Сама контора маскируется под подвал продуктового магазина
Едва ли не каждый день пользователи социальных сетей публикуют фото с подозрительными объявлениями на стенах подъездов. Мол, каждому жителю этого дома необходимо заменить счетчики газа, прочистить вентиляцию, установить датчики угарного газа или отреставрировать ванную. А коли не установишь – или штраф получишь, или платить придется втридорога.
Управляющие компании, чиновники от ЖКХ и сотрудники полиции периодически напоминают: большинство этих объявлений оставляют мошенники. Корреспондент «Комсомолки» решил внедриться в одну из таких компаний и узнать, каким образом этим людям удается вводить в заблуждение наших бабушек и матерей.
ЛЬГОТНАЯ УСТАНОВКА
Мой выбор пал на самую популярную в Уфе схему – газовики. Чуть ли не каждые полгода в России взрываются квартиры, а в самое Башкирии с незавидной регулярностью происходят случаи утечек газа. Зачастую со смертельным исходом. Ушлые «предприниматели» чувствуют этот народный страх.
Вот, например, одна из таких компаний. Пришла к моему знакомому. Пришли, говорят, такие все серьезные, в спецовках. Предлагают установить новомодный прибор – анализатор газа. Мол, это устройство запищит и заморгает, если в квартире вдруг произойдет утечка бытового газа. При этом сотрудники «газовой службы» заявили, что в ближайшее время всех владельцев квартир, так или иначе, заставят их установить и обойдется это в крупную сумму – до 5 000 рублей.
Заинтересовавшись этой историей, я выяснил, что датчики такие и правда существуют, вот только установить их может каждый. Да и стоят они от силы 900 рублей, и никто не может вас обязать их устанавливать. Очевидно, что товарища попросту «развели».
ЗВОНОК И СОБЕСЕДОВАНИЕ
Найти одну из таких компаний было несложно. На первом же сайте объявлений увидел вакансию продавца газового оборудования и сразу понял: это оно.
Позвонил, в назначенный час прибыл к зданию, где располагается контора. С этим, кстати, все гораздо труднее. Публичности эти ребята не любят. Никаких вывесок или табличек, только небольшая серая дверь, ведущая в подвал.
Надпись на двери противоречит правде. Собеседования проводят именно здесь
Спустившись вниз, я оказался в небольшом холле. Слева от входа за большим столом сидела молодая девушка, которая встречала гостей и раздавала анкеты желающим устроиться на работу. Справа стоял небольшой столик с двумя стульями, где можно было заполнить бумаги.
Наскоро записав свои данные, я отдал их девушке.
- Подождите немного, вас позовут, - сказала она мне.
Ожидание оказалось совсем непродолжительным, очень скоро меня пригласили в кабинет. Внутри за столом сидел молодой человек в футболке, видимо, менеджер по набору персонала.
- Вы на какую вакансию претендуете? – поинтересовался галантный молодой человек. – У нас сейчас открыто несколько направлений.
- Я нашел объявление о наборе продавцов газового оборудования, - отчеканил я.
- Опыт в прямых продажах имеется? Знаете, чем отличается такая работа от косвенных продаж? – продолжает он.
Тут я и решил блеснуть знаниями из интернета, не приходить же устраиваться на работу без подготовки.
- В прямых продажах клиентов надо самому искать, презентовать свой товар и убедить человека, что он ему необходим, - говорю я.
- Очень хорошо. Когда сможешь на стажировку выйти? И что знаешь о системе пяти шагов? – продолжает мой собеседник.
- Выходить могу хоть завтра, всему учусь быстро, - выпалил я. – О пяти шагах ничего не слышал.
- Ничего, научим. Завтра приходи без опозданий, найдем тебе инструктора, - подытожил менеджер и поставил ручкой какой-то знак на моей анкете.
Коротко попрощавшись, я отправился восвояси, чтобы вновь появится на пороге в назначенное время.
ЗНАКОМСТВО И ПОДГОТОВКА
Рано утром на улице перед зданием собралась небольшая группа людей. Кто-то нервно курит, кто-то переминается с ноги на ногу. Глядя на присутствующих невозможно представить их так называемыми «коммивояжерами», что ходят по квартирам и предлагают свой товар.
Через некоторое время из подвала вышла внушительная группа молодых ребят и направилась в сторону остановки общественного транспорта. Входная дверь приоткрылась, оттуда выглянул менеджер и пригласил нас в помещение.
В холле, где накануне мы заполняли анкеты, нас уже ждал высокий мужчина с пачкой бумаг в руках. Он провел краткую перекличку, отложил в сторонку наши резюме и стал приглашать нас по одному в кабинет.
Когда очередь дошла до меня, вместе со мной в комнату прошел еще один молодой человек.
