Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+6°
Boom metrics
Общество27 мая 2022 9:40

На финал «Лиги Лекторов» в Москву поедет учитель обществознания из Нижнего Тагила

Станислав Луткин поборется за звание лучшего лектора с еще 99 участниками из разных регионов страны

Фото: Данил СВЕЧКОВ

В России завершился полуфинал второго сезона конкурса «Лига Лекторов» Российского общества «Знание». Жюри отобрали 100 участников, которые будут представлять 42 города на финале в Москве. Это настоящие мастера своего дела, способные прочитать образовательную лекцию так, что заслушаешься. В их числе оказались и преподаватели из Свердловской области. Рассказываем, как проходил полуфинал в Екатеринбурге.

ЛЕКТОРОВ ОЦЕНИВАЛИ СЛУШАТЕЛИ

Конкурс «Лига Лекторов» проводится Российским обществом «Знание» второй раз. Проект дает возможность любому желающему возможность попробовать свои силы в ораторском искусстве и влиться в сообщество лекторов, а профессиональным лекторам и преподавателям - расширить свою аудиторию и участвовать в просветительских мероприятиях «Знания».

- Каждые 2 - 3 недели у нас был новый этап. И на каждом нас просили придумать новую тему для лекции. В финале я рассказывала, как справиться с психологическим напряжением. Этот конкурс важен: я преподаватель в университете, и иногда мы расслабляемся, думая, что нас всегда будут слушать. На самом деле публику нужно завоевывать, - рассказывает победительница первого сезона «Лиги Лекторов» Анастасия Степанова.

Фото: Данил СВЕЧКОВ

Во втором сезоне принцип тот же. На первом и втором этапе участникам нужно было записать видеолекцию, потом провести лекцию в рамках онлайн-трансляции на платформе Российского общества «Знание». Ну а потом настала пора полуфиналов, где выступать перед аудиторией надо было вживую.

20-минутную лекцию слушатели оценивали по пяти критериям: знает ли спикер предмет, как работает со слушателями, актуальна ли тема, креативна ли подача материала, какова общая культура презентации.

По итогам полуфиналов, прошедших в 9 городах, был сформирован список из 100 финалистов, которые выступят в Москве.

ПРО ЛУНУ, РАБОТУ МЕЧТЫ И ОПАСНОСТЬ ЭКСТРЕМИЗМА

Екатеринбург стал одной из площадок полуфинала. Участники читали лекции в Уральском государственном педагогическом университете. В аудитории было людно. На большие экраны за спиной выступающих проецировались презентации.

- Основная цель человека в этом мире - получение знаний. Но главное в том, чтобы научиться эти знания передавать, - отметил на полуфинале заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Зеленов.

Всего в Екатеринбурге выступили 22 участника из восьми уральских городов. Так, например, доцент кафедры уголовного права из УрГЮУ Яна Дикусар рассказала об экстремизме среди молодых людей.

Фото: Данил СВЕЧКОВ

- Главная сложность при подготовке - понять, кто моя аудитория, - отмечает Яна Дикусар. - Сам конкурс мне очень нравится. Это необычный формат. Можно испытать себя на разных уровнях, попробовать побороться за звание лучшего.

Любителям астрономии было интересно послушать лекцию от Жанны Буйло, директора челябинского астрокомплекса ЮУрГГПУ, про Луну. Слушатели узнали, как отличать одну фазу спутника Земли от другой.

Еще один полуфиналист, глава IT-компании, выпускающей системы электронных очередей, Александр Дугов рассказал, как найти в жизни любимое дело, и поделился воспоминаниями о своей встрече со Стивом Возняком - изобретателем, который вместе со Стивом Джобсом основал компанию Apple Computer.

- Почему я решил поучаствовать? Во-первых, мне это безумно нравится, - говорит Александр Дугов. - Я считаю, что это одна из моих способностей: рассказывать, делиться опытом и знаниями. Во-вторых, у меня есть определенный опыт, который сформировался в течение жизни. Считаю важным передавать его.

Фото: Данил СВЕЧКОВ

БЕЗ ПОЗИТИВНОГО СТРЕССА НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЯРКИМ ОРАТОРОМ

Среди 100 финалистов второго сезона «Лиги лекторов» - учитель обществознания из школы № 90 Нижнего Тагила Станислав Луткин. Ему 47 лет, он окончил исторический факультет Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Мы попросили его поделиться секретом, что нужно, чтобы аудитория внимательно тебя слушала.

