Премия Рунета-2020
Уфа
+18°
Boom metrics
Звезды10 сентября 2013 19:00

Пять песен, прославивших Иосифа Кобзона

11 сентября 1937 года родился Иосиф Кобзон. Многие композиции из его репертуара стали настоящими хитами, вошедшими в историю. Вот пять самых знаковых из них

1. «А у нас во дворе...»

Встреча с композитором Аркадием Островским стала судьбоносной для Кобзона. Песни Островского в исполнении Иосифа Давыдовича сразу же становились популярными. Среди таких композиций: «Мальчишки, мальчишки», «Ты слышишь, Куба», «Возможно», «Песня остается с человеком». Однако началось все с незатейливой, но очень трогательной истории на музыку Аркадия Островского со словами Льва Ошанина «А у нас во дворе...» Прозвучав в передаче «С добрым утром» весной 1962 года, песенка принесла широкую популярность Кобзону, звучала из каждого окна... А на радио вдруг обрушилась лавина писем с просьбами рассказать, чем же закончилась история, что же там случилось дальше? Слушатели были столь требовательны, что Островскому и Ошанину пришлось писать продолжение: появилась песня «И опять во дворе», в которой разговор с возлюбленной все же состоялся... Песню, разумеется, снова исполнял Иосиф Давыдович — впервые она прозвучала в том же году, осенью.

«А у нас во дворе Есть девчонка одна, Среди шумных подруг Неприметна она, Никому из ребят Неприметна она.

Я гляжу ей вслед - Ничего в ней нет, А я все гляжу - Глаз не отвожу».

2. «Баллада о красках»

Кобзон исполнил множество лирических песен и романсов, они составляют две трети его репертуара. Однако наиболее известны патриотические и гражданские песни о трудовых и воинских подвигах народа. Одна из таких композиций открыла самый первый выпуск «Песни года» в 1971 году: Иосиф Кобзон исполнил проникновенную песню Оскара Фельцмана и Роберта Рождественского «Баллада о красках». Мужественная манера исполнения Кобзона с минимумом сценических движений стала узнаваемой.

«Был он рыжим, как из рыжиков рагу,

Рыжим, словно апельсины на снегу.

Мать шутила, мать весёлою была -

Я от солнышка сыночка родила.

А другой был чёрный-чёрный у неё,

Чёрный, будто обгоревшее смольё,

Хохотала над расспросами она,

Говорила - слишком ночь была черна.

В сорок первом, в сорок памятном году

Прокричали репродукторы беду,

Оба сына, оба двое, соль земли,

Поклонились маме в пояс и ушли.

Довелось в бою почуять молодым

Рыжий бешеный огонь и чёрный дым,

Злую зелень застоявшихся полей,

Серый цвет прифронтовых госпиталей»

3. «День победы»

Как отмечал композитор Оскар Фельцман: «Особенно близки певцу произведения сильные, эмоциональные, посвященные памяти поколений, связи прошлого с настоящим». Поэтому исполнение патриотических, военных песен стало «визитной карточкой» Кобзона. Знаменитую песню композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова о победе в Великой Отечественной войне исполняли многие артисты. Однако каждый год все торжества Дня Победы сопровождаются песней в исполнении Иосифа Кобзона. Узнаваемая строгая торжественность сильного голоса сочетается с проникновенностью — и его исполнение стало самым популярным.

«День Победы, как он был от нас далек Как в костре потухшем таял уголек Были версты, обгорелые, в пыли Этот день мы приближали как могли

Этот день Победы Порохом пропах Это праздник С сединою на висках Это радость Со слезами на глазах День Победы, День Победы, День Победы!»

4. «Где-то далеко...»

Необычайно популярный в Советском Союзе сериал о разведчике Штирлице украсили две композиции в исполнении Кобзона - «Мгновения» и «Песня о далекой родине» (боле известная как «Где-то далеко...»). Хотя Микаэл Таривердиев вспоминал, что планировалось включить в фильм больше песен. Однако и эти две композиции стали легендарными,занимая в репертуаре Иосифа Давыдовича особое место. Правда, их запись сопровождалась не очень приятной для певца историей: режиссер фильма, строга яженщина Татьяна Лиознова попросила Кобзона спеть не своим голосом. «В песнях не должно быть слышно Кобзона, нужно, чтобы был слышен Штирлиц. Всмотритесь в образ и, когда поете, думайте, что вы Штирлиц!» Кобзон обижался, пытался отказаться, сетовал, что не понимает, чего хочет от него режиссер... Однако знаменитые саундтреки все же были записаны, правда, в титрах Кобзон не упомянут. А с Лиозновой Кобзон потом подружился.

«Я прошу, хоть ненадолго, Грусть моя, ты покинь меня. Облаком, сизым облаком, Ты полети к родному дому, Отсюда к родному дому.

Берег мой, покажись вдали Краешком, тонкой линией. Берег мой, берег ласковый, Ах, до тебя, родной, доплыть бы, Доплыть бы хотя б когда-нибудь. Где-то далеко, где-то далеко Идут грибные дожди. Прямо у реки, в маленьком саду Созрели вишни, наклонясь до земли. Где-то далеко, в памяти моей, Сейчас, как в детстве, тепло, Хоть память укрыта Такими большими снегами»

5. «Офицеры»

Репертуар Иосифа Давыдовича чрезвычайно обширен: певец исполняет классические романсы и опереточные арии, украинские и еврейские народные песни, бардовские песни... Поэт Константин Ваншенкин отмечал: «Замечательное качество Кобзона: включать в свои программы не только песни, записанные им первым, а те, которые он считает лучшими. Он никогда не боялся исполнителей-конкурентов, всегда в этом смысле открыт...» Так, Иосиф Давыдович исполнял печальную песню Олега Газманова «Офицеры», во времена, когда она была особенно актуальной. Как вспоминает сам Кобзон, «она была создана в те времена, когда офицеры шли подрабатывать в киоски, в охрану. Песня была тогда очень актуальна. Сейчас картина изменилась. Можно сказать, что много еще недостатков в наших Вооруженных силах, но все-таки отношение к армии совсем другое». Мимо такой острой темы он не мог пройти, особенно после того, как он совершил девять командировок в Афганистан и видел все своими глазами.

«Господа офицеры, по натянутым нервам

Я аккордами вер эту песню пою

Тем, кто бросив карьеру, живота не жалея

Свою грудь подставляет за Россию свою

Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив

Кто карьеры не делал от солдатских кровей

Я пою офицерам, матерей пожалевшим

Возвратив им обратно живых сыновей

Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом

За Россию и свободу до конца

Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет

Заставляя в унисон звучать сердца»