2016-08-24T03:47:37+03:00

Муса Гареев переехал в Уфу по совету знаменитого летчика Покрышкина

В этом году дважды Герою Советского Союза могло бы исполниться 90 лет. Воспоминаниями о Мусе Гарееве поделился его сын Евгений
Поделиться:
Комментарии: comments14
Муса Гареев с женой ГалинойМуса Гареев с женой Галиной
Изменить размер текста:

НИКОМУ НЕ ОТКАЗЫВАЛ В ПОМОЩИ

После войны Муса Гареев жил с семьей в Москве. Он работал летчиком в дивизии, выполняющей спецоперации, и одновременно был депутатом Верховного Совета от Башкирии.

- У нас было две комнаты в коммуналке. Квартира напоминала проходной двор – сослуживцы, друзья, родственники, которые приезжали в Москву, останавливались у нас. Часто к нему как к депутату обращались за помощью совершенно незнакомые люди. Помню человека, потерявшего на войне зрение и все документы. Отец ходил с ним по всем инстанциям и старался хоть как-то пристроить. Таких примеров – масса. Люди с искалеченными судьбами приезжали из Башкирии, и отец никому не

отказывал, считал своим долгом помочь всем. Причем они месяцами жили у нас бесплатно.

ОТЦА НЕ ВИДЕЛИ ПОЛГОДА

- Отца часто отправляли на спецзадания, мы полгода его не видели. Воспитанием моим и брата Валерия в основном занималась мама. Папа же приучал нас с детства к службе в армии, старался, чтобы мы не росли в тепличных условиях. Правда, брата это меньше касалось, так как он переболел туберкулезом в открытой форме. Причем никогда нас не наказывал, хотя и особо не баловал. В кино ходили всей семьей, в цирк иногда. Привилегий у него не было. Продукты доставали с трудом, по карточкам, когда в магазине ничего, кроме черной икры, не было. Только она была не по карману.

ПОТЕРЯЛ СОЗНАНИЕ В ПОЛЕТЕ

В 1963 году Муса Гайсинович чуть не погиб – потерял сознание во время полета. Сказалась военная контузия. Врачи запретили Гарееву летать. Знаменитый летчик Александр Покрышкин, который тогда руководил ДОСААФом, предложил Мусе Гарееву возглавить Башкирский комитет ДОСААФ.

- Отец с радостью согласился. С мамой в 1965 году они переехали в Уфу. Я в тот же год собирался поступать на биофак МГУ, но не прошел. Но оказалось, что с этими баллами можно поступить на биофак медицинского института в Уфе. Так и произошло.

МЕЧТАЛ О МАШИНЕ

Под руководством Гареева ДОСААФ в Башкирии буквально расцвел.

- Все работало, летало, функционировало. Причем у отца никогда даже машины своей не было. Время от времени он подумывал, чтобы обзавестись авто. Но с его заболеванием это было невозможно – не дай бог потерять сознание в пути.

ЗАЧЕМ ТЕБЕ ДОМ ТАК ДАЛЕКО?

В 1968 году Гареев стал дачником. Ему как дважды герою полагался не только бюст, но и дом на родине. А родился он в Илишевском районе, в 180 км от Уфы. Председатель местного колхоза как-то приехал и сказал:

- Муса, мы должны же тебе дом построить. А как ты будешь ездить так далеко, ведь у тебя даже машины нет. Похлопочи об участке поближе, а мы обеспечим стройматериалами.

В общем дали Гарееву восемь соток в Юматово по соседству с дачей Мустая Карима.

Естественно, соседи по даче дружили, ходили друг к другу в гости.

- Садоводом он был страстным, и даже занялся пчелами – держал пять ульев.

О СТАЛИНЕ УМАЛЧИВАЛ

Муса Гареев немало рассказывал о войне. Но когда его пытались спросить, что он думает о Сталине, Муса Гайсинович уводил разговор в сторону.

- Эта тема была для него болезненной. Хотя однажды все-таки намекнул, что наша победа далась слишком большой кровью. Коробило его, что воевали не умом, а числом. По статистике, на одного нашего погибшего летчика приходилось семь погибших стрелков. А мой отец всю войну про- летал с одним стрелком!

«ЭТО ЭКВАТОР!»

В 1961 году Гареев руководил операцией по переброске истребителей Ту-16 в Индонезию. С ними летел корреспондент «Красной Звезды». Когда пролетали над Явой, Муса Гайсинович вызвал его в кабину и указал на шоссе внизу: «Видишь, это экватор!»

Молодой человек поверил, но потом понял, что над ним просто пошутили.