- Привет! Это – Ринат (имя изменено – прим. автора). Сегодня ты работаешь с ним, он тебе все покажет и расскажет. В конце дня будем отталкиваться от его рекомендаций и решим, брать тебя на работу или нет, - с места в карьер заявил мужчина. – Ты ведь на газовое направление? – уточнил он.
Я подтвердил свои намерения кивком и поздоровался за руку с Ринатом.
- Желаю удачи в трудоустройстве! – пожелал мне напоследок главный.
Мы вместе с наставником вышли на улицу, где он сообщил, куда сейчас направимся.
- Опыт в продажах есть? – поинтересовался Ринат. Естественно, я представился опытным продавцом.
- Поехали в центр, по дороге расскажу немного о нашей организации, о принципах работы, - говорит мой «инструктор».
Пока мы ехали в маршрутке, наставник охотно отвечал на все мои вопросы и делился впечатлениями от работы. Сам он трудился в этой фирме четвертый месяц, заработок его вполне устраивает, но хочется карьерного роста.
По словам Рината, фирма, на которую он работает, уже разрослась до четырех десятков городов России. У компании несколько направлений, в том числе продажа спецоборудования. За каждую установку газового анализатора он получает от 1 до 1,5 тысяч рублей, в зависимости от количества. Чем больше сделок, тем больше его доля, особенно в выходные дни.
Мое внимание привлекли слова Рината о системе управления компании. Он рассказал, что основная цель руководства фирмы – воспитать не продавцов, а менеджеров.
- Сначала ты будешь стажироваться, и работать под моим присмотром, потом уже самостоятельно. В перспективе нужно набрать подопечных, которые будут отрабатывать маршруты по городу, а ты только руководить. Начальству не выгодно только продавцов содержать, им управленцы нужны, - говорит Ринат.
По его словам, в компании существует обширная система мотивации. Лучший менеджер, чьи работники за определенный срок сделали наибольшую кассу, получает памятные подарки и путевки на курорт.
За разговорами мы прибываем в район, где предстоит сегодня продавать оборудование. В руках у моего инструктора небольшой портфель, в котором лежат сами приборы, которые нужно клеить на двухсторонний скотч, планшетка с бумагой и ручкой, куртка из магазина спецодежды.
ГДЕ ВАШ АНАЛИЗАТОР?
Перед тем, как зайти в подъезд многоэтажки, наставник дает мне последний совет: смотри в оба и запоминай.
На входе в подъезд нас встречает пожилая местная жительница. Она интересуется куда мы идем.
- Мы газовики, внеплановая проверка. В соседнем доме произошла утечка, обходим жильцов, - без тени смущения отвечает мой спутник.
- Где ваша спецодежда? Только позавчера приходили из горгаза! – возмущается женщина.
- Мы только на объект приехали, вам удостоверение показать? – не сдается Ринат. Последняя фраза возымела действие на собеседницу, и она отступила.
Преодолев подъездную дверь, направляемся на девятый этаж. На площадке мой спутник надел значок газовой службы, приготовил планшетку и достал «служебное удостоверение». Дверь нам открыли лишь в третьей квартире.
- Здравствуйте! Регион-газ, - отчеканил Ринат. – В соседнем доме произошла утечка газа, проводим внеплановую проверку газового оборудования. Это абсолютно бесплатно, - произносит он «волшебную фразу».
Немного помедлив, дверь нам открывает пожилая женщина.
- Только недавно же приходили, - говорит она с порога. – Что случилось то?
- В соседнем доме соседи пожаловались на запах газа, сейчас обходим всех жильцов, проводим проверку, - отвечает «газовик», предъявляя свое удостоверение. – Это стажер, он первый день на работе.
Надев на обувь бахилы, проходим на кухню. Мой инструктор подходит к газовой плите и по очереди зажигает конфорки, заглядывает в угол, где должен находиться кран, перекрывающий подачу «голубого топлива».
- Духовкой часто пользуетесь? – вопрошает он у хозяйки, попутно включая и выключая вытяжку.
- Сейчас уже редко, - говорит женщина.
- У вас с плитой все хорошо, вытяжка чистая, опрятная, вы замечательная хозяйка, - подводит итог Ринат. – Давайте запишем вашу фамилию и инициалы, - он берет в руки планшетку и пишет под диктовку женщины.
Кратко поинтересовавшись, нет ли у нее жалоб на соседей, вдруг на площадке газом пахнет и, услышав отрицательный ответ, мой спутник протягивает хозяйке бумагу на подпись. Вдруг, осмотревшись по сторонам, Ринат оставляет планшетку себе и выдает: «Стоп. А где ваш анализатор газа?»
Растерянная женщина отвечает, что понятия не имеет, что это вообще такое.
- Где вы были, когда всем устанавливали? – возмущенно говорит «газовик». – Через пару месяцев будет федеральная проверка и будут уже штрафовать за отсутствие, - продолжает он.
