Премия Рунета-2020
Уфа
+1°
Boom metrics
Общество30 апреля 2015 4:00

Судьбы, сломанные войной

У жителя Стерлитамака Айрата Ханнанова воевали дед, отец и дядя
У жителя Стерлитамака Айрата Ханнанова воевали дед, отец и дядя.

У жителя Стерлитамака Айрата Ханнанова воевали дед, отец и дядя.

О жизни каждого из них можно снять кино с душераздирающим сюжетом. Они разные, но объединяет их одно – беззаветное служение Родине.

Потерял жену, когда был на фронте

В сорок первом на фронт ушел дед Айрата - Басыр Ханнанович. Дома, в деревне Курманайшаш (Миякинский район), у него остались пятеро детей и беременная жена Шарифкамал. Уже осенью Басыр очутился в настоящем пекле – участвовал в боях за Москву, где его ранило в руку. А весной 1942 года пришло печальное известие – во время родов умерла супруга.

- Шарифкамал подорвала здоровье, работая в поле, - рассказывает Айрат Газ зович. – Она ведь на сносях была, но поблажек за это не было. Мерзла, надрывалась – а как иначе? Детей кормить нужно. Когда пришла пора рожать, пешком шла в больницу... Ребенка, увы, спасти тоже не удалось.

Басыр Ханнанов чудом выжил в битве за Киев.

Басыр Ханнанов чудом выжил в битве за Киев.

Басыру дали отпуск – 13 дней. Сказали: если не вернешься вовремя – пойдешь под трибунал. Старый солдат, воевавший еще в гражданскую войну, не подвел. Он съездил домой, похоронил супругу. Но кто позаботится о детях? Старшие сыновья Газиз и Мусавир? Они сами уже в армии.

И тут Басыр вспомнил про любовь своей юности Гильмиямал. Когда-то родители девушки не разрешили ей выйти замуж за Басыра – уж больно беден. И выдали ее за богатого лесника. А незадолго до войны ее мужа насмерть придавило деревом. Женщина осталась одна с двумя детьми на руках.

- Выходи за меня, - предложил вдовец вдове. – Заодно и за детьми присмотришь. Раздумывать было некогда – у Ханнанова кончались дни отпуска. Басыр и Гильмиямал расписались, и солдат вернулся на фронт. Успел к сроку.

Кидал во врачей костыли

В 1943 году Басыр Ханнанов участвовал в освобождении Киева. До конца дней ему запомнилась эта страшная картина: красный от крови Днепр, и повсюду плавают трупы. В одном из сражений бойца тяжело ранило – в правую ногу попало четыре осколка от снаряда.

Шарифкамал со своими детьми за год до смерти.

Шарифкамал со своими детьми за год до смерти.

- Три дня дед пролежал без сознания среди мертвых тел, - рассказывает его внук. – Похоронная команда ходила по полю и кричала: «Есть кто живой?». Он нашел силы откликнуться.

Потом был госпиталь в Казани. Нога гноила, кровоточила. Врачи решили: надо ампутировать. Но когда пришли в палату, чтобы увезти его на операцию, Басыр стал бросать в медиков костыли: «Не дам оттяпать себе ногу!».

Уже дома супруга Гильмиямал выходила бойца. Чудо случилось, кости срослись, Басыр встал на ноги.

После войны он работал в колхозе, был пожарным. Умер в 1988 году, когда ему было 90 лет.

Зверства бандеровцев

Старший сын Басыра, Газиз (отец Айрата) на фронт попал в 1944 году, участвовал во взятии Берлина. Там, в комендатуре, он прослужил до 1949 года. Как и отец, прожил долгую счастливую жизнь – умер в 2012 году в возрасте 94 лет.

Мусавир погиб, зверски замученный бандеровцами.

Мусавир погиб, зверски замученный бандеровцами.

А вот судьба его младшего брата Мусавира сложилась трагически. На фронте он служил в войсках НКВД – задачей этих бойцов было бороться с разными шпионами и диверсантами. За считанные месяцы до окончания войны их забросили в тыл на Западную Украину, где бесчинствовали банды бандеровцев.

- 22 февраля 1945 года взвод, в котором служил дядя, остановился на ночлег в одной из деревень. Ночью их накрыли бандеровцы и перерезали горло 30 солдатам. А несколько командиров, в том числе дядю Мусавира (ему было всего 20), взяли живыми. Несколько дней бандиты издевались над ними, отрезали им уши, половые органы. Обещали, что перестанут мучить, если солдаты откажутся от своей Родины. Но никто не дрогнул – все они умерли мученической смертью.

Все эти ужасные подробности родные узнали из письма, которое им отправил сослуживец Басыра. Он единственный, кто уцелел в этой кровавой резне (увы, подробности нам не известны). А через 20 лет в городе Збараж (Западная Украина) родственники нашли могилу Мусавира.

АЛЬБОМ ПОБЕДЫ

Спасла тонущего бойца, рискуя утонуть сама

Александра совершила героический поступок.

Александра совершила героический поступок.

Об участнице Великой Отечественной войны Александре Кочетковой «Комсомолке» рассказали ее дочери Галина Кулешова и Лариса Уткина.

В октябре 1941 года в Уфе сформировали женский эшелон. На передовую отправляли медработников, поваров, связистов. Была среди них и 19-летняя Саша. Девушка попала в настоящий ад, на Сталинградский фронт.

Немцы подступили к Волге. Раненых под шквальным огнем переправляли на другой берег на плотах, лодках и даже льдинах (стояла ранняя весна). Лодку, в которой находилась Александра, разнесло вдребезги – девушка очутилась в ледяной воде. Телогрейка и ватные штаны мгновенно отяжелели, Саша пошла ко дну. Очнулась от удара головой о бревно, уцепилась за него и поплыла. Вдруг слышит: «Дочка, помоги!» Девушка схватила раненого одной рукой за воротник и потащила за собой. Оказавшись на берегу, долго не могла поверить, что не только спаслась сама, но и бойца вытащила.

Вскоре началось наше наступление, подали голос «Катюши». Фашисты, отстреливаясь, попали в землянку, где в том числе находилась и Саша. От контузии она потом два дня ничего не слышала и не могла говорить. После демобилизации Александра Карповна вернулась в Уфу, работала на руководящих должностях на предприятиях общепита. Вышла замуж за фронтовика. До 70-летия Победы она не дожила каких-то пару лет.