Звезды30 октября 2013 17:25

Пять легендарных песен «Арии», которые изменили российскую рок-музыку

31 октября 1985 года считается днем рождения хэви-метал группы «Ария» - в этот день они закончили работу над первым альбомом. Впереди у них были сотни хитов, которые изменят российский рок. Вот пять самых культовых из них

1. «Воля и разум»

Визитная карточка группы и один из ее самых ранних и самых популярных хитов, традиционно исполняется в конце концертов. Ее популярность поспособствовала развитию в России «тяжелой музыки». Из всех песен «Арии» она имеет больше всех кавер-версий. Самый известная история об этой композиции связана с ее названием: ни сама группа, ни члены худсовета, одобрившие песню, не знали, что «Воля и разум» - это девиз итальянских фашистов. Совпадение оказалось чистой случайностью, а одобрение песни — удачей. Сама композиция же. Наоборот, посвящена антивоенной тематике. Хотя в первых вариантах была посвящена восхвалению металлургии, что в аллегорической форме подразумевало и хэви-метал. В итоговом варианте «тысячеглавый убийца-дракон» олицетворяет ядерное оружие, и люди должны помешать ему.

« В глубокой шахте который год

Таится чудище-змей

Стальные нервы, стальная плоть,

Стальная хватка когтей

Он копит силы, лениво ждет,

Направив в небо радар

Одна ошибка, случайный взлет

И неизбежен удар

Всё, во что ты навеки влюблён,

Уничтожит разом

Тысячеглавый убийца-дракон!

Должен быть повержен он!

Сильнее всяких войн»

Воля и Разум

2. «Улица роз»

Вопреки расхожему мнению, песня никак не связана с Жанной д'Арк. В первоначальном варианте героиню вообще звали Анна, но Дубнину показалось, что имя Анна, звучащее рефреном, не слишком мелодично, поэтому имя изменили. Подвергли редактуре и сам текст песни, убрав из него вариант второго куплета:

«Ты отдаешь все, что есть,

Тем, кто приходит в твой дом,

Но ты одинока, как перст,

Даже когда мы вдвоем...»

Содержание песни настолько абстрактно, что вызывает у каждого свои ассоциации и имеет несколько распространенных версий. Холстинин увидел в героине персонажа романа Эльзы Триоле «Розы в кредит». Он же нашел втексте сходство с историей Шарля Бодлера, который был влюблен в куртизанку, и когда она уходила на панель, чтобы заработать денег для них, он начинал ее ненавидеть. Сама Маргарита Пушкина, автор текста, упоминает в качестве вдохновителя песню Iron Maiden “Авеню Акаций, 22». Но самая забавная версия была высказана Игорем Шафераном на худсовете «Мелодии»: оказывается, на улице Роз в Берне жил Владимир Ильич Ленин! «Вы что же. Хотите сказать, что эта песня про Ленина?» - возмущался поэт. Название песни все же удалось отстоять, заметив, что если бы песня была о Ленине, вместо Жанны пелось бы о Надежде Константиновне... В то же время клип на легендарную песню бесхитростен: видео состоит из концертных записей, гастрольных и студийных будней группы, а также постановочных кадров. Песня стала одной из самых популярных композиций группы и даже звучала по радио, потому что пришлась по вкусу не только поклонникам хэви-метала и рока, но и слушателям, далеким от этих музыкальных направлений.

Всё началось не со зла, всё началось, как игра,

Но лестницу в небо сожгла плата за стыд твой и страх.

Ты и они, я порвал бы эту нить, Слышишь, Жанна, Жанна...

Сводит с ума улица Роз,

Спрячь свой обман, улица слёз,

Я люблю и ненавижу тебя.

