Премия Рунета-2020
Уфа
+14°
Boom metrics
Политика6 февраля 2014 18:00

Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов: Ни одного моего родственника во власти нет!

Президент Башкирии встретился с главным редактором ИД «Комсомольская правда» Владимиром Сунгоркиным и ответил на вопросы уфимских журналистов
Рустэм Хамитов и Владимир Сунгоркин в уфимской редакции «КП»

Рустэм Хамитов и Владимир Сунгоркин в уфимской редакции «КП»

Фото: Валерий ШАХОВ

ЗАЧЕМ НУЖНЫ САММИТЫ

В. Сунгоркин (В.С.):

- Добрый день. Здесь лучшие люди «Комсомольской правды» в Уфе. Нам надо обсудить накопившиеся вопросы. Встречи руководителя республики с коллективом газеты проводятся регулярно. Это очень приятно.

Р. Хамитов (Р.Х.):

- Добрый день, уважаемые друзья!

Корр.:

- Давайте поговорим о саммитах ШОС и БРИКС в 2015 году. Планировалось вложить огромные деньги – 65 миллиардов рублей.

Р.Х.:

- Откуда такая цифра? Я не знаю о таких объемах, честно говоря. Это фантазии.

Корр.:

- Что реально получат республика и население?

Р.Х.:

- Мы все получим красивый облик нашего города. Отремонтированные объекты: Дворец культуры «Нефтяник», Башкирский театр оперы и балета. Появятся новое фондохранилище и выставочный зал в музее им. Нестерова. В этом году начнется строительство новой набережной на Белой от железнодорожного моста в сторону Монумента Дружбы. В 2014-2015 годах должны сделать первые полтора километра.

Наши жители получат новый международный терминал в аэропорту. Он будет современный – не тесный и душный, как сегодняшний.

Будут отремонтированы и усилены первая и вторая взлетные полосы. В аэропорту появятся стоянки для тяжелых и сверхтяжелых самолетов. Это значит, что туристические операторы будут присылать к нам большие комфортабельные самолеты. Например, «Боинг-777» или «Аэробус-330». Наш аэропорт станет одним из лучших региональных авиакомплексов в стране.

Вокруг аэродрома появится современный периметр охраны. Сейчас это ограждение сделано из простейшей проволоки. На взлетное поле попадали зайцы, пару раз видели лосей. Это очень опасно. Всего на реконструкцию аэропорта за два года планируется направить 4-4,5 миллиарда рублей. Это федеральные ресурсы.

Похорошеют наши уфимские улицы. Многие жилые дома будут отреставрированы и отремонтированы. Страшные трубы котельных, которые встречаются в Уфе на каждом шагу, тоже будут приведены в надлежащий вид. Преобразится район Телецентра, площадь около памятника Салавату Юлаеву.

Эта большая работа ведется не для саммитов. Она осуществляется для жителей города и республики. Большие руководители, которые приедут в Уфу, даже не увидят всего. Все это делается для жителей города и республики.

Это внешняя сторона дела. Теперь внутренняя. Мы как республика стараемся позиционировать себя во внешнем мире. Я часто встречаюсь с иностранцами - они не знают про нас. Так же, как мы не знаем о городах в глубинке США, Германии или Индии. Мы понимаем, что никогда не будем известны так, как Москва или Санкт-Петербург. Но входить в десятку самых узнаваемых регионов Российской Федерации мы обязаны. От этого зависит и привлекательность территории для инвесторов.

Корр.:

- Все-таки 65 миллиардов или нет?

