Премия Рунета-2020
Самара
+14°
Boom metrics
Общество20 февраля 2020 11:30

«Я ничего хорошего от нее не видел»: отсидевшая пять лет за наркотики мать пытается через суд вернуть сына, который предпочел приемную семью

Рома, который живет в приемной семье, возвращаться отказывается наотрез и даже написал письмо президенту с просьбой не отдавать его родной маме. Но в суде его уговаривают передумать
Рома не слишком радовался письмам родной матери из тюрьмы и сейчас не хочет с ней общаться

Рома не слишком радовался письмам родной матери из тюрьмы и сейчас не хочет с ней общаться

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

14-летний Рома сосредоточенно смотрит перед собой, мысленно повторяя речь, которую накануне тщательно готовил весь день – написал на компьютере, а потом и вовсе заучил практически наизусть. У мальчишки непростой день: в большом официальном здании суда будут решать его судьбу. Школьник приехал сюда из Борского вместе с приемной мамой. Родная мать ждала его в коридоре, но мальчик с ней даже не поздоровался – просто прошел мимо и отвернулся. Рома не хочет возвращаться домой. Не хочет так сильно, что даже написал письмо на прямую линию с президентом Владимиром Путиным. И попросил оставить его в приемной семье – когда его родную мать и отчима пять лет назад отправили в колонию за хранение наркотиков, именно в приемной семье он нашел любовь, заботу, двух названных братьев и множество друзей.

Вернувшись из заключения, родная мать заявила, что хочет вернуть ребенка себе. Правда, за несколько месяцев, прошедших с момента освобождения, так ни разу и не приехала к сыну, только время от времени писала и звонила. Разыскивать ее пришлось органам опеки. Сейчас женщина уверяет, что раскаялась и со слезами просит у сына прощения. Но мальчик не хочет ее видеть.

«Готов бороться до конца»

В опеке ситуация вызвала удивление: дети чаще всего хотят вернуться домой, даже к самым непутевым родителям. Но Рома четко стоит на своем. Решить ситуацию миром не получилось, и в результате дело дошло до суда. Опека Борского района с помощью юристов ОНФ подала иск о лишении родной матери родительских прав. А вот опека Кировского района Самары, напротив, вызвалась защищать интересы биологической матери.

В день предварительного заседания к сыну в коридоре суда женщина так и не подошла. Рома это, конечно, сразу заметил. Мальчик уже явно устал от всей этой истории и постоянного напряжения.

– Ей дали три недели на примирение со мной, но за это время она ни разу не приехала, только пару раз позвонила. Собиралась забрать меня на весенние каникулы, но я отказался. Поскорее бы вся эта история закончилась, – рассказал Рома журналисту «КП-Самара».

Мамой он упорно называет приемную мать Светлану Коновалову, а биологическую родительницу именует не иначе как «она». Рома написал сразу два заявления в районный отдел опеки – о согласии проживать в приемной семье и о своем нежелании возвращаться к родной матери.

– Я ничего хорошего там не видел. Они дрались, за мной никто не следил, я был предоставлен самому себе. Специально для суда долго речь готовил, – признается он. – Готов бороться до конца – хочу остаться в Борском, в новой семье. Братья за меня переживают, хотели с нами поехать, но я сказал – не пропускайте уроки, идите в школу…

Названные братья Ромы Сережа и Руслан тоже переживают за исход дела

Названные братья Ромы Сережа и Руслан тоже переживают за исход дела

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

«Не мешайте мне налаживать отношения с ребенком»

У биологической матери мальчика, Татьяны, совсем другая правда. Посеревшее лицо, остановившийся после бессонной ночи взгляд. Юристы говорят, что у нее есть шансы избежать лишения родительских прав, но вот вернуть любовь сына они не помогут. На предварительном заседании Татьяна искренне плачет и признает свою вину – дескать, была неправа, оступилась, но теперь одумалась, нашла работу, разошлась с сожителем и хочу снова наладить отношения с сыном.

– Я против лишения родительских прав, я хочу наладить отношения с ребенком, хочу, чтобы мне не мешали, – прокомментировала она «Комсомольской правде – Самара». – Я считаю, что на ребенка оказывают психологическое давление. Но я понимаю, что меня пять лет не было, что на налаживание отношений понадобится не день, не месяц и, может быть, не год. Тем более, что характер у него мой, упрямый.

Сейчас Татьяна не возражает, чтобы мальчик продолжал жить в Борском, и написала согласие на добровольную опеку.

– Я согласна не травмировать психику ребенка, иду на уступки, но помогите мне наладить отношения с моим ребенком! – просила она.

«Он просто обиделся?»