- Отец рассказал мне об этом забавном эпизоде, и я почти о нем забыл. А в 1977 году в Казани встретил одного филолога, который рассказал эту же историю – мол, вот как однажды меня накололи. Я был так поражен, только и вымолвил: «Так ты же с моим отцом летал».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО: ЧЕГО МЫ НЕ ЗНАЕМ О ГЕРОЕ

Казалось бы, о жизни и подвигах нашего знаменитого земляка, бесстрашного летчика-штурмовика Великой Отечественной войны, известно все. Ну кто не знает, что Муса Гареев – уроженец Илишевского района – единственный в Башкирии дважды Герой Советского Союза? Что когда он совершал в небе свои подвиги, герою не было и двадцати трех, а всего за время войны он выполнил около 250 боевых вылетов? Со школьной скамьи мы наизусть помним ту запись из его летного документа: «В бою решителен, смел и вынослив. В любой воздушной обстановке наносит врагу большой урон в живой силе и технике».

И все же мы нашли неизвестные факты о любимом герое.

В один день получил четыре (!) высших награды Советского Союза

Тогда командующий авиацией генерал армии Хрюкин сказал летчику: «Запомни, Муса, этот день. Кому еще другому выпало такое, чтоб две звезды в один день. То-то же…». Напомним, первый указ о присвоении гвардии капитану Гарееву звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» был подписан 23 февраля 1945 года. Второй указ о награждении «Золотой Звездой» подписан 19 апреля. А награды эти он получил все в один день – 2 мая сорок пятого. Дело было близ Кенигсберга в Калининградской области. С утра всех новоиспеченных героев для награждения собрали в штабе дивизии. Там Мусе вручили первую «Золотую Звезду» и полагающийся к ней орден Ленина. Затем – вторую «Золотую Звезду» (ко второй орден уже не полагался). Но это было не все: после награждения Муса поехал в полк, и уже там командир полка вручил ему орден Красного Знамени.

Боевые друзья всерьез заявили командиру полка, чтобы тот «отнял у Гареева самолет и отстранил от полетов». Мол, мы тут сами войну закончим, а дважды героя нам надо сберечь. Как в воду глядели. Несмотря на то, что решение освободить Гареева от полетов было принято, ему все же пришлось один раз вылететь на штурмовку узкой косы в Балтийском море, где скопилось большое число немецких войск. Ас и бомбы положил точно по месту, и пулеметы разрядил точно по головам фрицев, но и его самолет был превращен в решето. Еле дотя- нул он тогда до своей базы.

За всю войну – ни одного ранения

Уже много позже его супруга Галина Александровна скажет: «От ранений Бог сохранил. Разве одна царапина на пальце была. Моя любовь его оберегала». Кстати, свою жену – Галю Мигу- нову - бравый штурмовик присмотрел и «окольцевал» на войне. Галя, как и многие девушки, служила в обслуживающем подразделении. Так получилось, что она и провожала его в полет, и встречала.

Был первым, кто вернулся в Уфу с войны

Как уже говорилось, дважды героя решили сберечь и 2 мая освободили от полетов. Был подписан приказ об его отпуске. 7 мая он убывает из части в Москву, оттуда – в Уфу. Пока нет точных данных, в какой именно день Муса Гареев вернулся в Уфу, но это было примерно 9-11 мая. А первый приказ о демобилизации в армии был только в июне. То есть официально демобилизоваться до этого воины никак не могли. К тому же в газетах того года за май, июнь, июль не было информации о возвращающихся солдатах.

Ни разу не управлялпаровозом, но стал «Почетным железнодорожником СССР »

С детства Муса хотел водить паровозы. Как он говорил, в тридцатые годы было две мужских профессии – железнодорожник и летчик. Но для деревенского мальчишки мечта о небе была из разряда невыполнимых. Поэтому – паровоз. Да еще и отец будущего героя – искусный плотник, был вызван с бригадой в Москву для строительства и отделки московского метрополитена. Отец и советовал парню стать машинистом. Муса поступил в железнодорожный техникум. Но…. впервые увидев в небе «стальную птицу», парень долго бежал за ней по земле и «заболел» самолетами. Учиться на авиатора поехал в Саратовское авиационное училище.

А уважение железнодорожников он заслужил необычайно бережным отношением к имуществу железной дороги. Например, в Белоруссии получил приказ бомбить немецкие эшелоны, увозившие на запад наше советское добро. Можно было бы просто разбомбить. Но Муса хотел и добро сохранить, и эшелоны целыми оставить. И вот когда подлетел к цели, а поезд уже был в пути, Муса обогнал эшелон, развернулся и прицельно ударил только по паровозу. Паровоз разрушен, а остальные вагоны целы! Так же он штурмовал и станционные объекты. Прицельно, чтобы разрушить пути для немцев, но максимально сохранить станционные здания.

Подготовил Фарит ВАХИТОВ, научный сотрудник Республиканского музея Боевой Славы, заслуженный работник культуры РБ.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также