Премия Рунета-2020
Уфа
+19°
Boom metrics
Общество3 мая 2012 17:51

Муса Гареев переехал в Уфу по совету знаменитого летчика Покрышкина

В этом году дважды Герою Советского Союза могло бы исполниться 90 лет. Воспоминаниями о Мусе Гарееве поделился его сын Евгений
Муса Гареев с женой Галиной

Муса Гареев с женой Галиной

НИКОМУ НЕ ОТКАЗЫВАЛ В ПОМОЩИ

После войны Муса Гареев жил с семьей в Москве. Он работал летчиком в дивизии, выполняющей спецоперации, и одновременно был депутатом Верховного Совета от Башкирии.

- У нас было две комнаты в коммуналке. Квартира напоминала проходной двор – сослуживцы, друзья, родственники, которые приезжали в Москву, останавливались у нас. Часто к нему как к депутату обращались за помощью совершенно незнакомые люди. Помню человека, потерявшего на войне зрение и все документы. Отец ходил с ним по всем инстанциям и старался хоть как-то пристроить. Таких примеров – масса. Люди с искалеченными судьбами приезжали из Башкирии, и отец никому не

отказывал, считал своим долгом помочь всем. Причем они месяцами жили у нас бесплатно.

ОТЦА НЕ ВИДЕЛИ ПОЛГОДА

- Отца часто отправляли на спецзадания, мы полгода его не видели. Воспитанием моим и брата Валерия в основном занималась мама. Папа же приучал нас с детства к службе в армии, старался, чтобы мы не росли в тепличных условиях. Правда, брата это меньше касалось, так как он переболел туберкулезом в открытой форме. Причем никогда нас не наказывал, хотя и особо не баловал. В кино ходили всей семьей, в цирк иногда. Привилегий у него не было. Продукты доставали с трудом, по карточкам, когда в магазине ничего, кроме черной икры, не было. Только она была не по карману.

ПОТЕРЯЛ СОЗНАНИЕ В ПОЛЕТЕ

В 1963 году Муса Гайсинович чуть не погиб – потерял сознание во время полета. Сказалась военная контузия. Врачи запретили Гарееву летать. Знаменитый летчик Александр Покрышкин, который тогда руководил ДОСААФом, предложил Мусе Гарееву возглавить Башкирский комитет ДОСААФ.

- Отец с радостью согласился. С мамой в 1965 году они переехали в Уфу. Я в тот же год собирался поступать на биофак МГУ, но не прошел. Но оказалось, что с этими баллами можно поступить на биофак медицинского института в Уфе. Так и произошло.

МЕЧТАЛ О МАШИНЕ

Под руководством Гареева ДОСААФ в Башкирии буквально расцвел.

- Все работало, летало, функционировало. Причем у отца никогда даже машины своей не было. Время от времени он подумывал, чтобы обзавестись авто. Но с его заболеванием это было невозможно – не дай бог потерять сознание в пути.

ЗАЧЕМ ТЕБЕ ДОМ ТАК ДАЛЕКО?

В 1968 году Гареев стал дачником. Ему как дважды герою полагался не только бюст, но и дом на родине. А родился он в Илишевском районе, в 180 км от Уфы. Председатель местного колхоза как-то приехал и сказал:

- Муса, мы должны же тебе дом построить. А как ты будешь ездить так далеко, ведь у тебя даже машины нет. Похлопочи об участке поближе, а мы обеспечим стройматериалами.

В общем дали Гарееву восемь соток в Юматово по соседству с дачей Мустая Карима.

Естественно, соседи по даче дружили, ходили друг к другу в гости.

- Садоводом он был страстным, и даже занялся пчелами – держал пять ульев.

О СТАЛИНЕ УМАЛЧИВАЛ

Муса Гареев немало рассказывал о войне. Но когда его пытались спросить, что он думает о Сталине, Муса Гайсинович уводил разговор в сторону.

- Эта тема была для него болезненной. Хотя однажды все-таки намекнул, что наша победа далась слишком большой кровью. Коробило его, что воевали не умом, а числом. По статистике, на одного нашего погибшего летчика приходилось семь погибших стрелков. А мой отец всю войну про- летал с одним стрелком!

«ЭТО ЭКВАТОР!»

В 1961 году Гареев руководил операцией по переброске истребителей Ту-16 в Индонезию. С ними летел корреспондент «Красной Звезды». Когда пролетали над Явой, Муса Гайсинович вызвал его в кабину и указал на шоссе внизу: «Видишь, это экватор!»

Молодой человек поверил, но потом понял, что над ним просто пошутили.

