Общество3 марта 2014 17:30

Главный госавтоинспектор Башкирии: Люблю экстремальную езду. Но только на снегоходе!

Начальник УГИБДД МВД по республике Динар Гильмутдинов рассказал, из-за чего у нас случаются аварии, какие рейды ждут водителей и как он выбрал профессию
Гильмутдинов признался «КП», что к машинам у него - настоящая страсть. Но в аварию попал всего однажды, и то не по своей вине

Гильмутдинов признался «КП», что к машинам у него - настоящая страсть. Но в аварию попал всего однажды, и то не по своей вине

- Наша рубрика называется «Непарадные портреты», но все-таки сначала поговорим о работе. Как мы выглядим по сравнению с другими регионами? Много аварий в Башкирии?

- У нас оценивается один показатель – количество погибших и пострадавших на дорогах. По пострадавшим по итогам прошлого года в расчете на сто тысяч населения мы на 20-м месте в России.

- А главная причина аварий какая?

- 90% ДТП – глупые: из-за невнимательности и неуважения. Культура вождения приходит, но медленно. Посмотрите, как в Москве: там водители чаще пропускают друг друга. К пешеходам относятся внимательнее. Когда-то у нас в республике образцом вежливости водителей был Стерлитамак, но сейчас уже не настолько.

Пешеходы тоже часто ведут себя неосторожно. Ну не положено здесь переходить дорогу, почему переходят? В Уфе в свое время ставили ограждения, чтобы их защитить. Потом отказались от этой практики – посчитали, что это неэстетично.

В АВАРИЯХ ВИНОВАТЫ НЕ ТОЛЬКО ПЛОХИЕ ДОРОГИ

- Как же бороться с глупыми ДТП?

- Я не знаю, может, вы мне подскажете? Можно назначить штраф за нарушения – 20 тысяч рублей. Тогда никто нарушать не будет. Это не говорит о том, что мы решили много денег в бюджет собрать, нам не это важно. Если водителя наказали за нарушение, есть шанс, что он этого больше не сделает.

Возьмите любую цивилизованную страну – аварии есть везде. Никто не застрахован от того, что сейчас, например, колесо на машине не лопнет. Но в Европе ведь нарушать не хочется! Почему? Да потому что штрафы серьезные: нарушил – плати тысячу евро. И если там стоит пробка, никто не выедет на встречную полосу и не создаст еще одну пробку. А у нас все это делают. Никто не хочет ждать.

- Вы сами в Европе были?

- Да, ездил в отпуск в прошлом году. Проехал за рулем Германию, Италию, Швейцарию, Голландию... И ни одного штрафа не пришло!

- Ничего себе. Там ведь другие правила?

- Да везде они одни. Я перед поездкой все изучил как добросовестный водитель – выяснил, где какая погрешность (на сколько можно превышать. - Прим. ред.). Например, в Швейцарии даже одного километра погрешности не дают. Где-то дают по десять-двадцать километров. И всюду фиксация! Камеры стоят.

А остановили меня только один раз – в Германии. Только-только мы в нее заехали. Когда я увидел полицейских, на всякий случай сбросил скорость. Они увидели мою реакцию и решили остановить. Проехали за мной до места, где можно развернуться и остановиться, не нарушая правил. Проверили документы и сказали: «Ноу проблем!».

- Вернемся к нашим реалиям. Плохие дороги, наверное, тоже виноваты в авариях?

- Да, это вторая причина. Главная проблема – колейность, дорога волнами. Мы работаем так: если дороги плохие, выносим предписание муниципалитету – собственнику этих дорог. Даем срок – например, две недели. Они не выполняют. После этого пишем протокол – или на юридическое лицо, или на должностное.

- А они: «У нас нет денег…»

- Но я не могу человеческую жизнь сопоставить с деньгами! Ездить по некоторым дорогам опасно. Мне перед народом потом отвечать. Вон по проспекту Октября сейчас выдали предписание, там тоже колея. В этом году у нас уже 12 протоколов, по которым суд постановил выплатить штраф - 200 тысяч рублей. Я призвал читателей в своем блоге: пишите, если видите проблемы с дорогами. В день не меньше 100 сообщений приходит! Мы свои функции должны выполнять, есть деньги или нет денег. Кто виноват, если они раньше этого не делали? А впереди весна – представляете, что будет? У нас, в 21-м веке, есть такие участки дороги, где даже «Жигули» проехать не могут.

Динар Гильмутдинов (справа) когда-то был обычным инспектором ГАИ

Динар Гильмутдинов (справа) когда-то был обычным инспектором ГАИ

РЕЙДЫ ПО РАЙОНАМ

- В последнее время только и слышно о рейдах по пьяным водителям. Есть от них какой-то толк?

- Не хочу хвалиться, но мы задержали больше всего пьяных водителей в стране. Нет, не потому что у нас больше всего алкоголиков: Башкирия - мусульманский регион, здесь не пьют целыми деревнями. О результатах рейдов судите сами: удельный вес ДТП с пьяными водителями в Башкирии – 0,4%. Самый низкий процент в России.