Р.Х.:

- Давайте вместе считать. На модернизацию аэропорта заложены федеральные ресурсы. Дорога из аэропорта в город у нас хорошая, улучшать ничего не надо. Может быть, мы поставим дополнительные шумоотражающие щиты и два надземных пешеходных перехода, которые стоят по 50 миллионов. Сегодня проводим реконструкцию «Конгресс-холла». Если брать по максимуму, там будет затрат около 500 миллионов рублей. «Конгресс-холл» в свое время был построен за 3,5 миллиарда рублей. Мы его просто доводим до ума. Дворец культуры «Нефтяник» к мероприятиям саммита не нужен. Но модернизировать его залы просто необходимо. Его реконструкция обойдется в 700-800 миллионов рублей. И реконструкция оперного театра проводится не по поводу саммитов. Ремонт здания и создание новой суперсовременной сцены обойдется примерно в те же цифры. Строительство нового фондохранилища в музее Нестерова встанет в 270 миллионов рублей. Так где же здесь 65 миллиардов?

Уфимский аэропорт ждут большие изменения

Уфимский аэропорт ждут большие изменения

ТОННЕЛЬ ДОСТРОЯТ, СКОРОСТНОМУ ТРАМВАЮ ПОДБИРАЮТ МАРШРУТ

Корр.:

- В правительстве приняли программу развития транспортной инфраструктуры до 2018 года на 200 миллиардов рублей. Неужели решим все транспортные проблемы?

Р.Х.:

- Все транспортные проблемы в ближайшие годы мы решить не сможем, но самые главные работы будем выполнять. Чтобы решить все проблемы, нужно 15-20 лет плотной работы, и каждый год направлять в отрасль по 25-30 миллиардов рублей. Денег таких сейчас нет. А если бы и были, то некому реально сделать эту работу. Помните, я останавливал асфальтирование трассы «Уфа– Аэропорт»? Там была плохая ситуация – брак. Нельзя было принимать эту дорогу. Остановил работу, переделали. Стало лучше. Сегодня в строительстве дорог еще нет достаточного количества предприятий, которые могли бы качественно работать. Но ситуация уже улучшается. Люди стараются, и это главное.

Что нам нужно сделать в первую очередь? У нас есть доставшиеся по наследству, «зависшие» объекты типа тоннеля в Уфе, а это элемент соединения трасс М5 и М7. Для завершения нужно 7,5 млрд. рублей. Для моста через Уфимку высотой 50 метров нужно минимум 12 миллиардов рублей. Чтобы пройти эстакадой затапливаемую зону за Уфимкой – еще около 10 миллиардов рублей. Итого – 30 млрд.

Примерно 100 миллиардов нужно на 260-километровый участок дороги на территории Башкортостана, которая соединит Китай, Казахстан, Россию и Европу. Кроме того, надо выходить прямыми дорогами на Екатеринбург, Пермь. Надо строить мосты в районе Бирска, Караидели, в Уфе. Все объекты масштабные, очень тяжелые, затратные. Где-то будут частные деньги, где-то государственные. Финансирование – большая проблема. Но мы сами себе ставим задачу – надо найти эти 200 миллиардов.

Корр:

- А проект скоростного трамвая «заморозили»?

Р.Х.:

- Проект не «заморозили». Идет поиск вариантов прохождения трассы через город. Уфа в тройке самых протяженных городов страны, поэтому мы обязаны соединить северную и южную части города современным скоростным транспортом. Сегодня люди мучаются. Метро не получилось по разным причинам… Нужен метробус или скоростной трамвай.

«ЖИЗНЬ НЕ ДОЛЖНА ЗАМИРАТЬ ИЗ-ЗА МОРОЗОВ И СНЕГОПАДОВ»

Корр.:

- Довольны ли вы работой городской администрации по благоустройству Уфы?

Р.Х.:

- Больших претензий нет, город у нас хороший. Но в зимнее время - беда. Зимой Уфа превращается в территорию, по которой очень сложно перемещаться, хоть на авто, хоть пешком. Эти «козьи тропы» через сугробы как были, так и остались. Во дворах, на внутренних дорогах – колея, скользко. Вид у города зимой неопрятный.

