2016-08-24T01:53:54+03:00

Министр образования Башкирии: «Через пять лет перейдем на электронное образование»

Гульназ Шафикова заняла свое кресло чуть больше месяца назад. Мы расспросили у нее, какое будущее ждет школы республики, как правильно воспитывать детей и какую книгу должны прочитать все.
Поделиться:
Комментарии: comments55
Изменить размер текста:

- Какие изменения ждут образование?

- В первую очередь - введение инноваций. Детские технопарки, смарт-школы, развитие электронного образования. Должны появиться и новые модели, в частности, государственно-частное партнерство. Мы готовы приглашать в школы успешных бизнесменов - проводить мастер-классы. Или вот пример: в Мелеузе предприниматель предложил школам свою инфраструктуру, дети могут заниматься там робототехникой.

- Насколько реально внедрить электронное образование? Дети владеют компьютером лучше, чем учителя.

- По статистике, у нас только 17% педагогов активно работают в этом направлении, 13% - вообще не используют элементы электронного образования, 70% делают это от случая к случаю. Эти 70% в течение пяти лет должны стать активными пользователями.

- С какого класса внедряется электронное образование?

- Сегодня у нас есть несколько пилотных проектов, когда дети уже с первого класса приходят на уроки не с учебниками, а с планшетами. Мы взяли по одному классу в уфимской школе №42, лицее «Содружество» и одном из лицеев Стерлитамака. Очередь в детские сады исчезнет 1 января.

- Учителей в школах хватает?

- В целом по республике картина лучше, чем в Уфе. Это понятно: зарплата учителей здесь меньше, чем в других сферах. Конечно, остается вопрос по обновлению кадров. По статистике, педагогов, которые работают в школе меньше 5 лет, всего 10%. Но скоро все изменится. В следующем году вводится профессиональный стандарт педагога, в котором прописаны требования квалификации. И вот тут уже работодателю придется выбирать – взять молодого специалиста либо переучивать старых.

- Как решается вопрос с очередью в детские сады?

- Для детей 3-7 лет мы полностью снимаем очередь до первого января 2016 года. Но ясельных групп пока не хватает, мы должны в течение пяти лет обеспечить местами детей от 1,5 до 3 лет. Будем делать упор на семейные детские сады. Например, если у вас двое детей и есть ребенок у кого-то из родственников, вы вполне можете открыть семейный детский сад.

- Садики построили, а воспитателей достаточно?

- Здесь такая же ситуация, как и с учителями. В районах, например, их даже больше, на работу в детсад попадают по конкурсу. В Уфе текучка есть, но мы должны решить вопрос до следующего года.

- Сейчас детей много, но уже в ближайшее время намечается спад рождаемости. Выходит, что садики, которые построили для детей, будут пустовать…

- А дети дошкольного возраста скоро вырастут и пойдут в школу, которая не готова их принять в таком количестве. Конечно, мы думаем об этом. И прежде всего, речь идет о строительстве центров образования, когда под одной крышей располагаются детсад, школа, да еще и дополнительное образование охватывается. В 90-е годы такая практика у нас была, а сейчас центры образования активно появляются в Москве. Недавно мы открыли такой центр в селе Темясово Баймакского района. Сейчас у нас строятся такие комплексы в Уфе и Уфимском районе.

Не любой московский вуз лучше уфимского

- Вам часто жалуются на поборы в школах?

- Письма три-четыре в неделю на эту тему я получаю – из 600. По всем сразу назначаем проверку. Как правило, выясняется, что это не поборы – решение о сборе денег принимает попечительский совет на общем собрании, все происходит на добровольных началах. Просто конкретно этого родителя не предупредили. Но таких писем меньшинство. Чаще всего жалуются на отношение к детям: не так посмотрел, не так разобрался, повысил голос. Иногда думаешь: ну ведь не министр образования должен этим заниматься! Родитель должен прийти и поговорить с педагогом, даже на уровень директора школы эти жалобы можно не выносить. А у нас привыкли сразу писать министру или президенту.

