Калимуллин, его отец. А совсем недавно на Ленинградском фронте погиб братишка отца, любимый и родной дядя Яхия Калимуллин. До войны он работал учителем Ново-Балыклинской школы.

Боец Мукамиль очень любил День Победы и с удовольствием смотрел парад Победы

Боец Мукамиль очень любил День Победы и с удовольствием смотрел парад Победы

СНАЧАЛА УСИЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЗАТЕМ БИТВА

Шла холодная весна 1944 года. Красная Армия гнала на запад гитлеровские полчища.

16-летний Мукамиль попадает в Тоцкий военный лагерь, где готовили бойцов к боям Великой Отечественной войны. Через несколько месяцев усиленного обучения военной тактике их ночью поднимают по боевой тревоге. Со своим новым другом Григорием Платоновым из деревни Умирово с полной боевой выкладкой они растворились в ночном марш-броске. Их ждало долгое следование в эшелоне. Сопровождающим был односельчанин и старший товарищ из Старых Балыклов - сержант Шайбак Зиязетдинов.

Только через несколько дней бойцы узнали о следовании на Дальний Восток. В Советском союзе чувствовали, что война с Германией идет к окончанию, и силы накапливали

против милитаристской Японии. По прибытии на Дальний Восток пути Мукамиля и Гриши расходятся, они попадают на службу в разные места.

8 августа 1945 года СССР объявляет войну Японии, а уже 9 августа Красная Армия начинает громить Квантунскую миллионную группировку и войска марионеточного образования Манчжоу-Го.

- Молодой Мукамиль видел своими глазами тяжелую прозу войны. Учился у опытных воинов, которые прибыли с запада после падения Берлина. Дошел до русской боли и гордости - Порт-Артура, а затем и до оконечности Ляодунского полуострова Порта Дальний (Дайрен), - рассказывает его старший сын Риф.

Основные силы японцев были разгромлены, и 2 сентября

1945 года Япония капитулировала. В войсках было ликование, сердце каждого красноармейца и краснофлотца наполнилось безграничной радостью от осознания того, что войны больше нет, что вот она, Победа.

В один из этих счастливых дней в Китае Мукамиля вызвал к себе командир и пряча улыбку под своими пышными усами, сказал: «К тебе пришли, а кто, увидишь сам!». Мукамиль не мог поверить своим глазам: перед ним в огромном Китае, многолюдном Дайрене стоял бывалый солдат, батыр Великой Отечественной войны, громивший гитлеровцев и самураев, односельчанин дядя Акрам Фаррахов. Мукамиль бросился в объятия односельчанина, слезы сами навернулись на глаза…

- Ну, ну, Мукамиль, будет, –говорил мягко дядя Акрам- главное, мы победили и остались живы!

Несмотря на все трудности, он прожил долгую и счастливую жизнь со своими детьми и внуками, был уважаемым человеком.

Несмотря на все трудности, он прожил долгую и счастливую жизнь со своими детьми и внуками, был уважаемым человеком.

- Оказалось, что мать дяди Акрама написала в письме ему, что в Китае в Порт-Артуре воюет и старший сын Оркии, подросток Мукамиль. После этого письма Акрам постоянно искал его и нашел все-таки после победы над японцами. Память об этой встрече оба сохранили на всю жизнь, вспоминает Риф.

НЕ ВИДЕЛ СЫНА 11 ЛЕТ

Вскоре из рядов Вооруженных Сил началась демобилизация. Воины возвращались к мирной жизни восстанавливать народное хозяйство. Мукамиля эта демобилизация не коснулась, его, еще молодого, но уже опытного, оставили служить дальше. В общей сложности, Мукамиль прослужил семь лет. А потом пришло время возвращаться домой...

Однажды, перед домом, где играли детишки и занимались хозяйственными делами взрослые, остановилась повозка. С брички легко спрыгнул статный молодой человек в военной форме с медалью на груди. Он горячо, на чистейшем русском языке (в деревне не все знали русский язык – Ред.) благодарил своих спутников.

Оркия с замиранием сердца наблюдала эту сцену и потом бросилась к этому молодому человеку, стала обнимать и целовать его, слезы лились ручьем. Муж ее, Миргасим, вернувшийся с войны в 1946 году, обратился к ней словами: «Какого русского человека ты там обнимаешь?». Наконец, поддерживая заплаканную Оркию, молодой человек подошел к Миргасиму и по-татарски сказал: «Я Ваш сын, отец!». Миргасим не узнал своего сына, ведь он не видел его 11 лет, с тех пор, как сам ушел на войну тогда, в 41-ом... Мукамиль был в то время совсем мальчишкой.

Вот так разлучила в то время война отца и сына. Возвращение сына было большой радостью для отца и матери, сестренок и братишек.

ЖЕНИЛСЯ, ВОСПИТАЛ ПЯТЕРЫХ ДЕТЕЙ

После войны Мукамиль отправился во Львов на учебу, отучился там на финансового инспектора. Потом судьба забросила воина в Среднюю Азию, где он отработал несколько лет и снова вернулся на родину. Побывал он и в городе Карабаш Челябинской области, где познакомился со своей супругой Раей. С ней Мукамиль вырастил пятерых детей, в дальнейшем стал председателем Ахманского сельсовета. Он был грамотен, хорошо знал русский язык и идеально подходил на это место.

Мукамиля не стало, когда ему было 77 лет. Несмотря на все трудности, он прожил долгую и счастливую жизнь со своими детьми и внуками, был уважаемым человеком.

- Последнее слово на похоронах было за директором школы, он сказал, что отец был честным, бескорыстным и очень справедливым. Все так и есть, по-другому про него не скажешь, - говорит Риф.

Мукамиль очень любил День Победы и встречал этот праздник со слезами на глазах. Раны давали о себе знать – как физические, так и душевные.

Супруга Мукамиля Рая на сегодняшний день проживает в родной деревне мужа, куда приехала еще несколько десятков лет назад. Ей на радость растут шестеро правнуков от пяти внуков.