Иногда задерживаем водителей, которые на ногах не стоят. Бывают случаи, когда люди попадаются по пять, по восемь, по 20 раз, и все ездят и ездят. В Европе бы давно завели уголовное дело, а у нас закон не позволяет.

- Какие масштабные рейды ждут водителей в ближайшее время?

- Рейды мы будем проводить не только в пятницу, но и в другие дни. Причем хотим делать их не только в Уфе. Например, отправляем без предупреждения 20 экипажей в Нуримановский район и тотально проверяем водителей, отслеживаем нарушения, стараемся охватить каждую деревню. Это начнется уже скоро.

- А хватит сотрудников?

- Хватит! Усилим кабинетными работниками.

- Много жалоб от водителей на эвакуацию машин. Сейчас в городе активно взялись за это?

- Здесь все просто: не надо ставить машины там, где это запрещено.

- А где же их ставить? Парковок нет.

- Пока все ведомства не будут думать по-современному, мы далеко в этом направлении не продвинемся. В Европе возле дома одной семье разрешено бесплатно ставить только один автомобиль, а наши ставят по три-четыре. Или построят дом, в котором 400 квартир, а мест – 200. Администрация не должна пропускать эти дома без паркингов!

- На проспекте Салавата Юлаева вводили ограничение скорости - 60 километров в час. Водители очень негодовали. А смысл в этом был?

- С сентября разрешена погрешность - 22 километра. Сейчас там можно ездить со скоростью 82 километра в час. А результаты такие: до сентября было снижение погибших на 42 человека. Это что-то! Такого давно не видели! Но как только увеличили разрешенную скорость – количество погибших пошло вверх… И все ДТП – из-за превышения скорости.

«НОВИЧКАМ НЕ НАДО БОЯТЬСЯ»

- Вы довольны тем, как учат водителей в автошколах?

- Не совсем. Давно надо перейти на компьютерную систему. Когда во время сдачи экзамена камера снаружи все фиксирует и измеряет. Тогда не будет никаких претензий к предвзятости экзаменаторов. Есть и другая сторона. Будущий водитель садится рядом с инспектором ГИБДД и начинает нервничать – это психологически готовит его к неординарным ситуациям на дороге. Если он инспектора боится - что будет, когда он выедет в город?

Кстати, эти компьютеры в России уже применяют. А закон хотят поменять. Школы, которые имеют такие компьютеры на автодроме, будут принимать экзамены сами, а водители придут в ГИБДД только за правами.

- Что посоветуете тем, кто только что получил права?

- Не надо бояться! Когда человек боится, начинает нарушать. Если будет ездить по правилам, ничего страшного не случится. Удручает, конечно, что средиводите лей со стажем до трех лет у нас наблюдается рост количества ДТП, нужно обучать их лучше.

- Можно ли что-то сделать с пробками в городе?

- Мы постоянно пишем свои предложения на эту тему. Недавно в Уфе разрешили правый поворот на запрещающий сигнал светофора перед перекрестками. Мы ввели это первыми в стране. Сейчас хотим левый поворот запретить везде, где только можно. Проблема города в том, что нет круговых развязок – город очень вытянутый.

Еще и денег не хватает. Например, в одном месте начали ставить «умные» светофоры: несколько штук заменили - там все прекрасно. Но дальше-то весь поток опять стоит!

«ОБРАЩЕНИЯ ЧИТАЮ САМ»

- Куда обращаться жителям, которые видят в городе неправильные знаки, неудобные для водителей места?

- Можно прямо ко мне в блог по адресу: 102gibdd.ru.

- Кто отслеживает жалобы? Специальные люди?

- Я сам контролирую. Не всегда есть время ответить, но читаю и анализирую все, что говорят про нашу службу. Смотрю блог, «Фейсбук». Вчера написал один человек по поводу светофора в Шакше. Я его сегодня принял, вопрос решили, ушел довольный. Сказал, что приятно удивлен – оказывается, можно достучаться.

- В народе бытует мнение, что все гаишники – взяточники. Вам есть что сказать по этому поводу?

- Злободневный вопрос. Мы поблажек своим сотрудникам не даем. У нас есть видеорегистраторы – они стоят во всех патрульных автомобилях, все фиксируется. Не могу сказать, что у нас не берут взяток. Такие факты есть, увольняем, никого не жалеем. С другой стороны – почему народ так мало жалуется на взятки? Например, каждый человек имеет право снимать инспектора ГИБДД. Если у вас просят взятку – обращайтесь в полицию! Или напрямую ко мне в блог.

- А вам когда-нибудь предлагали?

- Бывало такое. Водители автобусов на линии предлагали.

«С ДЕТСТВА МЕЧТАЛ РАБОТАТЬ В ГАИ»

- Вы начинали работать простым инспектором, сейчас руководите целым Управлением ГИБДД одного из самых крупных регионов в государстве. Что тяжелее?

