Премия Рунета-2020
Уфа
+24°
Boom metrics
Общество10 марта 2013 17:00

Как жители башкирской деревни бросили пить и создали гражданское общество

Сельчане вступили на путь трезвости и нисколько не жалеют: у всех по два дома, машины и тракторы [фоторепортаж, видео]
Народ пошел за главой женсовета, женщиной с говорящим именем Идея

Народ пошел за главой женсовета, женщиной с говорящим именем Идея

Фото: Станислав ШАХОВ

Можно ли быть безработным и жить при этом припеваючи? «Нет!» - говорят наши крестьяне и бухают по-черному день за днем. Спившейся российской глубинкой нынче никого не удивишь, а что там еще делать-то? Ну не коровами же весь день любоваться.

А вот жители деревни Рахметово, что далеко-далеко в Зауралье, почти на границе с Челябинской областью, ничего бы не ответили, потому что они хоть и безработные, но трезвые - вся деревня давно бросила пить.

- Это для вас мы Зауралье. А на самом деле Предуралье! - поправляют меня они. - Зауралье - это вы, если с востока на запад смотреть.

***

Сворачиваем с дороги и сразу видим огромную школу, почти как в городе. Сюда детей со всех окрестных сел возят (хотя сельсовет находится в другой деревне). Это и есть Рахметово. Ничем она внешне от других деревень не отличается, снега на дорогах после бурана по уши, разве что дороги пошире, да дома получше остальных. И вокруг горы, горы и горы… В такой красоте, и правда, пить не захочется.

Дом у местной активистки Идеи Галимовой – самый большой и красивый в деревне. Она не депутат и не бизнесвуман, а простой начальник местного клуба. Ну и председатель женсовета заодно. Ее муж Зиннур Мутагарович - безработный, но на диване без дела не сидит – разводит баранов, лошадок и гусей, мясо и молоко продает.

Хозяйка угощает нас бишбармаком, холодцом и соленьями.

- Хороша закуска! – говорю я по привычке.

Но на столе ни граммульки – не принято здесь.

- Даже и покурить иногда не с кем, тоже бросают все, - вздыхает Зиннур Галимов.

Идея Галимова переехала в Рахметово из соседней деревни 25 лет назад, до этого работала в школе пионервожатой. Она из тех людей, которым всегда нужно что-нибудь делать, иначе скучно, вот и занимается общественной работой.

ТАЙНЫЙ ПУТЬ К ТРЕЗВОСТИ

Рим Ямалов завязал с пьянкой и стал имамом

Рим Ямалов завязал с пьянкой и стал имамом

Фото: Станислав ШАХОВ

Добраться до Рахметово непросто: с трассы Белорецк-Магнитогорск нужно повернуть до деревни Муракаево и … «алга», как говорят местные жители, вперед то бишь - километров пятнадцать. Это в теории. В реальной жизни все по-другому - около указателя «Муракаево 5 км» только лес и гора. И чтобы туда проехать, нужно знать тайный поворот недалеко от заправки. В общем, мы, пока ехали, решили, что продавцы алкоголя заблудились, когда везли сюда товар, не нашли деревню, вот она и победила в республиканском конкурсе «Самое трезвое село».

Но все гораздо прозаичнее: люди бросили пить, чтобы выжить. Работы тут никогда не было: несколько учителей в школе и директор клуба, вот и все бюджетники. Из бизнеса – три магазинчика. Один, кстати, держит техничка местного клуба. Все. Остальные триста человек с детьми – выживайте, как можете.

А когда-то тут действительно пили. Но будем честными – не так уж сильно, может, полсела закладывали периодически, может, и меньше, не помнит никто уже. Сказывается и менталитет: сто процентов населения – мусульмане. Лет пятнадцать назад, когда жить из-за кризиса и дефолта стало худо, мужики организовали строительные бригады и уехали поближе к цивилизации на заработки. Кто не смог протрезветь сам – уговорили жены и женсовет, парочку совсем сложных земляков за счет зажиточных соседей свозили кодироваться.

- Мы с ними долго разговаривали, уговаривали не пить, - рассказывает Идея Мидхатовна. – Если не помогало - угрожала про них в районную газету написать. А это, представляете, какой позор! Одна женщина (да, были и такие здесь) в слезах заявила: «Если про меня что-нибудь такое напишут, я повешусь». И пить бросила.

