Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество11 января 2019 22:00

«Ютимся по чужим углам и боимся даже салюта»: как живут пострадавшие от взрыва в Магнитогорске

Три месяца, пока будет решаться вопрос о пригодности дома для проживания, люди проведут в тяжелом ожидании
Взрыв в доме №164 по проспекту Карла Маркса в Магнитогорске унес 39 жизней, еще десятки жильцов остались без крыши над головой.

Взрыв в доме №164 по проспекту Карла Маркса в Магнитогорске унес 39 жизней, еще десятки жильцов остались без крыши над головой.

Фото: REUTERS

Спустя почти две недели после взрыва люди из пострадавших подъездов десятиэтажки на Карла Маркса (седьмой подъезд уничтожен почти полностью, пятый, шестой и восьмой задеты) постепенно возвращаются к жизни. После длинных выходных приступили к работе и повседневным рутинным делам. Переехали в съемные квартиры, захватив из дома самое необходимое: документы, теплые вещи, электрический чайник. Кстати, оплату временного жилья взяли на себя местные власти — из расчета 15 тысяч в месяц. Этого вполне хватит, чтобы арендовать в Магнитке двушку и даже трешку на окраине. Но нормальной жизнью этот быт все равно не назвать: люди лишились близких, имущества, на их глазах рухнула жизнь всего подъезда. И возможно, на этом их ужасы не закончились: если уцелевшие подъезды признают пригодным для проживания, всего через три месяца жильцам придется вернуться в изъеденные трещинами стены и бояться каждого звука.

ДОМ ПОДЕЛЯТ НА ДВЕ ЧАСТИ

Дом №164 по проспекту Карла Маркса в городе знали задолго до трагических событий. Это самый центр 400-тысячного Магнитогорска, длинная 12-подъездная панелька. Когда-то на первом этаже здесь располагался самый известный в Магнитке универсам. С тех пор магазины много раз менялись, из-за этого большинство первых-вторых этажей по-прежнему не жилые. Поэтому количество квартир в подъездах разнится: от 48 до 60. В рухнувшем седьмом квартиры были и на первом, и на втором…

- Мы на шестом жили, в той части, которая чудом уцелела. Висели на волоске, - рассказывает пенсионерка Надежда Ивановна. - Окна у нас на дорогу выходят, в другую сторону. Когда все случилось, мы даже не поняли, что это — ничего же не видно. Только люди внизу бегают. Гляжу, соседка — открыла окно, окликнула ее. «Дом рухнул, Надя! Не выходи в подъезд!».

В итоге 76-летнюю Надежду Ивановну и ее 81-летнего мужа с шестого этажа эвакуировали через окно. Спасатели помогли им забраться в люльку и спустили на землю. Муж после инсульта, его пожарным пришлось тащить на одеяле. Внизу пенсионеров осмотрела врачи «скорой», и не найдя тяжелых осложнений, отпустили в руки подоспевшей родни.

- Чиновники объявили, что наш подъезд и соседний восьмой разберут и расселят, - продолжает пенсионерка. - Получается, дырка посередине - на две части дом поделят. С одной стороны останутся подъезды с первого по шестой, с другой - с девятого по двенадцатый. Первоначальные выплаты мы уже получили, теперь будем подбирать квартиру. Обещали заплатить из расчета 40 тысяч за квадратный метр. Будем искать жилье поблизости, мы в этом районе с семидесятых годов. Первыми жильцами в десятиэтажке были. Погибли наши друзья, соседи. Тяжело это все, сердце болит, давление скачет. У мужа первого января день рожденья был, так мы всей семьей рыдали — вот это подарочек…

ЗАБРАЛИ ВСЕ, ЧТО СМОГЛИ УНЕСТИ

Судьба еще двух ближайших подъездов, пятого и шестого, пока неизвестна. В ближайшие три месяца спасатели будут разбирать завалы и обследовать конструкции — пригодны ли для жилья.

Наталья Долматова с шестилетней дочкой жила в однушке пятого подъезда. Видимых повреждений в своей квартире женщина не помнит, но если они и были, то в суматохе остались бы незамеченными. С шести утра 31 декабря, когда Наталью разбудил жуткий звук взрыва, все было как в тумане. Женщина почти не помнит, как оказалась на завалах, как вместе с какими-то прохожими вытаскивала людей из обломков бетона. Как бегала в квартиры мамы, тети — в этом доме у Долматовых жила почти вся родня.

Разбор завалов на месте обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске.

Разбор завалов на месте обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске.

Фото: REUTERS

- Первое осознанное воспоминание — звонок от Деда Мороза: в этот день к нам должны были прийти артисты поздравлять детей, - рассказывает женщина. - «У нас беда, дом взорвался. Извините, мы не сможем вас принять» - что-то такое я им ответила. Да, к празднику мы готовились основательно: украсили квартиру, наварили холодца, салаты какие-то новые придумали... Ночью должны были пойти к маме, она жила в нашем же подъезде. Но увы. Под бой курантов сидели в слезах у телевизора, и через пол-часа разошлись спать.