Я мэру так и говорю – лето всех устраивает, в городе хорошо, давай поработаем над проблемами зимы. Технику нужно – скажи, какую, дворников не хватает – давай подумаем, как их привлечь. Жизнь в городе не должна усложняться зимой так сильно из-за морозов и снегопадов. В мире немало северных городов, которые нормально живут.

Конечно, бросаются в глаза городские недоработки. В том же аэропорту - мы такие средства туда направляем! - а дорога, по которой едет транспорт на стоянку, завалена снегом. Опять людям неудобно. Страшно плохая дорога в направлении северного кладбища в Уфе. А это уже не мелочь, вообще-то говоря. Таких примеров много, к сожалению. Но и работа идет. Например, расчищена от зарослей и камышей пляжная зона на Белой. Летом будет уже совсем другой вид на левый берег. Город развивается, много новостроек. Сегодня посмотрел энергоэффективный дом - с мониторами в квартирах, на которых отображается расход воды, электроэнергии, со скоростными лифтами и хорошей отделкой жилья. Кстати, этот же предприниматель готов строить в Уфе небоскребы по 40-50 этажей, сделать что-то похожее на западные города. Но это надо обсуждать.

КОГДА ПОДЕШЕВЕЕТ ЖИЛЬЕ?

Корр:

- В республике грандиозные планы по строительству жилья, но оно остается недоступным. Когда-нибудь цены на квартиры в Уфе упадут? Р.Х.:

- Застройщики знают, что у нас есть люди с хорошими доходами. Нефтяники, на Севере много народу работает, ресурсы есть, вот и задирают цены. Мы по объему розничной торговли в Российской Федерации занимаем пятое место. А по численности - седьмое. Деньги вроде бы есть. Но значительная часть людей купить жилье все же не может. Строительство дешевого жилья - это наша постоянная головная боль. Как снизить цены? Только одним способом – конкуренция. Нужно строить не 400 – 500 тысяч квадратных метров индустриального жилья, как в прошлом году в Уфе, а 800, миллион квадратных метров.

Нужны площадки, нужна земля. А земля сегодня роздана. Попала в руки частников, а они набивают ей цену. Отсюда сразу удорожание.

Очень болезненная тема. Слишком коммерциализирована строительная отрасль. Я не очень согласен, что только законы рынка в отрасли должны работать. Все-таки государство должно оставить за собой часть функций по обеспечению жильем бюджетников, малообеспеченных слоев населения, молодежи. И это будет справедливо. Например, в 2013 году 600 сирот получили квартиры, в позапрошлом году – примерно столько же. Сами эти ребята не смогли бы никогда купить квартиры, государство помогло.

Рыночная стихия в строительстве жилья, конечно, отрегулировать всего не может. Точно так же, как и в коммунальном хозяйстве. Сколько бы мы не говорили о том, что рыночные преобразования нужны в ЖКХ, но не получается их реализовать полностью. С одной стороны, привычка людей надеяться на государство. С другой - неприятие самой идеи управляющих компаний, всяких ТСЖ, коммерциализации отрасли. В каких-то случаях эти новшества работают. Но механизм, конечно, еще не отлажен. Все время пробуксовки. Люди недовольны.

Я вообще сторонник, если кому это интересно, все-таки планово-рыночных отношений. Нужен рынок, сопряженный с разумным планированием, с формированием понятных целевых показателей для территории и предприятий, которых нужно добиваться. А кое-кого и заставлять достигать целей, в том числе и в бизнесе. А пока получается, что многим управляет рыночная стихия. Экономика переходного периода неустойчива, и ей нужны регуляторы и цели.

В.С.:

- В Москве и Подмосковье построили много жилья, и цены пошли вниз…

Р.Х.:

- Да! В Подмосковье уже идут эти процессы. Мы действуем так же. Но чтобы построить много квадратных метров, нужна инфраструктура, нужна электроэнергия, нужна котельная, нужна школа, нужен детский сад. Это колоссальный узел проблем. Конечно, его сразу разрешить невозможно. Но в прошлом году на инфраструктуру в республике направлено 2 миллиарда 800 миллионов рублей. И сразу же подтянулось строительство жилья.

