Премия Рунета-2020
Уфа
+18°
Boom metrics
Общество22 апреля 2013 17:30

«Надоело с детской коляской на восьмой этаж бегать! Продаем квартиру и едем в деревню...»

Как уфимцы обосновались в глуши, завели восемь детей и 22 коровы
Елена и Филюз считают, что в деревне жить интереснее, чем в городе

Елена и Филюз считают, что в деревне жить интереснее, чем в городе

Семью Амировых в деревне не понимают. Еще бы: пока сельчане мечтают выбраться из глухомани хоть в какой-нибудь городишко, эти люди продали двухкомнатную квартиру в Уфе, бросили приличную работу (Елена - на мясокомбинате, а Филюз - на Севере). Поселились с двумя сыновьями и дочкой в скромном домике в забытой богом деревне Калтыманово (Иглинский район). Здесь родились еще четыре дочери, да одного ребенка взяли из детдома. Завели 22 коровы, лошадь, шесть собак, трех кошек и хомяка. Были еще рыбки, привезенные из города, но они в деревне не прижились - сдохли: кто-то из младших перекормил, пока семья была на сенокосе.

Живут просто: продают мясо и молоко скупщикам, плюс пенсия бабушки да пособие на приемного сына Сашку. Если поделить на десятерых – совсем ерунда получается, но натуральное хозяйство спасает.

ДОИТЬ КОРОВ УЧИЛИСЬ ИНТУИТИВНО

- Что ж вы не предупредили, что приедете? – Елена бойко расставляет на столе чашки. – Я вот даже сыр не доделала.

- Что, и сыр сами делаете? И коров доите?..

- Сама. Да и ребята помогают. Я пытаюсь поставить себя на место Елены. У кого из нас не возникало мысли променять городскую суету на размеренную жизнь на лоне природы? Но деревенская жизнь – это прежде всего каторжный труд. И мало кто из горожанок с первого раза разберется, с какой стороны подойти к корове.

- А я быстро научилась, - говорит Елена. – Интуитивно как-то даже. Ни дня не жалели о том, что из города уехали. А дети-то как рады! Озеро рядом, лес с грибами-ягодами. А началось все с того, что надоело с детской коляской на восьмой этаж бегать. Еще и беременная. Муж на работе, я одна мыкаюсь. Гулять выйдешь, рук всего две, а детей трое, и все карапузы... В песочнице во дворе одни окурки. Тьфу, надоело! Говорю мужу - давай уедем, сколько можно.

- А администрация вам помогает?

- Ну как… - морщит лоб Елена. – Однажды мне, например, подарок сделали на День матери – сервиз подарили на шесть персон. Вот только детей у меня семеро… А вообще, мы, конечно, надеемся на помощь администрации.

- Что вы глупости всякие пишете. Вы вот про это лучше напишите, - говорит Филюз Амиров, указывая рукой на дорогу перед домом.

Действительно, Амировым и их соседям из ближайших домов впору открывать побочный бизнес – грязелечебницу. Асфальт в Калтыманово есть только в центре, на Озерной же его не было отродясь.

«МЕЧТАЕМ ДОСТРОИТЬ ДОМ»

Дом, в котором живут Амировы, - одна большая стройка. Сейчас семья достраивает второй этаж. Работать приходится собственными силами – родители и старшие детишки. Других помощников нет.

- А вы когда-нибудь пробовали посчитать свои расходы?

- Расходы превышают доходы, - смеется Елена. – Потому что мы очень любим покушать! А вообще как тут посчитаешь? Вот, например, мы перед органами опеки должны отчитываться за деньги, которые получаем на Сашу. Вещи туда можно включить, а продукты как? Я когда яблоки на всех покупаю, например, должна восьмое отдельно пробивать?..

