2018-05-31T10:51:31+03:00

Уфа vs Казань: где есть перспективы развития общественного транспорта, а где будет застой?

Продолжаем изучать проблемы транспорта двух столиц
Поделиться:
Комментарии: comments4
Что ждет общественный транспорт в Уфе ближайшем будущем?Что ждет общественный транспорт в Уфе ближайшем будущем?Фото: Валерий ШАХОВ
Изменить размер текста:

Итак, мы продолжаем сравнивать особенности общественного транспорта в двух городах - миллионниках: Уфе и Казани. Напомним, что в первой части нашего исследования мы испытывали на себе все «радости» передвижения на общественном транспорте. Пожертвовав временем и нервами, мы прокатились на автобусах в вечерний час пик и выяснили, сколько времени потребуется, чтобы доехать из одного микрорайона в другой, а также – насколько комфортно это «путешествие».

Результаты нас, мягко говоря, не впечатлили: что в столице Башкирии, что в славной Казани общественный транспорт находится в удручающем состоянии. Однако у каждого города в этой сфере есть свои особенности, как, впрочем, и перспективы развития. Какие? Это нам и предстоит выяснить!

СКОЛЬКО СТОИТ ПРОЕЗД В УФЕ?

Говоря о стоимости проезда в Уфе, начнем с ПАЗиков, которые и участвовали в нашем эксперименте. Проезд на этих автобусах стоит, в среднем, 25 рублей. Правда, есть несколько маршрутов, где ценник упорно держится на уровне 20 рублей за поездку. Однако и у них есть особенность - цена поднимается до 25 рублей после 20:00 часов.

Микроавтобусы различных иностранных марок довезут пассажира за 25 рублей в дневное время, и за 30 рублей - после 21:00. Что же касается государственного автопарка, то он оснащен автобусами марки Нефаз. Тариф на проезд в них регулируются госорганами, и на данный момент составляет 25 рублей.

ЧТО БУДЕТ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ В УФЕ?

Существующие маршруты общественного транспорта в башкирской столице сложились уже давно. Однако на современном этапе, в том числе, из-за загруженности основных автомагистралей, пассажиры автобусов порой становятся заложниками «пробок». Чтобы решить эту проблему городские и республиканские власти предпринимают серьезные шаги. Так, например, полным ходом идет строительство автомобильной развязки в районе Тимашевского железнодорожного переезда. С мертвой точки сдвинулось и строительство Восточного выезда из Уфы, что в створе улицы Интернациональная.

Не автобусом единым: в башкирской столице есть и электротранспорт Фото: Валерий ШАХОВ

Не автобусом единым: в башкирской столице есть и электротранспортФото: Валерий ШАХОВ

Существующая ныне сеть общественного автотранспорта испытывает ряд серьезных проблем, среди которых большое количество нелегальных перевозчиков, а также «переработки» водителей, вынужденных в погоне за прибылью просиживать за рулем сверх положенного времени. В зависимости от района города движение транспорта может отличаться: в центре и спальных районах маршрутки курсируют каждые пару минут, а на окраинах автобус приходится дожидаться и по 20-30 минут.

Будущее транспортной системы в Уфе туманно. Только сейчас, следуя вызову времени, уфимская мэрия планирует нанять специалистов для разработки программы комплексного развития дорожной инфраструктуры. Для этих целей горадминистрация проводит аукцион по отбору подрядчика, результаты которого станут известны 31 мая 2018 года. Компании, которая выиграет тендер с начальной стоимостью в 30 миллионов рублей, предстоит составить конкретный план по развитию транспортной инфраструктуры и схем дорожного движения в Уфе на срок до… 2038 года.

На сегодняшний день попытки привести в порядок общественный транспорт в башкирской столице не увенчались особым успехом. Есть лишь единичные проекты, которые мэрия пытается воплотить в жизнь. Например, в настоящее время разработан проект соединения северной и южной частей города трамвайными путями. При этом каких-то 11 лет назад центр города и Черниковка уже были связаны трамваями, но полотно разобрали, чтобы расширить дороги для автомобилистов. Теперь в мэрии делают ставку на другой проект, который вновь соединит Черниковку с южной частью города. Согласно плану, трамвай пустят по улице Российской до пересечения с улицей Трамвайной.

К сожалению, канул в лету проект уфимского скоростного трамвая - он также должен был связать две части города путями. Предполагалось, что вагоны пойдут по улице Блюхера, параллельно проспекту Октября. Но из-за недовольства местных жителей, вступившихся за лесополосу, которую должны были вырубить для прокладки путей, проект было решено отложить в долгий ящик. В дальнейшем о нем и вовсе «забыли».

МНЕНИЕ: БЛИЖАЙШИЕ ПЯТЬ ЛЕТ - НИКАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Два года назад городские власти провели конкурс «На право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом». Проще говоря, уфимская мэрия на конкурсной основе выбрала «извозчиков», которые будут работать на действующих маршрутах общественного транспорта Уфы. Контракт был заключен на пять лет - до 2021 года.

