Премия Рунета-2020
Москва
+20°
Boom metrics
Общество30 октября 2018 14:17

Монорельс преткновения: Чиновники хотят пустить по эстакаде трамваи, а архитекторы предлагают сделать на ней парк

Этот короткий маршрут обходится сейчас городу в один миллиард рублей в год. Какое будущее ждет московский монорельс
По данным «КП», монорельс обходится Москве в один миллиард рублей в год.

По данным «КП», монорельс обходится Москве в один миллиард рублей в год.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Этот вид транспорта в Москве не только самый диковинный (вместо двух привычных рельс имеется лишь одна - и к тому же над землей), но и самый спорный.

С одной стороны, это не только общественный транспорт, который пересекает Октябрьскую железную дорогу и следует от «Тимирязевской» до улицы Сергея Эйзенштейна, но и достопримечательность. Наряду с туристами покататься на монорельсе приходят обычные москвичи. Чаще всего, с детьми. Как будто это дешевая карусель. Кстати, доля правды в этом, действительно, есть. Вагоны монорельса изготовил завод, который специализируется на аттракционах (потому-то они и тащатся как черепахи) .

С другой стороны, обслуживание этого не самого длинного маршрута (4,7 км) обходится городу в копеечку. По данным «КП», один миллиард рублей в год. Себестоимость поездки одного пассажира - 200 рублей. В то время, как платит он максимум 55.

ДЕЛО НЕ В РАСХОДАХ, ДЕЛО В ПРЕСТИЖЕ

Небольшие вагончики монорельса переполнены даже в рабочие дни. Пассажиры толпятся на платформах. Поглядывают на часы. И утверждают, что экономят время почти вдвое. Например, житель Тимирязевки Олег Терентьев работает на ВДНХ. И на монорельсе проезжает это расстояние за 15 минут. Тот же отрезок пути на метро займет почти полчаса.

- Так еще и тащись от станции к станции и делай две пересадки, - восклицает Олег. - А тут сел у окошка. И поехал. Вы только посмотрите, как красота.

По иронии судьбы, за окошком внизу растянулась промзона и несколько гаражей. На крыше одного из них хитрый хозяин вывел краской номер мобильника и ниже приписал «шиномонтаж» (за год по этому маршруту проезжает около пяти миллионов человек).

- О ни говорят, что часть монорельса надо опустить на землю и вместо него запустить трамвайные пути, - продолжает Терентьев (к нему, кстати, присоединились и другие пассажиры, организовав несанционированный митинг прямо по дороге). - Но трамвай часто останавливается. То какой-то посторонний предмет на рельсах. То красный свет. То ДТП... А тут... Мы же как на самолете летим.

Самое удивительное, что больше половины пассажиров, которых я успел опросить, сели на монорельс просто так. От скуки.

- Мои внуки в восторге от таких прогулок, - рассказала пенсионерка Галина Неженцева. - Маша фотографирует ВДНХ, Останкинскую башню, здание «Союзмультфильма» и дома пытается срисовать. А Павлик представляет, что летит в космическом корабле.

Пока мы митинговали, поезд остановился. Станция «Улица Сергея Эйзенштейна». Конечная. Кстати, существенный недостаток монорельса - отсутствие в вагонах навигации. Ориентироваться можно только по голосу диктора. Но. Двери закрываются, и только потом объявляют следующую остановку. Если проворонил, выскочить не успеешь.

- Нужно сделать так, чтобы поезда ходили почаще, - добавили пассажиры, вывалившись на платформу. - Раз в полчаса - это перебор. Слишком долго ждать, если опоздал.

Напомню, на экскурсионный режим монорельс перешел два года назад (ранее он ездил с 7.00 до 23.00, теперь с 8.00 до 20.00). Затем, чтобы сократить расходы на обслуживание. Беспокойные москвичи в тот момент решили, что это предсмертные судороги их любимого транспорта. И составили петицию в его защиту. В настоящий момент ее подписали 1740 человек. Чтобы посадить всю эту толпу на монорельс, понадобится почти 50 поездов.