А в этом году посчитали наши возможности на инфраструктуру, а у нас всего 600 миллионов. Это крайне мало! Еще 400 миллионов нашли. Сейчас есть уже миллиард. Надо найти еще пару миллиардов, чтобы активно готовить площадки для жилья. Думаю, найдем. Вот тогда цены, конечно, стабилизируются, а потом и вниз пойдут. Но быстрых решений ждать не стоит.

С супругой Гульшат Гафуровной в художественной галерее «Мирас»

С супругой Гульшат Гафуровной в художественной галерее «Мирас»

- Выборы главы региона должны быть в 2015 году, но слышны разговоры о досрочных выборах этой осенью. Что можете сказать по этому поводу?

Р.Х.:

- На выборы пойду. Начато много проектов, которые нужно завершать. И довольно много людей, которые надеются, что я буду продолжать свою работу. Которые верят мне. Я не могу их разочаровывать. Выборы главы региона должны состояться осенью 2015 года и, надеюсь, пройдут в справедливой, честной борьбе.

НЕ НАДО ДРАМАТИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ»

Корр.:

- В последнее время Башкирию часто ассоциируют с такими страшными понятиями, как «экстремизм», «ваххабизм». Считаете ли вы, что эта проблема в республике стоит остро?

Р.Х.:

- Больших проблем в этой части я не вижу, но и сказать, что опасности не существует, тоже не могу. Поэтому мы уделяем этой теме необходимое внимание: знаем, кто есть кто, сколько насчитывается структур экстремистского толка, как они организованы, как себя ведут. Пристально работают все кому положено.

Понятно, что молодежь в силу своего возраста порой тянется к радикализму. Это есть. Но драматизировать ситуацию я бы не стал. И когда я читаю в отчетах, что Башкирия – «территория терроризма», я не понимаю этого. Это может быть и провокацией, попыткой политизировать ситуацию, выдать желаемое за действительное. Да, было у нас боестолкновение, были люди с заряженными бомбами, но прошло три года и, слава богу, все спокойно. Драматизировать не надо, но нужно ухо держать востро, потому что даже маленькая проблема в этой области способна перерасти в крупную.

В.С.:

- Главы конфессий не высказывают тревоги?

- По большому счету, нет. Но когда им нужна была помощь, мы ее оказали. На одной из южных территорий нашей республики появились ростки религиозного экстремизма. Мы сразу же направили туда ресурсы: не хватало медресе, мечетей – построили, нашли хороших, грамотных имамов. А если бы сидели, сложа руки, и думали, что там все само собой рассосется, тогда и появилась бы проблема.

А если говорить о межнациональных отношениях между жителями республики, то мы здесь не видим сложности. Людей эта тема практически не волнует. Что касается миграционных проблем – у нас появлялось две-три непростых точки. Одна из них была в Белорецком районе, там проживают внутренние мигранты, диаспора из нашей страны. Часть из них вела себя откровенно вызывающе по отношению к местному населению. Сейчас ситуация стабилизировалась.

А миграция из-за пределов страны хоть и нарастает ежегодно, но она не достигла тех критических значений, как, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге. Мы видим формирующиеся анклавы, но в основном люди ведут себя миролюбиво, спокойно.

Но мы все равно держим руку на пульсе. Если появляются в этнических группировках проблемы, иногда я звоню руководителям республик, в том числе и кавказских, и прошу их урезонить своих земляков. «Да, решим» - говорят они. И, действительно, решают. Любые методы хороши, лишь бы было спокойно, и люди жили в мире.

Корр.:

- Давайте поговорим об уроках трагедии в Янауле. У пожарных не оказалось автолестницы, недостаточно было и самих огнеборцев. Скажите, какие выводы сделали после ЧП?