- Станислав, лекторство для вас больше хобби или профессия?

- Я стал педагогом по призванию. Когда окончил вуз, то 3,5 года проработал учителем в сельской школе. И как-то я втянулся в педагогику, захотел ее изучать и вернулся в вуз на кафедру аспирантом. Я трудоголик, мне доставляет удовольствие то, что я делаю. Это момент самореализации.

- Что привлекло вас в конкурсе?

- Широкая аудитория, перед которой можно выступать. Причем не только очно, но и в онлайн-формате. Если такая возможность предоставляется уже на этапе конкурсного отбора, зачем стоять в стороне? Кстати, я участвовал еще в первом сезоне «Лиги Лекторов». Дошел до полуфинала, но срезался. Сделал выводы и подал заявку на второй сезон. Вот продвинулся чуть дальше.

Станислав Луткин

Станислав Луткин

Фото: Данил СВЕЧКОВ

- С какой аудиторией вам интереснее работать?

- Я могу похвастаться, что работал с разными аудиториями. С 5 - 6-ми классами, со старшеклассниками, студентами. Взрослая аудитория тоже интересная. Я 15 лет проработал в системе дополнительного профессионального образования - просвещаю педагогов. С пожилыми людьми работал, рассказывал им, как оставаться здоровыми и активными долгие годы.

- Ваш самый необычный опыт чтения лекции?

- Однажды я баллотировался в думу Пригородного района. И меня зимой отправили на первую встречу с избирателями в далекую деревню Усть-Утка. Выступал я в их Доме культуры - избушке с небольшой комнатой и печкой. Человек шесть пришло, которые заслушали мою политическую речь. Это, пожалуй, самое необычное мое выступление.

- Помните свое самое первое выступление?

- В возрасте шести лет я проходил мимо Дворца культуры строителей и увидел там собрание. Меня пустили на сцену, и я прочитал выученное с пластинки 10-минутное стихотворение. Самое сложное было в тот момент - остановить меня (смеется).

- А страх перед выступлением был когда-нибудь?

- Есть волнение, переживание, такой позитивный стресс. Без него нельзя быть настоящим и ярким оратором. Это эмоция предвкушения, интриги - как все пройдет?

- Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный лектор?

- Идеальный лектор это тот, кто широко эрудирован, у кого высокая культура общения и речи. И лектор должен понимать, что именно он хочет изменить своим выступлением.

- Какая у вас тема на конкурсе и почему выбрали ее?

- Тема «Спринтер проекта - когда тебе надо ускоряться!». Спринтер - это тот, кто бежит на короткие дистанции. Дело в том, что моя профильная сфера - это самоменеджмент. В этой области я и бизнес-тренер, и со школьниками тоже работаю по этой теме. Я знаю, как люди доводят себя до аврала. В этот момент нужно собраться и на короткой дистанции максимально выложиться, например, перед сдачей ЕГЭ.

- В чем ваша фишка как лектора?

- Интерактивность и взаимодействие с аудиторией. В полуфинале я раздавал аудитории карточки приемов самоорганизации. Благодаря этому на лекции я мог вступить с людьми в диалог: все ли им понятно, как они будут пользоваться этими приемами, что им понравилось. Предметно разговаривая, я делал их соучастниками процесса.

- Насколько вам важна победа в конкурсе?

- Как любой человек, я думаю о победе. Но есть такое понятие - «мотивация пути»: что я делаю, для кого и зачем. Вот у меня, кажется, эта мотивация пути уже сложилась. Я знаю, зачем иду.

- Что дает вам опыт участия в «Лиге Лекторов»?

- Я оказываюсь среди людей, которые в интеллектуальном плане во многом превосходят среднестатистический уровень. Они могут похвастаться теми качествами, которыми бы я хотел напитаться.

- Что посоветуете тем, кто тоже хочет заняться просветительством и стать лектором?

- Чтобы стать эффективным наставником или лектором, надо понять, во-первых, свою нишу, свою экспертность. И надо понять потребность аудитории. Тогда будет понимание, чем вы можете делиться и что людям нужно. Если эти два основных вектора ярко выражены, значит, за них и надо браться.

Станислав Луткин

Станислав Луткин

Фото: Данил СВЕЧКОВ