А уже первого января жильцов пятого, шестого и восьмого подъездов попросили освободить жилплощадь:

- Тех, кто из восьмого, сразу предупредили: вы сюда больше не вернетесь, забирайте все, что сможете увезти. Город выделил «Газели», грузчиков. Людям помогали вытаскивать мебель и бытовую технику. А нас до 9 января, пока подъезды не опечатали, пускали на пять минут в день, в сопровождении сотрудников МЧС и полиции. Что успели забрать? Первым делом схватила паспорт, колготки и двое трусиков для ребенка, собаку Лану и кота Тимоху. Все. Потом уже забрала игрушки, телевизор, мультиварку и чайник. А мама моя унесла из серванта старую посуду. Пожалела, говорит: «Я за этими тарелками в советские годы в очередях стояла, как я теперь их брошу?»

«ЖИВИТЕ, ТОЛЬКО НЕ ЧИХАЙТЕ»

Первые сутки Наталья с дочкой кантовались у сестры, потом сняли однушку в паре кварталов от дома. До садика и работы добираться стало тяжелее — бухгалтеру Долматовой разрешили приходить на час позже, к 9 утра. Чтобы получить деньги на аренду, Наталье пришлось вместе с хозяином жилья идти в мэрию - всю сумму собственнику перечислили без каких-либо проволочек. В новой квартире все есть: мебель, посуда, постельное белье. Да, это решило первостепенные бытовые вопросы, но морально семье все равно тяжело. Шесть лет обживали свою квартиру — тщательно выбирали диван для дочки, брали в рассрочку кухню, стеклили и утепляли балкон, превратив его в мини-комнатку. Весь дом был в цветах, которые Наталья растила с розеточек, лечила, выхаживала.

- Теперь мы фактически остались без крыши над головой, живем в неизвестности, не спим нормально. Дочка стала бояться громких звуков, хлопков, салютов. Вчера в машине расплакалась, что нам негде жить и некуда идти. Если дом признают пригодным… даже подумать об этом страшно. В первые дни на завалах кто-то из проверяющих сказал: «Да нормальные трещины, жить можно. Только не чихайте». Неужели мы так и будем жить рядом с этим местом, где под завалами погибли десятки соседей, и вздрагивать от каждого звука?

Сбор вещей пострадавшим в результате взрыва в Магнитогорске.

Сбор вещей пострадавшим в результате взрыва в Магнитогорске.

Фото: REUTERS

Сейчас жильцы активно собирают подписи за расселение десятиэтажки: всего за несколько дней интернет-петицию подписали 100 тысяч человек. Правда, надежды, что это как-то повлияет на ситуацию, у пострадавших нет…

ТОЛЬКО ОДИН ВОПРОС

Что это было — взрыв газа или теракт — горожане гадают до сих пор. Телевизор, газеты, официальные источники — все молчат. Неудивительно, что разговорах между собой магнитогорцы придерживаются второй версии.

- Да, о теракте говорит весь город, - признается местный житель, попросивший об анонимности. - И дело не только в десятиэтажке на Карла Маркса. Второе - все обсуждают «Газель», в которой погибли три человека. Что за маршрут, кем были погибшие, заведено ли уголовное дело? Тишина. Как будто и не погиб никто.

Третье: почему 2 января закрылись большинство местных торговых центров? Нежданно-негаданно. Сотрудники приехали на работу — и двери поцеловали. Везде одно и то же объявление висело, мол, работаем с 3 января. Якобы из-за того, что в день траура развлекательные мероприятия запрещены. Но ладно кинотеатры и детские площадки — ап магазины с продуктами почему не работали? Плюс ко всему в торговых центрах видели кинологов с собаками — скажете, совпадение?

Четвертое, а также пятое и шестое. Ходили слухи, что в доме на Ленина, 91 ловили террористов. Сразу несколько жильцов подтвердили: их сажали в автобусы и вывозили, а в подъездах слышались выстрелы. На Мичурина 136/2, говорят, был заминирован припаркованный автомобиль. Кроме того, на автобусной остановке в центре города вроде бы нашли взрывное устройство… Да, это пересуды. Но ведь их никто не опровергает — что мы должны думать?? Если честно, в голове только один вопрос у всех горожан: почему Магнитогорск? Ведь это тупиковый город, который выживает за счет металлургического комбината. До 31 декабря это было тихое и спокойное место...

ВОПРОС РЕБРОМ

Была ли в подъезде «нехорошая» квартира?

- Наркопритон в седьмом подъезде действительно был, в одной из квартир на третьем этаже, - уточняет Наталья Долматова. - Но насколько я знаю, это довольно старая история, уже три года как все изменилось. Раньше там жил старик-алкоголик, у него постоянно тусовались наркоманы, варили зелье. Потом этого жильца вроде бы выселили за долги, квартиру продали. Новые хозяева сделали ремонт, но никто не видел, чтобы они там жили. Скорее всего, жильё стояло пустое.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как «Комсомолка» искала наркомана, который мог взорвать подъезд дома в Магнитогорске

31 декабря в Магнитогорске рухнул целый подъезд многоэтажки. Предварительная версия ЧП — взрыв бытового газа в одной из квартир. Но официальные источники пока не дали ответ на вопрос, как все произошло. Была ли это утечка из незакрытой конфорки или что-то еще... При этом СК дважды заявил, что следов взрывчатки на обломках не обнаружено. По одной из народных версий — взрыв учинили наркоманы, которые жили на третьем этаже (подробности).