Р.Х.:

- Безусловно, все выводы будут сделаны. Разберемся, кто виноват, организуем проверки. Плохо, что пожарные не смогли вовремя добраться до четвертого-пятого этажей! Автолестница обязательно должна быть. Хотя спасатели работали самоотверженно, выносили людей из огня. Но тут есть и вторая проблема - очень много сейчас самоделкиных, которые тащат в дом, что попало, в том числе и газовые баллоны, взрывчатые вещества. Такого быть не должно.

«ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОБОЛЬШЕ МЕДАЛЕЙ»

Корр.:

- За кого будете болеть на Олимпиаде?

Р.Х.:

- Конечно, за наших ребят. В Сочи выступят 14 спортсменов из республики, мы в пятерке регионов по представленности в сборной. Сильные ребята в шорт-треке, там вполне могут быть медали, шесть наших девочек играют за сборную России по хоккею с шайбой, и у них, если все пойдет нормально, должна быть медаль. Прыжки с трамплина: хочется верить, что Васильев сможет блеснуть. Будем за всех болеть и переживать. Хотелось бы, чтобы медалей было побольше. Хотя потом придется раскошелиться на призовые, но это не страшно - мы готовы к таким расходам. Пусть их будет побольше.

Корр.:

- Республика воспитала к Олимпиаде довольно много спортсменов, как удалось успеть?

Р.Х.:

- Прыгуны с трамплина и двоеборцы – сильны в Уфе еще с советских времен, они входят в сборные много лет подряд. Три года назад Владислав Третьяк обратился лично и попросил помочь создать женскую команду по хоккею с шайбой. Команду создали в том же году. Первый год был неудачный, второй получше, а на третий уже и медали появились. Сегодня шесть человек в сборной.

Еще есть паралимпийцы - пять человек. Там у нас шансы на медали тоже хорошие. Наш знаменитый Ирек Зарипов будет участвовать и в биатлоне, и в лыжных гонках. Думаю, он обязательно вернется с наградой.

Ну а в целом - я спортивный человек, спортом интересуюсь, так что буду по телевизору смотреть.

Корр.:

- А почему не поедете?

Р.Х.:

- Много работы в республике, пока не до отпуска.

Рустэм Хамитов уже много лет увлекается горными лыжами

Рустэм Хамитов уже много лет увлекается горными лыжами

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

«МРАТКИНО СТАНЕТ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТОВ СТРАНЫ»

Корр.:

- На лыжах в этом году уже успели покататься?

Р.Х.:

- Мало, только два раза. Один раз в Уфе, и один раз в белорецком Мраткино. До конца зимы еще успею набрать норму.

В Белорецке по формированию современного горнолыжного курорта мы движемся очень хорошо. Я всем, кто занимается горнолыжным спортом, как эксперт могу сказать: очень красивая природа, хороший снег, хороший рельеф, широкие, отлично подготовленные трассы. Две кресельные канатки построили. Работы еще не завершили, прокладываются новые трассы, самая длинная из них будет под два километра. Нужно еще нарастить инфрастуктуру: гостиницы, ресторан. Скоро начнутся стройки. И делать это будут частники. Я уверен, что это будет один из лучших горнолыжных курортов страны. Не республики и не Урала, а именно России!

В.С.:

- По спортивным объектам для детей есть что-нибудь новенькое?

Р.Х.:

- Мы начинаем в республике большую и интересную программу по приведению в порядок школьных дворов и территорий. Они у нас большие, но зачастую с кривыми футбольными воротами, кочковатым полем, в лучшем случае с плохонькой беговой дорожкой. И таких школьных дворов у нас очень много, не одна сотня. Планируем все изменить: около школ будут или хоккейная коробка, или поле для футбола, площадки с покрытием для баскетбола и волейбола, легкоатлетический сектор. Эту программу сформулировал и, надеюсь, возглавит наш знаменитый в прошлом хоккеист, а сейчас депутат Александр Семак. Привести в порядок школьный двор стоит 2-3 миллиона рублей. Не сразу, может, за пять-семь или даже десять лет, но мы это сделаем. Иначе эти территории могут уйти под точечную жилищную застройку. Тем более что сейчас закон это позволяет. Такого допустить нельзя.