- Везде сложно. Тут за тобой большой коллектив. У инспекторов тоже свои трудности. Каждый пятый водитель начинает грубить инспектору и первым делом заявляет, что ничего не нарушал. Я поставил задачу своим людям: если вас оскорбляют, давайте подавать в суд, защищать свои права. Многие звонят на телефон доверия, клевещут. Оклеветать недолго, пусть докажут.

- Если бы вы не работали в полиции, то где?

- Я с детства мечтал быть сотрудником ГАИ. Я вырос в Мишкино. И так совпало, что наш дом был по соседству с районным отделом милиции. А рядом жил начальник ГАИ, мой тезка, дядя Динар. У меня была феноменальная память на номера. Раньше ведь компьютеров не было, все фиксировали в журналах. Дядя Динар называл мне номер любой машины, и я наизусть выдавал, к какому колхозу или предприятию она прикреплена.

Я даже участвовал в слете юных автоинспекторов, представлял свой район. Занял первое место в республике по угадыванию автомобилей и техническим характеристикам. Я до сих пор помню, какой мне попался автомобиль - «Урал 375».

Работу свою люблю. Каждый день в 6.05 выхожу из дома, в 6.15 я уже на рабочем месте.

- Сами за рулем ездите?

- Да, постоянно. Права получил в 20 лет. Экстремальную езду люблю, но только на снегоходе. В аварию попал лишь однажды, в 92-м году. Тогда я только начал работать в ГАИ. Дело было перед Новым годом, на улице Владивостокской. Еду я на своей «копейке», которую недавно отремонтировали: крылья поменяли, покрасили. Настроение праздничное. И тут «Москвич» на «встречку» выезжает! За рулем оказался заслуженный мастер спорта! Задумался, говорит, не заметил...

- А на маршрутке прокатиться слабо?

- Стараюсь периодически это делать. Смотрю ситуацию. Оставляю подальше служебную машину, сажусь на остановке в любую маршрутку. Водители меня узнают, нервничают, деньги за проезд не хотят брать. Я все равно оставляю.

С сыном Тимуром на отдыхе

С сыном Тимуром на отдыхе

«ПРИГОТОВЛЮ ЧТО УГОДНО»

- За кого болели на Олимпиаде?

- Конечно, за сборную России. А еще за Бьорндалена, самого пожилого биатлониста. Нравятся еще хоккей и лыжи. На игры «Салавата Юлаева» стараюсь ходить. Если честно, последняя игра расстроила. Если соперник сильный - мы играем, если слабый – проигрываем. Думаю, на плей-офф они должны себя показать.

Вообще наш «Салават» - это кузница кадров. Самые сильные игроки в других командах – те, кто играл у нас. Радулов, например. Он ведь стал знаменит благодаря игре в ХК «Салават Юлаев»!

- Любите готовить?

- Я все что угодно приготовлю! Особенно увлекался этим, когда учился в школе, родители почти всегда были на работе. Мог даже печенье состряпать. Сейчас, конечно, времени нет. Но, например, шашлыки делаю сам.

«МОГУ СПЕТЬ В КАРАОКЕ»

- Что еще делаете в свободное время? Успеваете читать книги?

- Некогда. А вот музыку слушаю. Чаще всего - в машине. Предпочитаю ретро: Антонов, Боярский, Пугачева, Киркоров. Люблю мелодичные песни, про любовь! (смеется). Кстати, и сам пою: бывает, что-нибудь исполняю в караоке. В школе выступал на мероприятиях. Раньше на гитаре играл, но после армии бросил.

- В школе вы были отличником?

- Скорее лидером класса. В аттестате даже тройка есть - по французскому. Учительница в пятом классе поставила четверку, а мне нужна была пятерка. Она сразу сказала, что пятерку не поставит ни за что. И у меня пропал стимул - не стал его учить вообще.

- Где любите отдыхать?

- Люблю свою Башкирию. Все проехал – что можно и что нельзя. Особенно в первые годы работы начальником Управления. Ездил даже там, где дорог нет. Выезжал из Бурзяна – и в Хайбуллу. Проверял своих сотрудников, как они работают.

Да и сейчас не ленюсь – в три-четыре утра встаю, еду на другой конец Башкирии.

- Расскажите немного про свою семью.

- Мама работала главным бухгалтером в торговле, сейчас на заслуженном отдыхе. Отец в администрации района работал. Нас в семье трое детей. Оба брата - бизнесмены, младший еще и депутат Госсобрания.

- Мама гордится вами?

- Это у нее надо спросить. Она, кстати, живет на моей родине, в Мишкино. По телевизору видит меня чаще, чем вживую. Как меня покажут – все соседи и друзья ей звонят.

- На детей времени хватает?

- У нас двое детей: сын учится в МГУ на факультете государственного управления, дочке 15 лет, школьница. Если честно, я детей вижу нечасто, не заметил, как дочь выросла. Но если отпуск – то мы с семьей проводим его вместе, это святое.

- Спасибо за интересную беседу!