Интересное27 февраля 2014 2:00

Редкие психические расстройства в литературе и кино: правда и вымысел

28 февраля — Международный день редких заболеваний. О некоторых из них люди, далекие от медицины, узнают только из кино и книг. Так, редкие психические расстройства стали основой многих литературных произведений и фильмов. Вспомним самые яркие из них
"Игры разума"

"Игры разума"

Диссоциативное расстройство: «одержимость» или раздвоение личности

Самое первое по популярности психическое расстройство — расщепление личности. Сознание пациента словно расщепляется на две или даже несколько личностей, существующих в одном теле. Одна «личность» периодически сменяет другую, при этом «все» они могут быть разного пола, разных возрастов, национальностей, иметь диаметрально противоположные характеры и мировоззрения. Люди, признающие мистику превыше медицины, порой считали это расстройство одержимостью бесами и к врачам за помощью не обращались, предпочитая помощь шаманов или священников. О таких случаях овладения демонами чьего-то тела и их последующего изгнания снято немало мистических триллеров: «Константин», «Изгоняющий дьявола», «Шесть демонов Эмили Роуз», «Экзорцизм» и многие другие. Примеры раздвоения личности, лишенные мистики: «Бойцовский клуб» Чака Паланика и история, имеющая даже научный оттенок, — повесть Стивенсона о докторе Джекиле и мистере Хайде. Как правило человек не помнит, что творил под влиянием «другой личности», при этом в том, «ином» обличье мог даже говорить на иностранном языке, которого никогда не знал и не изучал.

"Бойцовский клуб"

Синдром Зелига: он же Зеркальный синдром или Синдром хамелеона

Имя Зелига он получил благодаря одноименному фильму Вуди Аллена. Еврей по фамилии Зелиг полностью — и духовно, и физически — перевоплощался в людей, с которыми общался. С республиканцами он правдоподобно вел себя как убежденный республиканец, с психиатрами легко поддерживал профессиональную беседу. Он мог быть негром, мог стать китайцем, умел перевоплощаться и в Чарли Чаплина, и в Гитлера... Этой же способностью обладал персонаж книжной серии Макса Фрая «Лабиринты Ехо» Лойсо Пондохва: в разговоре с собеседником он принимал облик, манеры и мышление собеседника — что самим собеседникам зачастую приходилось по душе... В реальности пациенты, разумеется, не могут перевоплощаться в окружающих физически, но пародировать у них очень хорошо получается.

"Зелиг"

Синдром «Шоу Трумана»

Труман Бербанк — обычный человек, который и не подозревает, что является звездой реалити-шоу. С самого рождения его преследуют безукоризненно замаскированные скрытые камеры, люди вокруг являются подставными актерами, а все предметы — декорации, послушные всемогущей руке режиссера. Это — сюжет популярного фильма «Шоу Трумана», который и дал название самому настоящему психическому расстройству — иллюзии преследования. Доподлинно неизвестно, что появилось раньше — фильм или заболевание, но факт остается фактом. Братья Джоел и Ян Голд, психиатр и нейрофизиолог, несколько раз сталкивались с подобными случаями в своей медицинской практике: пациенты считали, что все до единого люди вокруг — актеры. Один из пациентов даже считал, что теракт 11 сентября — эпизод его личного реалити-шоу. Термин «синдром Шоу Трумана» является неофициальным и в справочники не занесен, да и сами братья Голд не считают его новым заболеванием: скорее сочетанием мании преследования с манией величия, которое приняло столь причудливую форму благодаря распространению реалити-шоу на телевидении... Любопытно, что в самом фильме также часто упоминаются разнообразные психические расстройства: главный герой боится воды из-за пережитой в детстве психологической травмы, а «отец» возлюбленной Трумана Сильвии обвиняет ее в шизофрении.

"Шоу Трумана"

Параноидная шизофрения: «Игры разума»

Оскроносный фильм основан на реальных событиях. В основе — биография лауреата Нобелевской премии по экономике Джона Форбса Нэша. Он был гением, поборовшим параноидную шизофрению, и в этой борьбе ему помогла верная супруга Алисия. Правда, фильм подвергался критике за некоторую недостоверность: кинематографу свойственно приукрашивать истории для придания им увлекательности. Так, в действительности, у Нэша были лишь слуховые галлюцинации. В фильме же красочно изображены и слуховые, и зрительные галлюцинации: герой далеко не сразу осознал, что его работа в ЦРУ, сосед по комнате Чарльз и его племянница, девочка Марси — плод воображения. Но если в первой половине фильма эта болезнь ставит под удар карьеру ученого, даже его жизнь и безопасность окружающих, то к концу картины Нэш, благодаря поддержке своей супруги, одерживает верх над недугом. И хотя его благодарственную речь на церемонии вручения Нобелевской премии слушают и его галлюцинации — агент ЦРУ Парчер, Чарьльз и маленькая Марси — они уже не властны над Нэшем.

