Премия Рунета-2020
Уфа
+11°
Boom metrics
Наука27 июля 2017 10:01

Школьник из Уфы, придумавший «говорящую» таблицу Менделеева, рассказал о встрече с Путиным

Юный изобретатель стал одним из участников «Недетского разговора»
Проект уфимских инноваторов понравился главе государства

Проект уфимских инноваторов понравился главе государства

Мишу Щербакова не назовешь ботаником, он обычный подросток: как и все, получает тройки по русскому, любит гонять на велике и общаться с друзьями. Но есть у него страсть, которой он готов посвящать почти все свободное время - робототехника.

Занимаясь любимым делом, он стал неоднократным победителем республиканских технических соревнований. В этом году Михаил решил сделать «взрослый» социальный проект. По совету мамы-офтальмолога он сконструировал «говорящую» таблицу Менделеева для слепых («Комсомолка» уже рассказывала о его изобретении). Эта работа принесла ему первые места на нескольких всероссийских научных конференциях. В том числе в заочном проектном конкурсе «Сириуса», и в числе 10 одаренных ребят из Башкирии он был приглашен туда на научную смену.

- Михаил, чем стал для тебя «Сириус»?

- Это чудесное место, разрушающее стереотипы, позволяющее понять, кто ты есть и в чем твое предназначение. В первую очередь, я обрел там новых друзей - искренних, понимающих, готовых всегда прийти на выручку. Не секрет, что дома я нередко чувствую себя «белой вороной» среди сверстников, увлеченных лишь компьютерными играми. В «Сириусе» дети совершенно другие - у них иные цели и стремления. Хотя в моем направлении (персонализированная медицина) были, в основном, ребята, которые интересовались не техникой, а химией и биологией, мы прекрасно понимали друг друга, могли делиться самым сокровенным. Я абсолютно комфортно чувствовал себя с теми, кто старше меня на 2-3 года - мы были на одной волне.

Работа над проектом

Работа над проектом

- Не скучно было учиться в каникулы?

- Заниматься любимым делом никогда не скучно. Да, это мало было похоже на отдых: вставали в 7 утра, ехали в главный медиацентр, где работали в мастерских и лабораториях. После обеда - лекции вузовских преподавателей и ведущих ученых, и уже поздно вечером - обратно в «Сириус».

А некоторые еще и по ночам писали программы для своих проектов.

Когда ехал туда, думал, что нам дадут конкретное задание и будут следить за его выполнением. Но программа называлась «Большие вызовы» и все было по-взрослому: нам обозначили лишь проблему, а пути ее решения мы искали сами на «мозговом» штурме. Нашей задачей было создать прибор, который не только автоматически проводит иммуноферментный анализ, но и определяет необходимую дозу лекарства для каждого пациента индивидуально. Здесь было очень важно научиться работать в команде: «аналитики» создавали новый метод анализа с использованием отечественных реактивов, «инженеры» конструировали прибор, «программисты» обеспечивали его работу. По словам научных кураторов, аналогов этому аппарату в мире пока нет.

- Но ведь не только наукой вы там занимались?

- Да, в «Сириусе» хорошие условия и для работы, и для отдыха: инфраструктура четырехзвездочного отеля с бассейнами и спа, шестиразовый «шведский стол». Вечерами было немного свободного времени для общения. Оказывается, дискуссионные клубы и дискотеки тоже могут быть интересными, если их организовать правильно, а не как всегда (смеется). Были и походы на море, и замечательные экскурсии в Сочи: парк, дендрарий, дельфинарий. Больше всего запомнился подъем на Роза-пик: стоишь на горе, а под ногами - облака, дышишь ими и погружаешься в нирвану

- В «Сириус» приезжают ребята со всей России. Как обстоят дела с наукой для школьников в других регионах?

- Везде по-разному. В некоторых областях это направление курируется на уровне заместителей губернаторов - там и оснащение, и вложения, и у школьников есть возможность заниматься в лабораториях ведущих университетов.

В Башкирии, на мой взгляд, с робототехникой все печально. Уфимские вузы, в отличие от Питера, Новосибирска и других городов, не заинтересованы растить себе талантливых студентов. Кружки в основном платные и рассчитаны на уровень начальной школы. Республиканские соревнования организовываются силами учителей-энтузиастов, которым очень не хватает финансирования. А там, куда вкладываются деньги, недостает достаточно квалифицированных преподавателей. А ведь главное - не победить в соревнованиях и отчитаться, а помочь ученику создать действительно полезный проект, который потом можно воплотить в реальной жизни.

- Какое впечатление на тебя произвела встреча с Владимиром Путиным?

- Только позже пришло осознание, что я вживую видел президента. Он вел себя совершенно естественно, смеялся, переспрашивал, открыто отвечал на вопросы.

Жаль, что некоторые из них были наивными. А ведь многие мои друзья, до которых не дошел микрофон, полночи готовились к «недетскому разговору», и темы у них были взрослые - об экологии, экономике.

Хороший вопрос был о том, что победы в проектных конкурсах не учитываются при поступлении в вуз, а ведь в них школьники работают на стыке нескольких наук, приобретают практические навыки, что гораздо важнее, чем решение теоретических задач. Здорово, что мой сосед по комнате Саша сумел поднять тему о том, с какого возраста в России можно заниматься изобретательством и предпринимательской деятельностью. Это очень актуальная для талантливых ребят тема. Я очень хочу, чтобы моя таблица Менделеева для слепых появилась не только в уфимской коррекционной школе № 28, но и в подобных школах других регионов. Но где мне взять спонсора? Кто станет работать со школьником? Пытался попасть на республиканский молодежный форум «Основы научной и инновационной деятельности», чтобы найти инвестора, но там возрастной ценз с 18 лет. Увы!

- Какие у тебя планы на будущее?

- Из отдаленных - хочу стать инженером-конструктором, но с вузом и направлением работы пока не определился. Из ближайших - получить патент на свою таблицу и создать новый проект, чтобы на следующий год обязательно снова поехать в «Сириус»!.