Маленькая победа жильцов одного дома может стать примером для всех жителей Башкирии
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Еще одна «коммунальная война» между управляющей компанией и жильцами завершилась победой последних. На этот раз собственники квартир в доме №11 по Проспекту Ленина в Стерлитамаке через суд добились раскрытия информации от организации, которая оказывает им услуги.
СКОЛЬКО СКАЖЕМ, СТОЛЬКО И ПЛАТИТЕ
История эта началась еще летом прошлого года. В июле жильцы дома обнаружили у себя в квитанциях странную строку – доплата за отопление в период с августа 2015 по июнь 2017 года. В ту пору плату за горячие батареи распределяли на все 12 месяцев в году, так что выходило, что владельцы квартир вносят плату за тепло круглый год. Но сумма, которую требовала с каждого жильца управляющая компания, превзошла даже самые смелые ожидания.
Каждый житель дома должен был доплатить за, якобы, потребленное тепло 26 тысяч 560 рублей. Напомним, дело происходит в Башкирии, где «средняя» зарплата составляет 32 тысячи рублей. Но мы ведь прекрасно знаем, как рассчитывается эта сумма.
Возмущенные жители дома обратились за помощью к юристу.
Лилию Бухарину выбрали своим представителем жильцы многоэтажки в Стерлитамаке
ИДИТЕ ВЫ В СУД
- Казалось бы... ведь мы сами нанимаем управляющую компанию, платим деньги за оказание услуги, и вроде бы они, оказывающие услуги должны дорожить нами, ан нет, - сетует юрист Лилия, вспоминая те события.
Единственный вопрос, который Лилия хотела задать организации, которая «обслуживает» этот дом: откуда взялась эта сумма?
- Мы еще в марте обратились с требованием предоставлять ведомости показаний общедомового прибора учета тепла. Что, казалось бы, скрывать. Есть и еще как есть, что скрывать! И то, как лихорадит город последние 2 года всяческими доначислениями за тепло, счетчики пачками пропадают, тому доказательство. Показания нам не дали, и мы обратились в суд. В свою очередь, компания адвоката за приличный такой гонорар наняла, и после решения в нашу пользу в суде первой инстанции не успокоилось, а опять адвоката наняли, да с апелляцией в Верховный суд пошли, - делится юрист.
Совсем недавно Верховный суд Башкирии утвердил решение первой инстанции и обязал управляющую компания предоставить жильцам ведомости показаний счетчика тепла. Этот этап «коммунальной войны» остался за жителями многоквартирного дома в Стерлитамаке.
- Есть правда и закон, суд встал на сторону жителей, и обязал компанию выдавать нам нужные ведомости. Это решение позволит и другим домам в городе получать соответствующие документы, и контролировать начисления за тепло, а самое главное - знать, не пропал ли счетчик из подвала случайно, - предостерегает жителей Башкирии Лилия Бухарина.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ПОДОБНОЙ СИТУАЦИИ
О том, какие еще есть способы разрешить подобную ситуацию, делится юрист Роман Петров.
- Что касается раскрытия информации управляющими компаниями, то это регламентировано двумя Постановлениями Правительства России – 317 и 318. Там описывается порядок начисления платы за коммунальные услуги и порядок содержания общедомового имущества. В данном случае, в соответствии с законом «Об обращении граждан», жильцы имеют право в месячный срок получить ответ на любое обращение. Именно поэтому управляющая компания никак не имеет права отказать в раскрытии информации, - говорит юрист.
Кроме того, по его словам, тарифы на оказание услуг населению ежегодно устанавливаются депутатами Горсовета и администрация их публикует в открытом доступе.
- В соответствии с этими тарифами, грубо говоря, каждый грамотный пенсионер считает, сколько он заплатил. В случае если видно, что цифры не сходятся, тогда возникает вопрос – откуда они взялись? В выше описанном случае, похоже на то, что управляющая компания просто скрывала эти данные, - говорит Роман Петров.
Он также подчеркивает, что показания общедомовых счетчиков можно запросить непосредственно у поставщиков услуг. Например, если возникли вопросы по отоплению, то можно написать в тепловые сети.
- Кроме того, если и они отказываются предоставить показания счетчиков, то, в конце концов, можно обратиться в ту же Госжилинспекцию или в прокуратуру с вопросом, почему нам не предоставляют эти данные ни управляющая компания, ни поставщик. Это еще один досудебный способ разрешения ситуации, - поясняет юрист.