Какое будущее ждет московский монорельс

Какое будущее ждет московский монорельс

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ЗАЧЕМ ЕГО ПОСТРОИЛИ

Монорельс открыли в 2004 году - специально для того, чтобы разгрузить станцию метро «ВДНХ» во время Всемирной выставки (Экспо-2010). Планировалось, что ее проведут в Москве. Но, увы. Участники из 190 стран уехали в Шанхай. А монорельс остался. Ну не выбрасывать же! С открытием трех станций метро Люблинско-Дмитровской линии и МЦК пассажиропоток у него резко упал, что стало дополнительной причиной для того, чтобы перейти на экскурсионный режим.

МАРШРУТ

(4,7 км, время пути в одну сторону - 17 минут)

Станция «Тимирязевская» - «Улица Милашенкова» - «Телецентр» - «Улица Академика Королева» - «Выставочный центр» - «Улица Сергея Эйзенштейна».

ОФИЦИАЛЬНО:

ПУСТЯТ ТРАМВАИ...

С огромной долей вероятности можно сказать, что монорельс все-таки демонтируют. Точнее, переделают его в трамвайные пути. Например, на улице Академика Королева они спустятся на землю, а со стороны Тимирязевки эстакаду перебросят через Дмитровское шоссе. Рельсы соединят с Краснопресненской линией, проходящей на улице Костякова). После чего станет легко добраться от ВДНХ до станции метро «Дмитровская». Или, например, из «Медведково» до «Войковской». Проект интеграции монорельса в трамвайную сеть реализуют не раньше 2019 года.

ИЛИ СДЕЛАЮТ ПАРК...

Есть и другие предложения. Например, забрать всю площадь монорельса под будущий парк. Этот вариант рассмотрят в конце ноябре на Всемирном фестивале архитектуры WAF-2018 (очень престижном, кстати). П артнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро презентует проект, похожий на парк в Манхэттене («Хай-Лайн» ). По его мнению, столичный монорельс не смог прижиться. И из него можно сделать «тропу здоровья», используя построенную инженерную систему и оставшуюся инфраструктуру.

- В том конце, где располагается сад Тимирязевской сельскохозяйственной академии, у нас появятся оранжереи с саженцами, которые можно купить, - говорится в описании проекта . - Почему бы не организовать там несколько теплиц и чтобы гости сами поливали растения? Подобным образом используем депо и делаем в нем новый культурный центр с филиалом музея транспорта. Это интересная идея.

На «тропе здоровья» можно будет полюбоваться прудом, усадьбой Останкино, храмом и бассейном. На ней оборудуют семейную зону с детскими площадками, зеленый тоннель, кафе, висячие сады и многое другое. Пока это только задумка. В случае удачной презентации на фестивале архитектуры WAF-2018 создатели смогут предложить столичным властям всемирно признанный проект.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

- Поезда монорельса безнадежно стареют, срок их эксплуатации подходит к концу, - сообщил «КП» руководитель столичного центра борьбы с пробками Александр Шумский. - Запчастей, если кто не знает, для них нет. Монорельс - штучный товар. Сейчас осталось только два состава, работающих на линии. Интервалы движения увеличились. Но пассажиров это вряд ли пугает (их около 12 тысяч в сутки). Раньше поезда ходили раз в 20 минут и расписания никто не знал. Его нигде не публиковали. Сейчас на всех станциях все прописано. Пожалуйста, подстраивайтесь. Рассчитывайте время в пути.

Гораздо хуже, что сократили время работы. Те, например, кто работает в телецентре допоздна, не могут больше возвращаться домой на монорельсе. Хотя он, на минуточку, официально - 13-я линия метро. В транспортном коридоре он безальтернативен. Параллельно ему нет автомобильных дорог, по которым можно было бы пустить автобус. Более того, таких дорог и не предвидится. Поэтому маршрут автобуса №76, который позиционируется как замена монорельсу, ходит весьма кружными трассами, с интервалами движения иногда даже большими, чем у самого монорельса сейчас.

Лично мне греет душу, что монорельс планируют заменить трамваем, который будет использовать часть опор для эстакадного пересечения Ленинградского направления железной дороги. Среди минусов - высокие остановки. Пассажирам будет неудобно подниматься на эстакаду - например, вдоль всей улицы Фонвизина. Кроме этого, все забывают о том, что если пассажиропоток монорельса будет неуклонно снижаться и сойдет на нет, его могут вообще закрыть безо всякой компенсации. Если спроса не будет.

КСТАТИ

Москва сохранит эстакаду монорельса, но пустит по ней трамвай

Заммэра по строительству Марат Хуснуллин рассказал, что убирать саму линию город не собирается (подробности)