"Игры разума"

Синдром «руки пришельца»: «Мир на Земле»

В англоязычной литературе можно найти описание психического расстройства, при котором больной считает, будто какая-либо часть его тела не принадлежит ему и живет своей жизнью. Чувствительность она не теряет — просто, по мнению пациента, подчиняется не ему, а кому-то другому. Подобным синдромом страдает Тихий, астронавт из фантастической повести Станислава Лема «Мир на Земле». Из-за травмы головы одна половина его тела не знала, что творит другая. И когда правая рука начинала заигрывать с какой-нибудь незнакомой дамочкой, то пощечину, как правило, получала левая — ведь женщины чаще всего оказывались правшами.

Синдром интерметаморфоза: иллюзия перевоплощения

С недавних пор сюжет с «переселением душ» стал очень популярным в кинематографе. Среди зарубежных картин ярким примером является «Чумовая пятница», а в отечественном самый известный представитель этой коллизии — трилогия «Любовь-морковь». В любом кинематографическом случае данная «неприятность» происходит с героями, лишившимися взаимопонимания: побывав в теле друг друга и ощутив все тяготы пребывания в роли ближнего своего, герои приходят к согласию и благополучно меняются местами обратно. Однако в жизни все происходит не так весело, интересно и поучительно. Одна из реальных пациенток, проснувшись однажды утром, вдруг почувствовала себя своим отцом. В данном случае, отличие от кино было еще и в том, что ей не казалось, будто ее душа переселилась в тело отца — она и внешне, и внутренне считала себя своим родителем, вела себя, как он и отвечала на все вопросы от его имени.

"Чумовая пятница"

Синдром «Алисы в стране чудес»

Он же Синдром Тодда. У пациента нарушается восприятие формы, пространства и времени. Кто-то чувствует себя лилипутом среди огромных вещей, кто-то великаном в крохотной комнатушке, а по мнению иных замедляется течение времени. Некоторые неправильно воспринимает тактильную или слуховую информацию: например, пациентам кажется, что часть их тела непропорционально увеличилась. При этом болезнь никак не касается функции зрения или слуха — все дело в восприятии мозгом... Помните, как Алиса, съедая волшебные пирожки и выпивая жидкость из бутылочки, то увеличивалась, то уменьшалась в размерах? А однажды ее шея так удлинилась, что ее сочли за змею? Некоторые исследователи считают, что создатель сказок об Алисе Льюис Кэролл страдал подобным расстройством — отсюда и столь странные фантазии о метаморфозах его героини.

Онейроидный синдром: «Начало»

Персонаж Леонардо Ди Каприо проникает в чужие сны, чтобы таким образом внедрить человеку определенные идеи. Однако остальные герои фильма теряют чувство реальности и уже не знают, что окружает их — сон или явь. Одна из героинь уверена, что застряла в собственном сне и должна выбраться из него, оборвав «сон» самоубийством. Человек, страдающий онейроидным синдромом, тоже теряет чувство реальности, застревает в собственной галлюцинации — иногда на достаточно долгое время. В этой галлюцинации он даже может перевоплотиться в кого-нибудь другого... или даже во что-нибудь неодушевленное.

"Начало"

Аутизм: «Человек дождя», «Меркурий в опасности»

Человек, страдающий этим расстройством, крайне необщителен, он словно живет в своем собственном мире и не желает контактировать с миром окружающим. Как правило, у него есть набор определенных правил, которым он неукоснительно следует: например, ритуал утреннего одевания или определенная диета. Также аутистам свойственна потребность в однообразии: они не любят перемен и зачастую предпочитают упорядочивать предметы — дотошно складывать в один ряд или в стопку. Для кинметографистов интерес представляет несколько иная сторона этого заболевания: около 10% аутистов демонстрируют удивительные умственные способности или редкие таланты. Так, герой фильма «Человек дождя» обладает феноменальной памятью и способностями к сложнейшим арифметическим расчетам в уме. К слову, у Рэймонда есть реальный прототип — американец Ким Пик. Еще один герой с удивительными способностями к дешифровке — мальчик-аутист Саймон из фильма «Меркурий в опасности» (другое название — «Восход Меркурия»). Он с легкостью расшифровал код новейшей правительственный разработки и стал представлять угрозу для страны... Но если «Восход Меркурия» — боевик с уклоном в зрелищность, то «Человек дождя» — психологическая драма, гораздо подробнее останавливающаяся на внутреннем мире аутиста и его взаимоотношениях с окружающими.

"Человек дождя"