Премия Рунета-2020
Уфа
+29°
Boom metrics
Общество3 августа 2017 12:00

Супруги стали инвалидами, пожив в развалюхе в центре Уфы

Игорь Иванов лишился ноги после зимовки без отопления, а его супруга сломала позвоночник из-за рухнувшего под ней пола.
В центре Уфы пожилая пара инвалидов стала заложниками собственного дома

В центре Уфы пожилая пара инвалидов стала заложниками собственного дома

Фото: Кирилл ПЕНКИН

Представьте: лето, самый центр Уфы, улица Коммунистическая. Вокруг банки, рестораны, вузы. То и дело проносятся дорогие машины. Столица Башкирии, город-милионник…

А буквально через дорогу от этого праздника жизни выживают в своей крохотной комнатушке Игорь и Татьяна Ивановы. На улицу они не выходили несколько недель. Согласно городским архивам, их дом по улице Крупской, 3а – бывшая церковь старообрядцев Душиных, старинный памятник культуры, построенный еще в 19 веке.

Вот только последний раз его так назвать можно было лет 50 назад – сейчас двухэтажное здание, к сожалению, ничего общего с памятниками и культурой не имеет. По крайней мере, с виду.

Проклятый старый дом

Бывшая церковь встречает нас покосившейся лестницей на второй этаж. Подниматься по ней страшно даже днем – каждая деревяшка скрипит на свой мотив.

В дальней комнате сидит 55-летний Игорь. Недавно он лишился ноги, привыкает к новому положению.

Ивановым по хозяйству помогает маленькая внучка Аня

Ивановым по хозяйству помогает маленькая внучка Аня

Фото: Кирилл ПЕНКИН

- Я здесь с самого рождения живу. Последний раз капитальный ремонт тут делали лет 20 назад. Потом свадьбу сыграли, и жена Таня ко мне переехала. Детей вырастили - слава богу, они уехать успели.

Беды посыпались на Ивановых зимой 2017 года.

- Зима была холодной, постоянно печку топили (в доме нет системы центрального отопления - прим. ред.), - рассказывает Игорь. - Сосед снизу растопил ее как-то сильно, видимо, так и оставил на ночь газ включенным. Просыпаемся и чувствуем, что старые перекрытия тлеют – видимо, от трубы так и пошел жар. Кое-как потушили через дырки в стенах. После пожара сосед съехал, и в его комнате начали жить бродяги - пьют, дерутся, пару раз даже костер жгли…

А потом Ивановы начали жить и вовсе без отопления. И это холодной зимой!

Покосившаяся лестница стала препятствием, отделяющих пенсионеров от внешнего мира

Покосившаяся лестница стала препятствием, отделяющих пенсионеров от внешнего мира

Фото: Кирилл ПЕНКИН

- От постоянной сырости у меня мозоль появилась на левой ноге. Ну я внимания не обратил, так и ходил. Потом, видимо, через ранку заражение в кровь попало. Начался сепсис, а я к тому же диабетик. Совсем худо стало – слег в больницу. Врачи говорили, мол, все хорошо будет. А потом что-то пошло не так, и ногу пришлось ампутировать. Вернулся я в дом 3 июля уже инвалидом, - печально вспоминает мужчина.

Провалилась сквозь пол

А 10 июня инвалидом стала и супруга Игоря Татьяна. Все началось просто - женщина вышла в коридор закрыть окно.

- Был сильный ветер, как раз объявляли штормовое предупреждение. Я пошла форточку в коридоре закрыть. Встала на стул, прикрыла, а потом пол вместе со мной рухнул. Я вниз упала, а на меня сверху балки посыпались, штукатурка, стекло. Встать уже не смогла. Пришлось вызывать скорую, рассказывает Татьяна.

Позже врачи диагностируют у 55-летней женщины перелом позвоночника и пяточной кости. Сейчас Татьяна прикована к кровати, за супругом она ухаживать не может. Несчастные люди даже не могут выйти в уличный туалет - покосившаяся лестница стала непреодолимым препятствием. По дому им помогает внучка Аня.

- Куда мы только не писали: в администрацию города, администрацию района. Там нам сказали, что наш дом – памятник истории, и за него отвечает минкульт. По закону мы и ремонт тут делать не можем. А ведь в доме ни горячей воды нет, ни санузла, полы гнилые. Нам приходится, извините, отходы прямо в окно выливать. И это в 100 метрах от улицы Ленина, в историческом центре Уфы, - возмущается Татьяна.

С домом Ивановых соседствуют элитные многоэтажки

С домом Ивановых соседствуют элитные многоэтажки

Фото: Кирилл ПЕНКИН

ВОПРОС - РЕБРОМ

Так кто же отвечает за здание?

- Действительно, сейчас здание находится на госохране. Но я не понимаю, почему люди живут в таких ужасных условиях. Несколько лет назад были разговоры о том, чтобы здание передать сообществу староверов, которые хотели расселить всех жильцов и восстановить на месте храм. Но дом им так и не отдали. Статус памятника дому нужен, но я считаю, что это не является основанием для отказа в расселении жильцов, - говорит председатель уфимского общества «Архзащита» Владимир Захаров.

После огласки в СМИ, судьбой жителей дома заинтересовались в городской районной администрациях

После огласки в СМИ, судьбой жителей дома заинтересовались в городской районной администрациях

Фото: Кирилл ПЕНКИН

В администрации города в свою очередь объяснили, что дом пытались расселить еще 3 года назад. Было даже соответствующее решение прокуратуры.

- Нашелся застройщик, который захотел помочь с расселением. Но позже дом признали памятником культуры и сносить запретили. Естественно, после этого инвестор ушел. На тот момент дом не был признан аварийным, поэтому в программу по расселению он не попал, - объяснили в пресс-службе городской администрации.

Информацию о статусе нам подтвердили и в Управлении по госохране объектов культурного наследия.

- Дом признан объектом культурного наследия. Ответственность за его состояние несут собственники и управляющая компания, - ответили в ведомстве.

В Управлении жилищного хозяйства Кировского района развернутого комментария оперативно нам получить не удалось.

- Да, за этот дом мы отвечаем. Про плачевное состояние здания знаем, сейчас уже готовятся документы о расселении оставшихся в нем жильцов. Когда это произойдет, пока неизвестно, - рассказали в ведомстве.

Самая новая часть дома - табличка, на которой написано название управляющей организации

Самая новая часть дома - табличка, на которой написано название управляющей организации