Премия Рунета-2020
Уфа
+5°
Boom metrics
Здоровье9 июля 2018 7:00

Оптимизация по-башкирски: «Сломал руку – трясись в маршрутке»

Жители башкирского села Авдон просят не закрывать единственную больницу
.

.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Больница в селе Авдон уфимского района проработала тридцать три года. Верой и правдой врачи служили местному населению, но красивое словосочетание «оптимизация здравоохранения» может поставить крест на надеждах жителей.

- Больница открылась в 1985 году, до этого была небольшая амбулатория, - рассказывает местная жительница Марина Ханова. – Я принимала непосредственное участие в ее строительстве и открытии.

Больница в Авдоне проработала 33 года

Больница в Авдоне проработала 33 года

Фото: Яна БАЗЕКИНА

Строительство двухэтажной больницы спонсировала птицефабрика. На первом этаже размещался родблок, а на втором – малая операционная. Исправно функционировали терапия, хирургия и гинекология.

- Какие у нас были шикарные палаты – просторные, светлые, уютные, - вспоминает Марина Алексеевна. – Я лично заказывала кровати не с железными, а с деревянными спинками, закупала больничные пижамы, сорочки и кальсоны для пациентов. И свой ФГДС у нас был, и рентген.

Позаботились тогда и о маленьких пациентах. Специально пригласили художницу, которая расписала игровую и процедурный кабинет, установили шведскую стенку и качели.

Жители поселка вынуждены ездить в город за медпомощью

Жители поселка вынуждены ездить в город за медпомощью

Фото: Яна БАЗЕКИНА

Но счастье продлилось недолго. Уже в 1990 году за «несоответствие стандартам» закрыли родблок и операционную. Теперь местные жительницы вынуждены рожать в Уфе, за 30 километров от дома. В 2008 году начались перебои с УЗИ: ранее диагностический аппарат привозили два раза в месяц, потом сократили до одного раза, а потом и вовсе перестали приезжать.

БЕЗ РЕНТГЕНА И НАДЕЖДЫ

- А в 2015 году у нас сломался рентген, - сетует Марина Ханова. – Конечно, почти 30 лет прослужил. Приезжали специалисты, посмотрели, демонтировали и списали. Пообещали новый выдать, а пока что нам делать? Вот сломал человек ногу или руку, и приходится ехать или в Дмитриевку, или в уфимскую 21 больницу. Мы же теперь к ней относимся – спасибо оптимизации!

Женщина утверждает, что зачастую скорая отказывает в перевозке и люди вынуждены обращаться к соседям или ехать в маршрутке. Со сломанной рукой.

Возмущение сельчан вызывает и то, что даже новое оборудование для физкабинета предоставить не могут.

- Когда я открывала больницу, то сама закупала и Дарсонрваль, и электрофорез, - возмущается Марина Ханова. – За 30 лет все износилось, еле-еле работает. Попросили УФО новое, так аппарат выдали соседней деревне Алексеевке, а нам, что осталось от них «по наследству» передали.

В октябре 2017 года в сельской больнице закрыли кабинет ФГДС и сократили количество койко-мест. Вместо 100 коек функционирует всего 75. Из всех врачей остались только два терапевта, хирург, гинеколог и педиатр. Узкие специалисты все в городе. Запись на дневной стационар давным-давно забита, да и на полное стационарное лечение попасть не так-то просто. Конечно, тяжелых и экстренных больных везут в уфимскую 21 больницу, но ведь численность населения Авдона превышает пять тысяч человек. Плюс на госпитализацию приезжают жители соседних деревень и поселков, например, из Жуково и Юматово, Зубово и Михайловки.

ОБРАЩЕНИЯ НЕ ПОМОГЛИ

Сельчане писали многократные обращения в Минздрав Башкирии и России, в прокуратуру, в уфимскую городскую администрацию, лично главе региона Рустэму Хамитову и другие инстанции. Под петицией с просьбой не закрывать больницу, вернуть туда рентген и ФГДС, обеспечить врачам нормальные условия работы поставили свои подписи несколько сотен человек. Вот только в ответ приходят официальные отписки, из которых становится предельно ясно: никто проблемами сельчан заниматься не собирается.

- Ваше обращение направлено в Министерство здравоохранения Башкирии, - вот что нам присылают вместо обещания разобраться в ситуации, - негодует Марина Алексеевна. – А наш Минздрав шлет отписки: мол, есть у вас 75 коек, будьте спокойны, пока сокращать их количество не будем. А остальные наши просьбы словно и не видели.

НЕЗДОРОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

По данным экспертов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) подобная оптимизация приводит к снижению доступности медицинских услуг – сельские жители остаются без больниц и вынуждены ездить в крупные райцентры или города. А возможность добраться до них есть не у всех.

К примеру, жители деревни Кызлар-Бирган Зилаирского района пытались бороться против закрытия больницы в селе. Сельчане писали письмо Рустэму Хамитову с просьбой помочь не допустить этого.

- В нашей деревне, в основном, живут люди пожилого возраста и дети. Для оказания первой медицинской помощи мы обращаемся в фельдшерско-акушерский пункт деревни. Но для круглосуточного пребывания вынуждены ездить в соседнее село Кананикольское, расположенное в 25 километрах от нас. Сейчас это медицинское учреждение планируется закрыть в связи с оптимизацией. Наша деревня находится в 105 километрах от районного центра Зилаир. В зимнее время дороги постоянно заметает, добраться туда невозможно, – написали местные жители в открытую электронную приемную органов государственной власти Башкирии.

ВРАЧИ И ПАЦИЕНТЫ УХОДЯТ В ПЛАТНЫЕ КЛИНИКИ

Страдают от оптимизации не только пациенты, но и медперсонал. Больница закрылась – сотрудники уволены. И врачи, и пациенты вынуждены обращаться в платные клиники. Специалисты – за работой, а простой народ за лечением.

На приобретение платных услуг пациента провоцирует, в первую очередь, нежелание ждать несколько недель приема у бесплатного специалиста.

На сайте «Доступная медицина.рф» жители Башкирии рассказывают о том, что записаться к нужному специалисту бывает невозможно, так как бесплатные талоны быстро заканчиваются. Среди проблем - сложности с записью к узким специалистам, на диагностические и лабораторные исследования.

Врачи, в свою очередь, отходят от комментариев и не отвечают на вопрос, повлияла ли оптимизация на их работу и заработную плату.

В приемной Гульнары Мустафиной, главврача больницы №21, к которой теперь относится Авдонская районная больница, в комментариях «Комсомолке» отказали.

- Врач не сможет дать вам комментарий, связывайтесь через пресс-службу, - мило ответила девушка в приемной.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Цифры не радуют – в Башкирии с каждым годом сокращается количество больниц. Если верить Башстату, в 20-ом веке больницы в республике строились, то в 21-ом, в основном, закрывались.

Начиная с 1913 года, в Башкирии работала 51 больница. В 1980-ом их было 360. Начиная с 2000 года количество больниц пошло на спад, и в 2000 году их работало всего 329. По состоянию на сегодняшний день в республике работают 154 больницы.

По статистике за последние пять лет в республике стало на 37 больниц меньше. В 2013 году закрылось шесть больниц – пять из них находились в Стерлитамаке, а одна в Мелеузе. В 2014 году процесс оптимизации добрался до отдаленных районов. В Караидельском, Баймакском и Мишкинском закрылось девять больниц. В 2015 году закрылось пять больниц, в том числе детские поликлиники, родильный дом и перинатальный центр. С 2016 по 2018 годы республика осталась без 17 больниц.