Незадолго до объявления результатов тендера известный уфимский блогер Владимир Кобзев разместил на своих страницах в социальных сетях открытое письмо к общественности города. В тексте письма проглядывается крик о помощи: по его мнению, система общественного транспорта Уфы близка к коллапсу. С момента той публикации прошло уже два года, но никаких кардинальных перемен так и не случилось.

Автопарк Нефазов в башкирской столице уже порядком износился Фото: Валерий ШАХОВ

Автопарк Нефазов в башкирской столице уже порядком износилсяФото: Валерий ШАХОВ

- Есть два варианта развития общественного транспорта. Первый - казанско-московский. Городские власти с помощью умных людей создают систему, прописывают требования и контролируют исполнение. Также они разрабатывают и утверждают маршруты, по которым вместо десятка «Газелек», будут ходить вместительные автобусы, оснащенные навигационной системой и электронной системой информирования пассажиров, - писал тогда блогер. - Также вводятся единые городские электронные билеты, и производится учет пассажиропотока. Повторю. Учет пассажиропотока, - подчеркивает он.

По мнению Владимира Кобзева, этот вариант, в силу различных причин, не выгоден городской администрации.

Второй вариант развития транспорта, который блогер называет приоритетным для властей Уфы, по его словам строится на принципе: «Давайте отдадим все бизнесу и не будем ему мешать».

При таком раскладе, городские власти, как утверждает Кобзев, смогут в свойственной им манере отмахнуться от существующей проблемы, заявив, что вопрос о транспорте - дело частного бизнеса, и к администрации города отношения не имеет.

Данный вариант развития общественного транспорта, по мнению Владимира Кобзева, сохранит в городе существующий порядок еще на пять лет. Это значит, что вплоть до 2021 года Уфа не распрощается ни с ПАЗиками, ни с микроавтобусами.

А ЧТО В КАЗАНИ?

Повышение стоимости проезда, нехватка водителей и отказ от московского решения

После того, как специалисты изучили маршрутную сеть столицы Татарстана, местные перевозчики вновь заговорили о необходимости поднять цену за билет на тех же автобусах

Специалисты Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Москвы разработали для Казани новую схему общественного транспорта. Однако перемены оказались слишком радикальными, поэтому власти столицы Татарстана отказались от них. В частности, нужно было либо повысить стоимость проезда вдвое, либо вложить в новую сеть 15 миллиардов рублей.

«ХОРОШАЯ, НО ДОРОГАЯ»

Так, разработчики провели большую работу по обследованию пассажиропотоков и анализу существующей маршрутной сети Казани. Они анализировали транспортную модель передвижений жителей по городу, провели соцопрос более 15 тысяч человек и просмотрели обращения жителей и их предложения, обследовали объекты инфраструктуры.

В последние годы Казань добилась немалых успехов в развитии траспортной инфраструктуры. Но это не спасает Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В последние годы Казань добилась немалых успехов в развитии траспортной инфраструктуры. Но это не спасаетФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В итоге специалисты московского института пришли к выводу, что сегодняшняя маршрутная сеть Казани полностью соответствует федеральному стандарту. Ей ставят оценку «выше среднего», она социально-направлена и удобна для жителей.

Но есть минус, и довольно существенный – сеть очень дорога в обслуживании. И это, если не изменить ситуацию, в дальнейшем приведет к тому, что перевозчики будут не в состоянии работать, чтобы соответствовать федеральным стандартам.

При этом московские специалисты учли и динамику развития ситуации с личным автотранспортом. К 2025 году в Казани на тысячу жителей будет 350 машин, что неизбежно выльется в 8-9-балльные пробки. Кроме того, в городе развиваются новые микрорайоны. Посчитав все это, разработчики в итоге представили два варианта маршрутной сети.

ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФА ДО 49 РУБЛЕЙ?

При реализации первого варианта, который предполагает сохранение существующей сети, перемены могут сильно ударить по карманам горожан.

- Московские специалисты пришли к выводу: для сохранения в Казани нынешнего варианта маршрутной сети необходимо повысить проездной тариф до 49 рублей, либо вложить дополнительные 4,5 миллиарда рублей бюджетных субсидий в год, - рассказал глава комитета по транспорту исполкома города Айдар Абдулхаков.

Этот вариант властей города не устроил. Однако и второй – не менее радикальный.

УКОРОТИТЬ МАРШРУТЫ И ПУСТИТЬ МЕТРОБУСЫ

Суть альтернативного варианта заключается в укорачивании маршрутов и привязке их к станциям метро, к транспортно-пересадочным узлам, или к остановкам трамвая. Это предлагают для того, чтобы сделать метро более востребованным. Последнее, по данным московских специалистов, сейчас глубоко убыточно и загружено только на 15%.