- Отец рассказал мне об этом забавном эпизоде, и я почти о нем забыл. А в 1977 году в Казани встретил одного филолога, который рассказал эту же историю – мол, вот как однажды меня накололи. Я был так поражен, только и вымолвил: «Так ты же с моим отцом летал».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО: ЧЕГО МЫ НЕ ЗНАЕМ О ГЕРОЕ

Казалось бы, о жизни и подвигах нашего знаменитого земляка, бесстрашного летчика-штурмовика Великой Отечественной войны, известно все. Ну кто не знает, что Муса Гареев – уроженец Илишевского района – единственный в Башкирии дважды Герой Советского Союза? Что когда он совершал в небе свои подвиги, герою не было и двадцати трех, а всего за время войны он выполнил около 250 боевых вылетов? Со школьной скамьи мы наизусть помним ту запись из его летного документа: «В бою решителен, смел и вынослив. В любой воздушной обстановке наносит врагу большой урон в живой силе и технике».

И все же мы нашли неизвестные факты о любимом герое.

В один день получил четыре (!) высших награды Советского Союза

Тогда командующий авиацией генерал армии Хрюкин сказал летчику: «Запомни, Муса, этот день. Кому еще другому выпало такое, чтоб две звезды в один день. То-то же…». Напомним, первый указ о присвоении гвардии капитану Гарееву звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» был подписан 23 февраля 1945 года. Второй указ о награждении «Золотой Звездой» подписан 19 апреля. А награды эти он получил все в один день – 2 мая сорок пятого. Дело было близ Кенигсберга в Калининградской области. С утра всех новоиспеченных героев для награждения собрали в штабе дивизии. Там Мусе вручили первую «Золотую Звезду» и полагающийся к ней орден Ленина. Затем – вторую «Золотую Звезду» (ко второй орден уже не полагался). Но это было не все: после награждения Муса поехал в полк, и уже там командир полка вручил ему орден Красного Знамени.

Боевые друзья всерьез заявили командиру полка, чтобы тот «отнял у Гареева самолет и отстранил от полетов». Мол, мы тут сами войну закончим, а дважды героя нам надо сберечь. Как в воду глядели. Несмотря на то, что решение освободить Гареева от полетов было принято, ему все же пришлось один раз вылететь на штурмовку узкой косы в Балтийском море, где скопилось большое число немецких войск. Ас и бомбы положил точно по месту, и пулеметы разрядил точно по головам фрицев, но и его самолет был превращен в решето. Еле дотя- нул он тогда до своей базы.

За всю войну – ни одного ранения

Уже много позже его супруга Галина Александровна скажет: «От ранений Бог сохранил. Разве одна царапина на пальце была. Моя любовь его оберегала». Кстати, свою жену – Галю Мигу- нову - бравый штурмовик присмотрел и «окольцевал» на войне. Галя, как и многие девушки, служила в обслуживающем подразделении. Так получилось, что она и провожала его в полет, и встречала.

Был первым, кто вернулся в Уфу с войны

Как уже говорилось, дважды героя решили сберечь и 2 мая освободили от полетов. Был подписан приказ об его отпуске. 7 мая он убывает из части в Москву, оттуда – в Уфу. Пока нет точных данных, в какой именно день Муса Гареев вернулся в Уфу, но это было примерно 9-11 мая. А первый приказ о демобилизации в армии был только в июне. То есть официально демобилизоваться до этого воины никак не могли. К тому же в газетах того года за май, июнь, июль не было информации о возвращающихся солдатах.

Ни разу не управлялпаровозом, но стал «Почетным железнодорожником СССР »

С детства Муса хотел водить паровозы. Как он говорил, в тридцатые годы было две мужских профессии – железнодорожник и летчик. Но для деревенского мальчишки мечта о небе была из разряда невыполнимых. Поэтому – паровоз. Да еще и отец будущего героя – искусный плотник, был вызван с бригадой в Москву для строительства и отделки московского метрополитена. Отец и советовал парню стать машинистом. Муса поступил в железнодорожный техникум. Но…. впервые увидев в небе «стальную птицу», парень долго бежал за ней по земле и «заболел» самолетами. Учиться на авиатора поехал в Саратовское авиационное училище.

А уважение железнодорожников он заслужил необычайно бережным отношением к имуществу железной дороги. Например, в Белоруссии получил приказ бомбить немецкие эшелоны, увозившие на запад наше советское добро. Можно было бы просто разбомбить. Но Муса хотел и добро сохранить, и эшелоны целыми оставить. И вот когда подлетел к цели, а поезд уже был в пути, Муса обогнал эшелон, развернулся и прицельно ударил только по паровозу. Паровоз разрушен, а остальные вагоны целы! Так же он штурмовал и станционные объекты. Прицельно, чтобы разрушить пути для немцев, но максимально сохранить станционные здания.

Подготовил Фарит ВАХИТОВ, научный сотрудник Республиканского музея Боевой Славы, заслуженный работник культуры РБ.