«ДЕСЯТЬ МИНУТ НА «КОМСОМОЛКУ» НИКОГДА НЕ ЖАЛКО!»

Корр.:

- Часто ли видитесь с внуками?

Р.Х.:

- Редко, но в новогодние каникулы три дня провел с ними. Очень меня это порадовало. Вначале внуки меня сторонились! Бабушку они видят чаще и очень любят, а ко мне им пришлось привыкать. Подружились. Всё нормально.

Корр.:

- «Комсомольскую правду» читаете?

- Да. Все ваши заметки и интервью всегда интересные и нестандартные, занятные. И десять минут на «Комсомолку» никогда не жалко!

Корр.:

- А с книгами как?

Р.Х.:

- Очень люблю читать книги, особенно бумажные варианты, но у меня все реже до них руки доходят. В основном пользуюсь электронными книгами, у меня сохранено их больше тысячи. Читаю в машине, в самолете, в командировке. Но, к сожалению, сейчас не хватает времени прочитать книгу от корки до корки: смотрю содержание и сразу читаю то, что мне интересно. В основном читаю книги по истории, экономике, психологии, в последнее время увлекся этнографией. Нужно знать как можно больше, чтобы быть всегда в теме. Мемуары интересны. Буквально вчера в самолете читал «Рок» Евгения Чазова.

«Я НЕ БЕРУ НА РАБОТУ РОДСТВЕННИКОВ И ДРУЗЕЙ»

Корр.:

- Рустэм Закиевич, как дела у вашего брата, о котором известно только то, что он живет в Уфе и работает водителем?

Р.Х.:

- У меня есть правило: я не беру на работу родных или близких. Я им всем сказал: для вас ничего не изменилось, продвигать вас по блату я не буду, работайте на своих местах. Мои родственники – обычные, скромные люди. Так что, мой брат по-прежнему работает водителем. Ни одного моего родственника во власти вы не найдете – их нет.

Корр.:

- Как вы холода переносите? Ведь простужаться президенту никак нельзя!

Р.Х.:

- Нельзя! Вы знаете, шутки шутками, а на самом деле болеть нельзя. Если ты выпадаешь из колеи даже на день – останавливаются серьезные, большие дела. Так что самое главное – всегда быть в форме.

Корр.:

- Может быть, есть фирменные рецепты здоровья?

Р.Х.:

- Особого ничего нет. Просто стараюсь закаляться и не переохлаждаться. Я вот смотрю на вас, молодых: вы зимой без шапки ходите, в легких куртках, это неправильно. Я и шапку надену, и перчатки, и куртку теплую. Берегите себя, не простывайте, у вас работа тоже ответственная.

Корр.:

- А мяса побольше есть не надо?

Р.Х.:

- Да! Надо есть конину и гусятину. Конина ноги греет, а от гусей кожа пупырышками не идет (смеется).

Корр.:

- Вам удается спокойно пройтись по Уфе?

- Да, я абсолютно спокойно хожу по Уфе. В самолете нередко летаю эконом-классом. Люди всегда смотрят и спорят: он - не он? Вот на прошлой неделе один товарищ все-таки не удержался, спрашивает: Вы? Я. А вы дальше на электричке поедете? Да. А потом на метро? На метро… А что в этом такого? Сегодня воскресенье, в толпе не задавят…

По Уфе часто хожу. Вижу наши недоработки. Про «козьи тропки» уже рассказал. Сейчас вот после интервью заеду, посмотрю переход на «Юношеской библиотеке», там, говорят, его от снега не чистят. Полезно гулять по городу.

В.С.:

- Спасибо за интересную беседу, ждем вас в гости снова!