Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
В мире23 октября 2019 14:30

Латинская Америка снова пылает: беспорядками охвачены уже четыре страны

На континенте готовы «вспыхнуть» еще многие
Улицы городов Латинской Америки всё чаще напоминают места сражений.

Улицы городов Латинской Америки всё чаще напоминают места сражений.

Фото: REUTERS

За последние несколько недель Латинская Америка превратилась в настоящий Ближний Восток времен «арабской весны». Тут и там вспыхивают новые акции протеста, полиция дерется с демонстрантами, а политические кризисы сыплются как из рога изобилия.

ПРИВЕТ ОТ ПИНОЧЕТА

Особенно кровавыми стали столкновения в Чили, где погибли 18 человек. Сами протесты начались из-за повышения цен на проезд в метро на какие-то 30 песо (несколько рублей). Казалось бы - пустяк, а в итоге убийства, поджоги, погромы. В Сантьяго демонстранты разгромили 78 (!) станций метро. Власти даже объявили в стране чрезвычайное положение и комендантский час и вывели на улицы армию,чтобы прекратить беспорядки. Чили на фоне своих собратьев по региону всегда стояла особняком. Политическая стабильность, растущая экономика, и прочие атрибуты респектабельной спокойной страны резко выделяли ее после жестких десятилетий под режимом диктатора Аугусто Пиночета.

Повышение цен на проезд в метро стал причиной уличных протестов в Сантьяго, в которых погибли 18 человек.

Повышение цен на проезд в метро стал причиной уличных протестов в Сантьяго, в которых погибли 18 человек.

Фото: REUTERS

Однако эта стабильность была иллюзией, как и образ видимого благополучия. Под внешним лоском скрывались многие проблемы чилийского общества - неравенство, дороговизна (например, общественный транспорт входит в десятку самых дорогих в мире!). Отсюда и постоянно растущее недовольство властями, которые то брали курс на социальные реформы, когда у руля были левые, то наоборот - бросались в омут либерализма, когда к управлению возвращались правые (как нынешний президент Себастьян Пиньера) - Проблема Чили в наследии Пиночета, многие из основ нынешней социальной политики были заложены еще во времена диктатуры, - считает политолог Лусия Дамерт. - Вся эта ситуация и общественные настроения вызревали долгие годы, ведь внешние наблюдатели видят только успехи Чили, а в стране существует огромное множество проблем - доступность здравоохранения и образования, растущие цены на жилье.

Задержание участников уличных протестов в Сантьяго.

Задержание участников уличных протестов в Сантьяго.

Фото: REUTERS

ИНДЕЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Случай Эво Моралеса, который вот уже 13 лет руководит Боливией, принципиально другого рода. Президент-индеец не проигрывает в политической борьбе, а наоборот лидирует в президентской гонке. Правда, использовал свое лидерство не очень умно - еще до официально завершения подсчета голосов объявил себя победителем. Моралес набирал в первом туре 46,85 процента голосов а его основной соперник экс-президент Карлос Меса - 36,74% процента, а согласно местному законодательству, для победы кандидату можно набрать всего лишь больше 40 процентов, главное, чтобы отрыв от «преследователя» превышал 10 процентов.

Сторонники Карлоса Месы жгут бюллетени.

Сторонники Карлоса Месы жгут бюллетени.

Фото: REUTERS

Карлос Меса проиграл выборы после официального подсчета голосов.

Карлос Меса проиграл выборы после официального подсчета голосов.

Фото: REUTERS

Теоретически Моралес вполне мог уложиться в эту «десятку», но с учетом такого «микроскопического» задела заявлять о победе еще в первом туре без публикации окончательных результатов было как минимум некрасиво. В итоге площади столицы Ла-Паса наполнились людьми, жгущими костры и атакующих полицию камнями. В итоге Моралес был вынужден ввести в стране чрезвычайное положение.

Полицейские ведут огонь по демонстрантам в Ла-Пасе.

Полицейские ведут огонь по демонстрантам в Ла-Пасе.

Фото: REUTERS

Эво Моралес руководит Боливией уже 13 лет.

Эво Моралес руководит Боливией уже 13 лет.

Фото: REUTERS

ОТМУЧАЛИСЬ

Совсем недавно подобные же протесты гремели и в соседнем Эквадоре. В Кито политик с говорящим именем Ленин Морено вообще был вынужден эвакуировать правительство из столицы, а почти за две недели беспорядков манифестанты нанесли всей экономике страны довольно серьезный ущерб. И опять же все началось как и в Чили - из-за мер правительства по отмене субсидий на автомобильное топливо (по рекомендации МВФ) должна была вырасти цена на общественный транспорт. В результате власти сдались и были вынуждены отменить непопулярное решение.

Беспорядки в крупных городах Эквадора длились почти две недели.

Беспорядки в крупных городах Эквадора длились почти две недели.

Фото: REUTERS

Кстати, похожая ситуация чуть не сложилась в Перу. Там в конце сентября президент распустил парламент поле неудачной попытки провести реформу конституционного суда. Обиженные законодатели объявили главу государства временно недееспособным и привели к присяге к присяге вице-президента Мерседес Араос. На Араос, видимо, испугавшись, сохранила верность избранному лидеру и в результате такой «миниперворот» не удался. Пока население не выходило на улицы, чтобы протестовать против сложившейся ситуации, но наличие политического кризиса в Перу очевидно.

НА ОЧЕРЕДИ АРГЕНТИНА?

- Фернандес, Макри, да пошли они все …. - сурово цедит таксист, который везет меня из аэропорта в центр Буэнос-Айреса. Хавьер, как зовут моего спутника, приехал в Аргентину из Колумбии 12 лет назад в поисках лучше жизни.Тогда страна была лидером Латинской Америки и всего мира, а для небогатых соcедей по региону и вообще казалась раем.

Однако эти времена прошли и теперь «край гаучо» лихорадит от острого экономического кризиса, который буквально уничтожает страны. Кстати, как и в случае с Эквадором, Аргентина сейчас связана с МВФ, причем не просто кредитом, а самым крупным займом в истории организации - почти 58 миллиардов долларов.

В результате сейчас по всем опросам общественного мнения лидирует левый политик Альберто Фернандес, который имеет шансы стать новым главой государства уже в первом туре. Однако ком проблем стремительно нарастает, а разочарование аргентинцев властью дошло до критической величины, поэтому вполне возможно, что теперь «рванет» именно в Буэнос-Айресе.