ЗАБРАЛИ ИЗ ДЕТДОМА СОСЕДСКОГО РЕБЕНКА

Про Сашку - отдельная история. Когда он появился у Амировых, они окончательно прослыли чудаками. Ребенка забрали из интерната для детей, отстающих в развитии. Хотя это, наверное, для обывателей странно, для тех, кто порой одного-то ребенка (здорового и родного) не знает, как вырастить. А для многодетных, пожалуй, обычное явление: где семь, там и восемь. Но это на словах просто, а вот попробовать...

- Саша начал бывать у нас сразу, как мы переехали, просто соседский мальчишка, - рассказывает Елена. - Со старшим нашим, Данилом, подружился.

Семья у Саши неблагополучная - мать-одиночка глушила горькую. Амировы им помогали – когда вещами, когда продуктами. Случалось, на своей машине возили Сашу в соседнее село - в интернат и обратно.

- В 2010 году в начале сентября мы как раз табун пасли, и Саша был здесь, - вспоминают Амировы. – Мы спрашиваем: «А почему ты еще не на учебе?». А он говорит: «Мамка сказала, деньги получит – увезет».

Вот только администрация интерната ждать долго не стала – уже через несколько дней в село нагрянула комиссия.

- Я без них никуда не поеду!- заорал Сашка, едва завидев учителей. Он имел в виду Амировых, которые стали ему родными.

Однако ехать все равно пришлось.

- Осенние каникулы он у нас провел, а когда приехали за ним в декабре, оказалось, что Саша уже в детском доме в Охлебинино. Мать все-таки лишили родительских прав, - рассказывает Елена.

Решение забрать мальчишку пришло как бы само собой.

- Саш, будешь с нами жить?

- Буду…

Сашу (справа) в семье Амировых приняли как родного. На фото с детьми той-терьер Тошка, его Амировы тоже «усыновили» - захватили из ветклиники заодно со своими вылеченными щенками

Сашу (справа) в семье Амировых приняли как родного. На фото с детьми той-терьер Тошка, его Амировы тоже «усыновили» - захватили из ветклиники заодно со своими вылеченными щенками

Фото: Дарья ПЕТРОВА

«ВЫРАСТЕТ – ВЫУЧИТСЯ НА ТРАКТОРИСТА»

Сашке уже 15, восьмиклассник – парень видный. Из интерната для отстающих в развитии его перевели в обычную школу – ту же, где учатся Данила, Арина и Вадим Амировы. Учится, конечно, неважно, но зато очень старается.

- Вилы и лопату в руках держать научился – не пропадет, - говорит Елена. – Потом в училище отдать хотим, на тракториста выучить. Главное, он понял, что деньги с неба на голову не падают.

Между прочим, Сашка недавно открыл в себе предпринимательскую жилку - вместе с пятиклассником Данилом он приноровился продавать дачникам навоз, на карманные расходы хватает.

… В 2011 году Елену наградили медалью «Материнская слава». Но на этом привилегии от государства закончились.

- Можно еще двоих родить, тогда «Газель» дадут, - рассуждает женщина. - Хотя зачем она нужна? Нам и так нормально.

МНЕНИЕ

- Тенденция, когда горожане уезжают в деревню, пришла к нам с Запада, - комментирует кандидат философских наук, профессор, завкафедрой политологии, социологии и связей с общественностью УГНТУ Эдуард Гареев. - Она зародилась в условиях урбанизации, когда человек хотел жить в согласии с природой, избавиться от давления города. Однако в условиях современной России, когда в наших селах нет простейшей инфраструктуры, закрываются фельдшерские пункты, нет элементарных магазинов, во многом такой дауншифтинг становится элементом романтизма. Люди уезжают, а потом понимают, что не могут выдержать такого напряжения. И хорошо, если им есть куда вернуться.

А вот когда люди понимают все трудности и все равно согласны ехать - это действительно поступок, который достоин уважения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Комсомольская правда представляет - книга Алены Стерлиговой «Мужем битая… Что мне пришлось пережить с Германом Стерлиговым»