- Сколько выпускников уезжает в другие регионы?

- По статистике, 12%. Сальдо между теми, кто уехал, и теми, кто приехал, составляет всего 4%. Но ведь вопрос в том, кто уезжает.

- Конечно, лучшие. Но если у выпускника благодаря высоким баллам ЕГЭ появляется возможность поступить в МГУ, почему ею не воспользоваться?

- Я согласна, но не любой московский вуз лучше, чем уфимский. Мой сын в этом году поступил в нефтяной университет, а кто-то из его одноклассников уехал в Москву и Петербург, причем учатся они на таких же факультетах. Они общаются и видят, что в Уфе-то учиться сложнее, качество образования здесь выше. И наша задача заключается в том, чтобы донести это до старшеклассников.

«Ребенку достаточно 15 минут внимания в день»

- Вы доктор психологических наук. И наверняка знаете, что сделать, чтобы ребенку хотелось учиться?

- Родители всегда должны говорить о школе только хорошее. А не ругать учительницу. Если вы культивируете в ребенке радость обучения именно в этой школе и именно у этого педагога, ребенок заражается очень легко. Мой дедушка так говорил: «Будешь учиться – будешь человеком, не будешь учиться – будешь дояркой». И утром я вспоминала: если не хочу в школу – меня ждет ферма. А сейчас родители начинают подстраиваться под ребенка, превращаются в потребителей образовательных услуг. А должны быть участниками.

- Вас правильно воспитывали…

- Я родилась в традиционной семье, папа – врач, мама – педагог. Я педагог в пятом поколении, мой прапрадедушка еще с Лениным в Казанском университете учился. Поэтому ответственность всегда большая была, если я говорила, что не хочу учиться, папа тут же возражал: «Ты не можешь себе такого позволить – у тебя гены!».

- Вам как педагогу трудно не вмешивать в образование ваших детей? Вы же видите, когда учителя что-то делают не так?

- Я считаю, что ребенок сам должен пройти свою школу. Единственное, я спрашиваю у сына-первоклассника: «Ты уроки сделал? Проблемы есть?». Я не смотрю, собрал ли он портфель – если ребенок забыл пенал, это он его забыл, а не я. Если получил двойку – это его двойка, и он сам должен решить эту проблему. Это его ответственность. И он ее должен сам нести.

- Времени хватает на семью, на детей?

- Я себя успокаиваю так: замечательный детский психолог Майя Лисина говорила, что ребенку для нормального развития нужно 14 минут в день родительского внимания. Она работала в детском доме и провела интересный опыт: поделила детей на две группы - тех, с которыми она общается, и тех, которые просто лежат. И дети, с которыми она занималась, догнали своих сверстников и нормально развивались. Но эти 14-15 минут нужно посвятить только ребенку – ни телевизору, ни телефону. А баловать ребенка и позволять собой манипулировать нельзя. Например, мы с утра определяемся: я спрашиваю у домашних, какие у них планы. Главная задача, чтобы дети не бездельничали. В конце дня мы садимся и обсуждаем, как прошел день.

- А выходные как проводите?

- Я заядлый водитель, очень люблю автотуризм! Если суббота и воскресенье свободны, мы обязательно куда-нибудь едем – у нас много маршрутов.

- Где в последний раз были?

- В Сочи. Я сама была за рулем. Двое суток туда, двое суток обратно. Мне это нравится. Трасса незнакомая.

- Какие книги вы посоветуете читать детям и родителям?

- Читайте классику! Я, например, очень люблю Льва Толстого. А еще в любом возрасте будет нелишним перечитать «Алису в стране чудес».

ДОСЬЕ «КП»

Шафикова Гульназ Радмиловна

Родилась 19 июля 1975 года в Сибае. Окончила БГПИ по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)», аспирантуру БГПУ. Доктор психологических наук.

Работала воспитателем, психологом в детском саду, педагогом-психологом в школе, преподавала на кафедрах педагогики и психологии в Сибайском институте БашГУ и работала проректором по научной работе БГПУ им. Акмуллы.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также