1. «А у нас во дворе...»
Встреча с композитором Аркадием Островским стала судьбоносной для Кобзона. Песни Островского в исполнении Иосифа Давыдовича сразу же становились популярными. Среди таких композиций: «Мальчишки, мальчишки», «Ты слышишь, Куба», «Возможно», «Песня остается с человеком». Однако началось все с незатейливой, но очень трогательной истории на музыку Аркадия Островского со словами Льва Ошанина «А у нас во дворе...» Прозвучав в передаче «С добрым утром» весной 1962 года, песенка принесла широкую популярность Кобзону, звучала из каждого окна... А на радио вдруг обрушилась лавина писем с просьбами рассказать, чем же закончилась история, что же там случилось дальше? Слушатели были столь требовательны, что Островскому и Ошанину пришлось писать продолжение: появилась песня «И опять во дворе», в которой разговор с возлюбленной все же состоялся... Песню, разумеется, снова исполнял Иосиф Давыдович — впервые она прозвучала в том же году, осенью.
«А у нас во дворе Есть девчонка одна, Среди шумных подруг Неприметна она, Никому из ребят Неприметна она.
Я гляжу ей вслед - Ничего в ней нет, А я все гляжу - Глаз не отвожу».
2. «Баллада о красках»
Кобзон исполнил множество лирических песен и романсов, они составляют две трети его репертуара. Однако наиболее известны патриотические и гражданские песни о трудовых и воинских подвигах народа. Одна из таких композиций открыла самый первый выпуск «Песни года» в 1971 году: Иосиф Кобзон исполнил проникновенную песню Оскара Фельцмана и Роберта Рождественского «Баллада о красках». Мужественная манера исполнения Кобзона с минимумом сценических движений стала узнаваемой.
«Был он рыжим, как из рыжиков рагу,
Рыжим, словно апельсины на снегу.
Мать шутила, мать весёлою была -
Я от солнышка сыночка родила.
А другой был чёрный-чёрный у неё,
Чёрный, будто обгоревшее смольё,
Хохотала над расспросами она,
Говорила - слишком ночь была черна.
В сорок первом, в сорок памятном году
Прокричали репродукторы беду,
Оба сына, оба двое, соль земли,
Поклонились маме в пояс и ушли.
Довелось в бою почуять молодым
Рыжий бешеный огонь и чёрный дым,
Злую зелень застоявшихся полей,
Серый цвет прифронтовых госпиталей»
3. «День победы»
Как отмечал композитор Оскар Фельцман: «Особенно близки певцу произведения сильные, эмоциональные, посвященные памяти поколений, связи прошлого с настоящим». Поэтому исполнение патриотических, военных песен стало «визитной карточкой» Кобзона. Знаменитую песню композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова о победе в Великой Отечественной войне исполняли многие артисты. Однако каждый год все торжества Дня Победы сопровождаются песней в исполнении Иосифа Кобзона. Узнаваемая строгая торжественность сильного голоса сочетается с проникновенностью — и его исполнение стало самым популярным.
«День Победы, как он был от нас далек Как в костре потухшем таял уголек Были версты, обгорелые, в пыли Этот день мы приближали как могли
Этот день Победы Порохом пропах Это праздник С сединою на висках Это радость Со слезами на глазах День Победы, День Победы, День Победы!»
4. «Где-то далеко...»
Необычайно популярный в Советском Союзе сериал о разведчике Штирлице украсили две композиции в исполнении Кобзона - «Мгновения» и «Песня о далекой родине» (боле известная как «Где-то далеко...»). Хотя Микаэл Таривердиев вспоминал, что планировалось включить в фильм больше песен. Однако и эти две композиции стали легендарными,занимая в репертуаре Иосифа Давыдовича особое место. Правда, их запись сопровождалась не очень приятной для певца историей: режиссер фильма, строга яженщина Татьяна Лиознова попросила Кобзона спеть не своим голосом. «В песнях не должно быть слышно Кобзона, нужно, чтобы был слышен Штирлиц. Всмотритесь в образ и, когда поете, думайте, что вы Штирлиц!» Кобзон обижался, пытался отказаться, сетовал, что не понимает, чего хочет от него режиссер... Однако знаменитые саундтреки все же были записаны, правда, в титрах Кобзон не упомянут. А с Лиозновой Кобзон потом подружился.
«Я прошу, хоть ненадолго, Грусть моя, ты покинь меня. Облаком, сизым облаком, Ты полети к родному дому, Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали Краешком, тонкой линией. Берег мой, берег ласковый, Ах, до тебя, родной, доплыть бы, Доплыть бы хотя б когда-нибудь. Где-то далеко, где-то далеко Идут грибные дожди. Прямо у реки, в маленьком саду Созрели вишни, наклонясь до земли. Где-то далеко, в памяти моей, Сейчас, как в детстве, тепло, Хоть память укрыта Такими большими снегами»
5. «Офицеры»
Репертуар Иосифа Давыдовича чрезвычайно обширен: певец исполняет классические романсы и опереточные арии, украинские и еврейские народные песни, бардовские песни... Поэт Константин Ваншенкин отмечал: «Замечательное качество Кобзона: включать в свои программы не только песни, записанные им первым, а те, которые он считает лучшими. Он никогда не боялся исполнителей-конкурентов, всегда в этом смысле открыт...» Так, Иосиф Давыдович исполнял печальную песню Олега Газманова «Офицеры», во времена, когда она была особенно актуальной. Как вспоминает сам Кобзон, «она была создана в те времена, когда офицеры шли подрабатывать в киоски, в охрану. Песня была тогда очень актуальна. Сейчас картина изменилась. Можно сказать, что много еще недостатков в наших Вооруженных силах, но все-таки отношение к армии совсем другое». Мимо такой острой темы он не мог пройти, особенно после того, как он совершил девять командировок в Афганистан и видел все своими глазами.
«Господа офицеры, по натянутым нервам
Я аккордами вер эту песню пою
Тем, кто бросив карьеру, живота не жалея
Свою грудь подставляет за Россию свою
Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив
Кто карьеры не делал от солдатских кровей
Я пою офицерам, матерей пожалевшим
Возвратив им обратно живых сыновей
Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом
За Россию и свободу до конца
Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет
Заставляя в унисон звучать сердца»