Вызвав Рому, судья показала ему фото из газеты, где он вместе со Светланой Коноваловой и названными братьями, спросив – кто здесь изображен?

– Это моя мама, братья Сережа и Руслан, на стене наше генеалогическое древо, – четко отвечал мальчик.

Судья с прокурором попытались было переубедить Рому, уговаривая его смягчиться:

– Твоя биологическая мама перед тобой, конечно, виновата. Она не против, чтобы ты жил в приемной семье, насильно она тебя оттуда забирать не будет. Но она просит дать ей шанс снова завоевать твою любовь.

Но мальчик остался непреклонен.

– Я не хочу с ней говорить, это не обида, а осознанная позиция, – заявил он. – Она мне все время врала.

Тем не менее взрослые решили, что за словами Ромы скрывается именно обида, а значит, у биологической матери есть шанс вернуть себе сына.

– Считаю, что лишать родительских прав пока преждевременно, – заявила прокурор. – Мальчик мать любит, но очень на нее обижен. У него упрямый характер, плюс сложный переходный возраст. Вам надо общаться без посторонних. Падайте перед ним на колени, рыдайте, просите прощения – и он расплачется в ответ.

Следующее заседание суда состоится через месяц.

Приемная мать Ромы Светлана Коновалова надеется, что на нем в ситуации разберутся более подробно.

– Пока ни меня, ни нашего юриста ни о чем не спрашивали, психолог передала свое заключение, но его еще не успели изучить, – отметила она. – Я совершенно не против общения Ромы с биологической матерью. Но хотелось бы, чтобы суд в первую очередь принял во внимание все-таки его мнение и его интересы.

Рома заявил, что не хочет уезжать из приемной семьи, но родная мать считает, что на ребенка оказывают психологическое давление

Рома заявил, что не хочет уезжать из приемной семьи, но родная мать считает, что на ребенка оказывают психологическое давление

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

КОМПЕТЕНТНО

Ольга Белова, старший партнер Адвокатского бюро «Мирзоян, Селиванова и партнеры»

- В 14 лет ребенок уже достаточно осознанно может принять решение, с кем из родителей он останется в случае развода. Однако не стоит завышать свои ожидания в отношении обоснованности его мнения, ведь он все ещё ребенок, на которого влияет множество факторов. Сейчас им может двигать обида, непонимание и недопонимание происходящего, мнение новой семьи. Задача суда и государства – не встать на чью-то сторону, а тщательно и объективно разобраться в том, что будет лучше для ребенка. И, конечно, приоритетом остается защита семьи.

Мать может получить шанс воспитывать ребенка в случае, если докажет, что в состоянии заботиться о нем, обеспечить ему лучшие бытовые условия, надлежащий уход и защиту. Здесь нужно понимать, воспитание детей – это не право, а обязанность родителя. Эту деятельность нельзя поставить на паузу, объявить перерыв или взять отпуск. Однако сам факт осуждения и нахождения в местах лишения свободы не будет являться бесспорным доказательством несостоятельности матери как родителя.

Более того, существует большой процент вероятности, что обстоятельство нахождения в тюрьме будет принято как объективная причина отсутствия матери в жизни и воспитании ребенка. Тот факт, что она не побежала забирать сына после освобождения, легко объяснить необходимостью сначала наладить быт, а также противодействием приемных родителей, не желающих расставаться с ребенком, к которому привязались за 5 лет. Все точки над «и» расставит заключение эксперта, которое обязательно будет дано в судебном заседании и которое выявит степень привязанности ребенка к новым родителям и к матери, наличие или отсутствие влияния на позицию ребенка с чьей-либо стороны.

Имея определенный опыт в данной сфере, я могу с уверенностью сообщить, что шансы матери на возвращение ребенка достаточно высоки, а в данной ситуации все не так просто. Легко навесить ярлыки и рассудить, что мать-уголовница не в состоянии заботиться о сыне. Но уголовное прошлое не свидетельствует о качествах человека как родителя. Как основание для лишения родительских прав данное обстоятельство принято не будет.

А что вы думаете об этой ситуации?

Обсудим в комментариях

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Дорогой президент, не отдавай меня маме»: мальчик из Самарской области боится, что его вернут уголовнице и ее сожителю

В новой семье мальчик обрел любящих родителей, братьев, сестер и друзей, но сейчас его комфортной жизни угрожает вернувшаяся из тюрьмы биологическая мать – наркоторговка (подробности)

«Она опять мне врет»: мальчик, который просил президента не отдавать его родной матери, встретился с ней

Сотрудники опеки уговорили женщину не мешать ребенку учиться и не затевать суды по возвращению парня себе. А сам Рома по-прежнему не хочет возвращаться к биологической родительнице (подробности)