- Мы вообще не слышали об этом. Что за прибор то такой? – вопрошает слегка испуганная хозяйка.
- Давайте я вам коротко расскажу о системах газовой безопасности. Их бывает два типа: система автоматического удаления газа, для ее установки потребуется делать врезку в вентиляцию и перепланировать трубу. Обойдется это от 25 до 50 тысяч рублей, не все себе это могут позволить. Есть вариант дешевле: мы установим вам газовый анализатор. Этот прибор подключается к розетке и при малейшей утечке подаст световой и звуковой сигнал. Сейчас по федеральной программе государство уже оплатило всем льготникам половину их стоимости, установка тоже бесплатная. Сам уловитель стоит 11 тысяч, сейчас вы можете поставить его всего за 5 тысяч рублей, - рассказывает Ринат. – В квартире прописаны пенсионеры, ветераны войны или труда? – спрашивает он.
- Я пенсионерка. У меня сейчас проблемы с деньгами, окна новые в спальне поставила. Как будут, подумаю, с сыном посоветуюсь, - отвечает женщина.
- Смотрите сами, скоро все равно обяжут ставить анализаторы. Я тогда у себя помечу, что отказываетесь от своей льготы? – напирает мой наставник.
- Нет, нет, погодите, - разволновалась пенсионерка. – Согласна.
Что уж скажешь, от «журналистского греха» я был буквально в шаге. Прекрасно понимая, что небогатой женщине мы втюхиваем простейший 800-рублевый прибор за 5 тысяч, я ничего не мог поделать. Иначе бы эксперимент сорвался. Но чуть ли не в последнюю секунду мою совесть спас дверной звонок. Домой пришел сын хозяйки.
- Мы подумаем, оставьте свой телефон и мы вам перезвоним, - уверенно заявляет молодой человек, вежливо провожая нас на лестничную площадку.
Нам почти удалось убедить «бабушку-одуванчика»
Почти получилось.
- Все понял? – спрашивает меня Ринат. Я киваю, мол, уловил.
- Главное в нашем деле энтузиазм и желание работать. За вчера я, заключил пять сделок, заработал почти 6 тысяч. Эта хозяйка может еще перезвонит нам. У нас главное правило, какое? Каждый десятый домовладелец – наш потенциальный клиент. Если хорошо работать – каждый пятый, - продолжает он.
«Инструктор» поделился со мной еще одной мудростью своей профессии: терпение и учтивость – вот что должно отличать хорошего продавца.
- По сути, у нас рабочий день длится всего четыре-пять часов. За это время есть возможность заключить не меньше десяти сделок, смотря, как работать будешь, - подытожил Ринат.
Поход по остальным квартирам девятиэтажки в поисках покупателей в то утро для меня успехом не увенчался: ни одной установки воочию я так и не увидел. Большинство местных жителей не были готовы выложить пять тысяч сразу за неведомый прибор, о котором ничего не слышали. Сам «газовик» и не думал уговаривать хозяев. Из его уст звучал железный аргумент: анализаторы газа скоро заставят поставить всех жителей многоэтажных домов Уфы.
Попрощавшись с Ринатом где-то на пятом этаже, я отправился восвояси. Лишь одна мысль не давала мне покоя: сколько уже жителей нашего города успели купить эту штуку почти в пять раз дороже, чем ее «красная цена»?
КОМПЕТЕНТНО
Как отличить «жулика» от настоящего газовика?
Сотрудник газовой компании Рустам Мирхайдаров:
Если к вам пришел человек, представившийся работником газовой службы, убедитесь, что это специалист именно той организации, с которой у вас заключен договор на поставку, техническое обслуживание вашего газового оборудования.
К примеру, сотрудники нашей компании одеты в униформу с логотипом компании, они обязаны предъявить вам служебное удостоверение. Кроме того, вы можете позвонить по телефону и узнать, запланированы ли на сегодняшний день работы в вашем доме и какие работы, а также работает ли у них специалист, который пришел к вам.
Роман Петров, юрист:
В первую очередь, потребители должны помнить, что газовое оборудование – это сфера повышенной опасности. В этой области проводить проверки или вносить изменения в конструкцию оборудования имеют право только сотрудники газовой службы. Каждый домовладелец может обратиться к ним и оставить заявку, они, как правило, приходят в течение трех дней.
Что касается так называемых «липовых» газовиков, то здесь очень сложно привлечь организацию к ответственности, поскольку уголовная ответственность за обман покупателей в нашей стране отсутствует. В данном случае можно добиться расторжения сделки в рамках гражданско-правовых отношений. Для этого следует сохранить все чеки и документы, чтобы предъявить их в суде. Пресечь деятельность по «впариванию» под видом обязательного оборудования не очень нужные вещи, возможно, после обращения в прокуратуру. Сотрудники правоохранительных органов дадут правовую оценку их действиям.