Также Казани порекомендовали сократить и дублирующие друг друга маршруты с 15-20 до 4-5. В этом случае число автобусных направлений сократится с 60 до 48, а количество подвижного состава снизится вдвое.

- В этом варианте маршрутной сети вместо 843 автобусов должно остаться только 475. В качестве альтернативы метрополитену предлагается развитие системы скоростных видов транспорта, включающую в себя обособленную полосу движения, изолированную от других видов транспорта, приоритетный проезд перекрестков, для которого нужно перестроить светофоры, - разъяснил задумку Айдар Абдулхаков.

Также предлагают сделать и специальные остановки, где можно оплатить проезд перед посадкой в трамвай или метро. В итоге научно-исследовательский институт предложил организовать в Казани шесть скоростных маршрутов - три трамвайных и три маршрута метробусов.

НЕ ГОТОВЫ

Воплощение новой схемы обойдется примерно в 15,5 миллиардов рублей. Примерно столько же стоит строительство двух станций метро с перегонами.

- Сегодня Казань не готова к реализации этого варианта новой маршрутной сети, но благодаря большой аналитической работе, проделанной московскими специалистами, у города появилось видение, как можно развиваться в ближайшие годы, - подытожил глава комитета по транспорту исполкома города.

В итоге власти Казани решили сохранить маршрутную сеть максимально приближенную к существующей. Уже подготовили техзадание и документацию на соответствующий вариант. Вскоре на сайте госзакупок должен появиться соответствующий тендер. По новым контрактам казанский транспорт начнет работать с 1 июня.

Для туристов в Казани запустили знаменитые двухэтажные автобусы. Самим горожанам это никак не помогает Фото: Рамиль ГАЛИ

Для туристов в Казани запустили знаменитые двухэтажные автобусы. Самим горожанам это никак не помогаетФото: Рамиль ГАЛИ

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Меж тем в Казани остро не хватает водителей общественного транспорта. Главная проблема – слишком низкая зарплата в этой отрасти. И если раньше в городе решали эту проблему кадрами из Средней Азии, то сейчас и они не соглашаются работать за такие деньги.

- Основная экономия, которая у нас существует, это экономия по водительской работе. На эту низкую зарплату наши водители не идут. Сейчас уже не приезжают и из Средней Азии: из-за курсов валют эта заработная плата не привлекает. У нас дефицит кадров до 25-30%. За счет этой экономии на зарплате перевозчики более-менее с хлеба на воду перебиваются, - рассказал глава комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков.

В итоге благодаря такой экономии перевозчики могут выходить на нормальный уровень рентабельности. А вот муниципальные предприятия нет: их доходы равны расходам.

Айдар Абдулхаков отметил, что находят перевозчики и другие способы сэкономить, но не всегда безопасные. Например, не дорабатывают вечерние часы, меняют масло реже, чем того требуют правила.

- Дороговизна действующей схемы маршрутной сети, за исключением электрического транспорта, целиком ложится на плечи перевозчиков, что ставит их на грань выживания, - сказал мэр Казани Ильсур Метшин.

ПРОЕЗД МОЖЕТ ПОДОРОЖАТЬ К АВГУСТУ

Впрочем, власти города стараются вкладывать средства в городскую маршрутную сеть. В частности, закупают новый транспорт.

- Несмотря на нелегкие условия работы, к будущему Чемпионату по футболу городские предприятия закупают дополнительно 200 автобусов для удобства пассажиров, - сказал Ильсур Метшин. - Мечтать нужно, не лежа на печке, а проделывая большую кропотливую работу, и первый этап мы уже проделали. Мы понимаем, что субсидии в 4,5 миллиардов в год нам пока не дадут. Также мы не можем поднимать тариф до 49 рублей. Нужно искать другие пути.

Власти города отметили, что стоимость проезда в скором времени все же повыситься. Перевозчики после выводов московских специалистов уже выступили с таким предложением. Пока точную сумму никто назвать не может. Последнее слово за татарстанским Госкомитетом по тарифам. Ожидается, что решение об этом будет принято к августу. Также отмечается, что с учетом инфляции стоимость проезда в общественном транспорте Казани нужно поднять хотя бы на 2,5 рубля. Напомним, последний раз тариф уходил в рост лишь два года назад и до сих пор для всех видов транспорта составляет 25 рублей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Неоднократно читатели «Комсомолки» сетуют на то, что сравнение Уфы и Казани - дело неблагодарное и неправильное. Дескать, это два совершенно разных города и сравнение здесь неуместно. Однако редакция приводит свой аргумент: ранее оба города-миллионника находились в относительно равных условиях как по финансовым возможностям, так и по темпу развития.

В связи с этим мы считаем, что общественный транспорт обеих столиц вполне можно сравнить. И, судя по тем проблемам, которые сейчас обострились в двух городах, перспективы развития общественного транспорта довольно туманны.

Известно одно: в ближайшее время ожидать существенных перемен ни уфимцам, ни казанцам, не стоит.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также