Премия Рунета-2020
Уфа
+5°
Boom metrics
Интересное6 июня 2018 15:05

Бензин в Башкирии дорожает на налогах

Цены на бензин продолжают неприятно удивлять водителей
Источник:kp.ru
.

.

В Башкирии цены на бензин продолжают неприятно удивлять водителей. Только за май они повышались шесть раз. Для местных жителей тревожная динамика особенно непонятна: республика располагает самыми большими среди регионов России мощностями по производству автомобильного топлива. Казалось бы, где, как ни здесь, его должно быть в избытке.

По данным Башкортостанстата, с 21 по 28 мая цены на бензин в республике в среднем поднялись на 1,2-1,4 %. С начала года по 28 мая рост цифр на заправках составил от 6,7 до 7,5 % в зависимости от вида топлива. Однако после этого цены еще раз увеличились, так что на данный момент показатели роста еще больше.

Опт дороже розницы

Проблема становилась темой отдельного совещания в региональном УФАС. В антимонопольном ведомстве посчитали, что к росту цен привело образование дефицита топлива. Представители рынка и экономисты видят ситуацию по-другому. По их словам, потребителям приходится иметь дело с последствиями государственной политики, направленной на пополнение федерального бюджета.

Эта политика известна под названием «налоговый маневр» и подразумевает повышение налогов на добычу полезных ископаемых при снижении экспортных пошлин. «Налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, повышает внутреннюю цену нефти, и соответственно, внутреннюю цену бензина. У нас сегодня оптовая цена бензина выше розничной на самом деле», - отметил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Член комитета по энергостратегии ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев напомнил, что 70 % в стоимости топлива занимают налоги. Колебания цен на «черное золото» поэтому почти не влияют на стоимость бензина. «Что касается прибыли нефтяников, часто говорят, что нефтяники своими сверхприбылями повышают цены. Доля нефтяников в конечной цене бензина и дизельного топлива составляет 2 % всего-навсего, никак повлиять они на это не могут», - сказал Танкаев.

Эксперты отмечают, что при повышении НДПИ для баланса цен при этом должны снижаться акцизы, однако отказаться от такого источников доходов государство долгое время не могло. В результате акцизы в последние годы только повышались. Из-за этого и тяжелел налоговый компонент в бензиновых расценках.

«Акциз ни разу не снизился за все это время, более того, он каждый год повышался. Сегодня акциз составляет около 11 тысяч по бензинам и 7 тысяч по дизельному топливу. Если бы налоговый маневр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз был бы 2,5 тысячи на дизельное топливо и примерно 4-4,5 тысячи за бензин», – сказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

С другой стороны, снижение экспортных пошлин приводит к тому, что продавать бензин за рубежом становится выгоднее, чем внутри страны, особенно при нынешнем курсе рубля. «Вместо того, чтобы защищать рынок, они сейчас наш рынок открыли. Если в 2014 году пошлина на вывоз бензина составляла 360 евро за тонну, то сейчас она составляет 36 евро за тонну, то есть в 10 раз ниже», - объяснил Танкаев.

Первых шагов недостаточно

Правительство России уже заявило о принятии мер для стабилизации цен на бензин. Власти направили крупнейшим вертикально интегрированным сырьевым компаниям уведомления о необходимости повысить поставки топлива на внутренний рынок.

Белый дом пошел также на снижение акцизов с 1 июня на 2 тысячи рублей за тонну для дизельного топлива и на 3 тысячи – для бензина. Специалисты считают, что это не поможет уравновесить цены: стоимость горючего на оптовом рынке продолжается превышать розничную.

Нефтяники ограничивают экспорт

Причиной роста цен на топливо стала сложившаяся система налогообложения, которая делает невыгодной переработку на внутренний рынок, но стимулирует экспорт, отмечают в компании «Роснефть». Политика сделала убыточным производство бензина для российского потребителя. Единственной возможностью компенсировать потери становится продажа топлива заграницу.

В компании подчеркнули, что полностью выполняют требования ФАС и Минэнерго, касающиеся объемов продажи топлива на бирже. С января по апрель этого года «Роснефть» продала 24,4 % от производства автобензинов при нормативе в 10 %.

Компания также не нацелена на увеличение поставок топлива за рубеж. По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, доля экспорта от общего объема выпуска бензинов Евро-5 у «Роснефти» составляет 2,4 % - меньше, чем у остальных нефтяных компаний.

В «Роснефти» добавили, что поддерживают предложенную правительством инициативу, предполагающую временное снижение ставки акцизов. Однако компания считает, что такие меры не смогут полностью решить системные проблемы в переработке и в продажах нефтепродуктов. По мнению менеджмента компании, предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 году экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение, как минимум, в 1,5 раза.

Эксперты и участники рынка ждут дальнейших шагов правительства по урегулированию топливного рынка.

«Чтобы бензин и дизель были доступны для российских потребителей, нужно, чтобы налоги на внутренний рынок были пониже, а налоги на экспорт были повыше. Нефтяным компаниям в принципе безразличны пропорции, как платить», - сказал Михаил Делягин.