Так и живут сейчас: одни «шабашат» на стройках, другие подсобным хозяйством занимаются. Без пьянки жизнь на селе, может, и не такая веселая, зато спокойная и сытная. У людей появились деньги, дома себе хорошие построили, да и не по одному! По местной традиции, улицы в деревне должны быть широкими, как проспект Октября в Уфе, а отец должен построить всем детям по дому. Благо, стройматериалов в лесах растет много.

- Вот в семье Ришата Агзамова шестеро подрастают. Будьте уверены - он лично каждому дом поставит, - говорит Идея Галимова. – Он уже 12 лет как капли в рот не берет. Старший сын его - знаменитость – чемпион района по легкой атлетике!

Другой его односельчанин Рим Ямалов тоже остепенился, хотя раньше неделю мог местных трезвых жителей своим видом пугать. Теперь он уважаемый человек, как когда-то его отец и дед. Между прочим, имамом местной мечети стал.

СОБЫТИЕ ВЕКА

В каждом дворе – машина, кое у кого и сельхозтехника имеется. Даже пожарную машину люди купили вскладчину, ведь пока государственные спасатели сюда доберутся – деревня обратится в пепел. На все село - три магазина. Только вдумайтесь – три магазина на триста жителей! И еще четвертый строят – магазин хозтоваров и запчастей: далеко в центр за каждым болтиком от трактора мотаться.

А поскольку пьяных тут нет, нет и развеселых деревенских драк с маханием топором или поножовщиной.

- ЧП? Да, было. В позапрошлом году у нас лошадь в одном дворе казахи из соседней области украли, - поведали мне местные жители.

Это ужасное событие в селе обсуждают до сих пор, а больше и нечего.

- А почему это быть трезвыми не весело? Мы же каждый год конкурсы проводим стимулирующие: самый красивый двор, самая образцовая семья, у кого клумба лучше или гусей больше всех, - говорит Идея Мидхатовна. – И людям не все равно, если их сосед выиграл, а они нет. Есть стимул стать лучшим в следующем году! Призы хоть и небольшие – грамота или медаль - но все равно людям приятно.

http://kp.ru/f/3/image/99/09/1910999.jpg

http://kp.ru/f/3/image/99/09/1910999.jpg

Справедливости ради попробовал я найти в деревне хоть каплю спиртного. Оказалось, это не проблема. В первом же магазинчике на самой нижней полке стояло несколько баллонов и десяток баночек. А еще бутылка шампанского. Водки не было.

- Все нормально, у меня лицензия есть! – опешил продавец, насыпающий детишкам в мешок полкило орешков. А узнав, что мы не проверка, выдохнул:

– Этого пива мне недели на три хватит, никому его здесь не надо. Местные жители не скрывают: когда свадьба какая или гости приехали – могут и по пятьдесят грамм пропустить, но на улицу после этого ни-ни, дома сидят.

За победу над пьянкой местная администрация выдала жителям Рахметово суперприз – сюда проведут газ вне очереди. Похоже, это событие затмит, наконец, кражу лошадки – потому что топить дровами тяжело. Только когда это случится и, главное, сколько будет стоить подключение – пока неизвестно. Но одно ясно совершенно точно – пить бросали не зря!

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

ОТ АВТОРА

Крестьяне идут за Идеей. Пример Рахметово, увы, не заразителен. Не будут крестьяне массово оставлять многолетние привычки, что-то там придумывать, чтобы жить лучше, делать нелепые телодвижения. Лучше выпить с утра - и весь день свободен!

Крестьянам нужен лидер, авторитет, за которым они готовы пойти. Тот, кого они будут слушать и уважать. В Рахметово они пошли за Идеей, которой не все равно, что происходит за соседней дверью и чем живут ее земляки. В деревне Саиткулово, о которой мы уже рассказывали, люди бросили пить после наказов «белой бабушки» - депутата, она стала своего рода духовным лидером. Вот она – роль личности в истории…

Почему же другие села загибаются и пьянствуют? Да лень-матушка их скрутила. Один мой знакомый фермер рассказывал: звал крестьян за 15 тысяч работать, огромные деньги для села. Нет, никто не пришел. Ведь это надо рано вставать и пахать весь день. Некому им дать «волшебный пендель», заинтересовать, мотивировать на счастливую жизнь. У них нет никакой идеи. Ни жизненной, ни Галимовой.