3. «Герой асфальта»

Заглавная песня одного из успешнейших альбомов «Арии» началась с музыки: Маврин принес с собой в группу наработки нескольких мелодий, одна из которых, после доработки Дубнина стала музыкой «Героя асфальта». Текст вновь писала Маргарита Пушкина, которой участники группы достаточно туманно высказали свои пожелания по поводу смысла песенных слов: знаешь, мы очень любим рокеров. А Маргарита очень любила еще и байкеров. Оба эти мотива и воплотились в текст песни, ставшей гимном всех людей на мотоциклов. «Ария» даже была приглашена исполнить «Героя...» на самом Байк-шоу. Причем выступление их пришлось на шесть часов утра, когда все байкеры уже спали, но услышав со сцены «Героя...», украшенного сильным фаер-шоу, мотоциклисты быстро пробудились и достойно встретили музыкантов. А ведь сначала текст сочли неудачным — знакомые «арийцам» байкеры утверждали, что настоящий байкер ни испытывать боль, ни тем более погибнуть не может, он ведь сверхчеловек!

«Твой дом стал для тебя тюрьмой.

Для тех, кто в доме, ты — чужой.

Ты был наивен и ждал перемен.

Ты ждал, что друг тебя поймет.

Поймет и скажет: Жми вперед!

Но друг блуждал среди собственных стен.

Горел асфальт

От солнца и от звезд,

Горел асфальт

Под шум колес.

Горел асфальт,

Ты чувствовал тепло.

Горел асфальт

Снегам назло»

4. «Осколок льда»

На эту композицию было написано 11 вариантов текста, среди которых были и продолжения историй «Беспечного ангела» и «Улицы Роз». Тем не менее, история получилась самобытной, а постановочный видеоклип рассказывает еще одну — о воскрешении девушки после оккультного ритуала. Примечательно, что это — последнее видео «Арии» с участием Кипелова, на момент съемок он уже заявил о своем желании покинуть группу. Песня, как и большинство с альбома «Химера» уже более мелодичная, менее жесткая. Лирическую балладу активно транслировали по радио, что дало повод поклонникам «тяжелых» направлений обвинять «Арию» в том, что песня является коммерческой и «попсовой». Однако песня выдержана в духе «арийских» баллад и добавила популярности группе, сформировав новое поколение поклонников.

«Ночь унесла тяжелые тучи,

Но дни горьким сумраком полны.

Мы расстаемся - так будет лучше,

Вдвоем нам не выбраться из тьмы.

Я любил и ненавидел,

Но теперь душа пуста.

Все исчезло, не оставив и следа,

И не знает боли в груди осколок льда»

5. «Колизей»

Клип на песню дошел до первого места в хит-параде канала «MTV Россия», а сама песня занимала первые строчки многих рок-чартов, возглавив в том числе и годовой чарт 2003 года. Однако «старая гвардия» поклонников не признавала новую «Арию» с Беркутом в роли солиста, считая его голос неподходящим музыке «Арии», и «Колизей» всячески критиковали. Хотя с приходом Беркута группа снова ужесточила звучание, а «Колизей» ознаменовал уход от лирической направленности в сторону военно-исторической тематики — на презентации «арийцы» даже устроили костюмированное историческое шоу. «Колизей» также вошел в англоязычную программу группы, которую та представила фестивале «Рокфест». Текст рассказывает о древнеримских гладиаторах и близок к истории Спартака, однако видеоклип, помимо основного смысла включает в себя аллегорию на ситуацию вокруг самой группы после раскола.

«Боги прокляли спятивший Рим —

Город брошенных женщин и калек.

Здесь глотают отравленный дым,

Режут лезвием вены.

Здесь по праздникам ходят смотреть,

Как в агонии бьется человек,

Как пирует свирепая смерть в желтом круге арены

Сила приносит свободу:

Побеждай и станешь звездой,

А может обретешь покой...

Твой враг в пыли, жалок и слаб:

Загнанный зверь, раненый раб.

Еще секунда и скажет - Убей! перст императора.

Святой судьбе не прекословь.

Воет толпа, чувствует кровь.

Не стоит скорби ни жен ни друзей

Жизнь гладиатора - Колизей!»