Премия Рунета-2020
Уфа
+1°
Boom metrics
Общество22 апреля 2015 19:00

«Всю ночь лежал, не шелохнувшись, с простреленной ногой…»

Мы продолжаем рассказывать о подвигах, которые жители Башкирии совершали в годы Великой Отечественной войны
Валентина (справа) с братом, мамой и сестрой.

Валентина (справа) с братом, мамой и сестрой.

Звезду не вручили - перестраховались Звания Героя Советского Союза за участие в битве за Днепр были удостоены 2538 воинов – больше, чем в любом другом сражении. К высокой награде был представлен и уфимец Михаил Пантелеевич Кругляк. Но так ее и не получил.

В ноябре 1943 года наши солдаты начали переправу через Днепр на плотах, бревнах и бочках. В их числе - 20-летний Михаил Кругляк, он командовал батареей. Немцы бросили на наших солдат пехоту и танки, а следом и авиацию. Михаила тяжело ранило в правую ногу – он был контужен и потерял сознание.

Михаил Кругляк участвовал в битве за Днепр.

Михаил Кругляк участвовал в битве за Днепр.

Очнувшись, Кругляк обнаружил, что его засыпало землей. Совсем рядом кто-то говорил по-немецки. Оказалось, немцам удалось потеснить горстку наших бойцов, а сам он очутился на вражеской территории. Превозмогая адскую боль и зажав в зубах рукав гимнастерки, Михаил затаился – любое движение, шорох или вздох могли стоить ему жизни. Так он пролежал целую ночь, истекая кровью.

К утру наши бойцы вернули утраченные позиции. Михаила, еле живого, вытащили, перевязали и отправили в медсанчасть.

В госпитале ему сообщили, что он представлен к званию Героя Советского Союза.

- Официально так и не доложили, почему ему не вручили Звезду Героя, - говорит Юрий Свинковский, двоюродный брат Кругляка. – Говорят, вычеркнули из наградного списка за кратковременное пребывание на вражеской территории. Просто перестраховались. Однако за тот бой он получил орден Красной Звезды.

После выздоровления Михаил участвовал в боях за Бобруйск, штурмовал Варшаву – был награжден орденом Отечественной войны. В родную деревню Сидоровка Давлекановского района он вернулся лишь в марте 1947 года. Годы спустя простреленную ногу пришлось ампутировать. В 1975 году переехал в Молдавию, где прожил последние годы жизни.

Королева «трехтонки»

Во время Второй мировой войны английская королева Елизавета Вторая, еще будучи принцессой, водила грузовик. Пенсионерка из Благовещенска Ирина Бормина, отметившая месяц назад 95-летие, тоже. Она была шофером автополка – возила снаряды на армейские склады, обеды, перевозила в госпитали раненых бойцов.

- Однажды мы с поваром Аней везли на ГАЗике обеды на передовую, и в машину попала граната, пущенная немецким фаустпатроном, - вспоминает Ирина Афанасьевна. - Аню ранило осколком в живот, а меня взрывной волной выбросило наружу. На мне загорелась гимнастерка, а Аня кричала от боли. Я вытащила ее из машины, но через несколько минут она умерла у меня на руках. Мне «всего лишь» обожгло руку.

Ирина Бормина во время войны была водителем грузовика.

Ирина Бормина во время войны была водителем грузовика.

Потерявшую сознание Ирину подобрали бойцы и отправили в медсанбат. А уже через несколько дней ефрейтору Борминой доверили грузовик «ЗИС 5» - так называемую «трехтонку».

Как-то бойцы попали в окружение под Сусловкой (деревня в Белоруссии). Провизия и боеприпасы у них были на исходе, а подойти-подъехать к ним невозможно – все подступы обстреливали немцы. Ирина получила приказ – проскочить к нашим солдатам любой ценой.

- Пока ехала, даже не была уверена, что доберусь до нужного места, – говорит Ирина Афанасьевна. – Взрывы раздавались то справа, то слева…

Задание Бормина выполнила с честью. Таких эпизодов было множество – каждый день мог стать последним. День Победы отважная девушка-шофер встретила в Берлине. Проехалась по поверженному городу и поразилась немецким дорогам – таким ровным, не чета нашим фронтовым.

Королевой Ирина Боромина не стала, но зато получила множество наград – такие как орден Отечественной войны II степени, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина, «За боевые заслуги» и другие. После войны вернулась в родной Благовещенск, где более чем полвека проработала в лаборатории на хлебоприемном пункте. Сегодня Ирина Афанасьевна охотно делится воспоминаниями со школьниками, студентами и всеми неравнодушными к судьбе нашей Родины.

«Немцы загнали всех в сарай и подожгли»

Детям в годы войны приходилось не легче, чем взрослым.

Уфимской пенсионерке Валентине Авдеевой в 1943 году было два года. Ее семья в ту пору жила на Украине, в оккупированном немцами селе Смирново Запорожской области.

- Сама я мало что помню, - говорит Валентина Дмитриевна. – Например, что жили мы в глиняной мазанке с земляным полом и соломенной крышей. Ходили босиком. А еще запомнилось, как немцы говорили: «Сталин гут, Гитлер капут». Может, шутили, а, может, и всерьез. Но то, что я через несколько лет узнала от родных – не дай бог никому пережить такое.

Валентине Авдеевой в 1943 году было два года

Валентине Авдеевой в 1943 году было два года

Кто-то из местных жителей настучал немцам, что мама Вали Александра Степановна Скрипка прячет дома двух красноармейцев. Фашисты отреагировали быстро – ворвались к ней, обшарили все, но никого не нашли. Потом они выволокли женщину на улицу и потащили в комендатуру, тыкая штыком в живот. И все на глазах жителей деревни, которых специально выстроили в ряд.

- Продержали ее в комендатуре три дня, - рассказывает Авдеева. – А потом отпустили – еле живую, все избитую.

В октябре наши войска освободили деревню. Немцы спасались бегством, все побросали. А напоследок решили уничтожить жителей села.

- Нас заперли в большом сарае и подожгли, - вспоминает Валентина Дмитриевна. – Представляете, какой ужас! Но все люди, к торые там были, дружно навалились на стенку и сломали ее. Так мы и выжили.

Умерла Александра Степановна в 1951 году, когда ей было всего 32 года. - Болела она долго, - говорит дочь. – И виной тому война.