Премия Рунета-2020
Москва
+8°
Boom metrics
Происшествия1 июня 2018 11:09

«Я спрашивала, чем сын опасен для полицейских? Почему не снимают наручники?»: мама парня-аутиста, которого задержали за громкие крики

Стражей порядка вызвали прохожие, напуганные непонятным поведением 22-летнего Павла [фото, видео]
Авторы (2):
Паша за решеткой и в наручниках бился в истерике

Паша за решеткой и в наручниках бился в истерике

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Татьяна Иванова вспоминает воскресенье 27 мая с содроганием. Она никак не ожидала, что такое может произойти с ее сыном Павлом в их родном городе, в центре Москвы. 22-летний Паша - аутист.

- В случае, когда ему кажется, что рядом опасность, он может громко кричать. Как сирена. Так, по его мнению, он отпугивает неприятность. В воскресенье он поехал кататься на велосипеде. Паша один гуляет часто, но я постоянно контролирую, где он и как он. В тот день мы разминулись буквально на несколько минут. Паша поехал меня встречать к магазину, а я уже шла домой. Видимо, кто-то там ему что-то сказал, задел его как-то, и он начал кричать.

Сердобольные граждане вызвали полицию. Увидев стражей порядка, он испугался и закричал еще громче. Конечно же, сопротивлялся. В итоге на парня надели наручники и доставили его в отдел ОМВД Метрогородок.

«НАДО ИХ В ДУРДОМ СДАТЬ»

- Я понимаю полицейских, мало ли что с человеком, может, пьяный, может, еще что. Я тут же помчалась в полицию, - говорит Татьяна. - Сомнений даже не было, что, узнав о диагнозе, они отпустят нас домой. Но первое, что я услышала, зайдя в отдел: "О! Мамаша пришла. Их с сынком надо в дурдом сдать".

Паша не лишен дееспособности. Он окончил школу, потом колледж по специальности «плотник»

Паша не лишен дееспособности. Он окончил школу, потом колледж по специальности «плотник»

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Паша за решеткой и в наручниках бился в истерике. Он вопил еще громче, бегал, звал маму. А маму к нему не пускали. При этом полицейские посмеивались, один, как позже выяснилось, даже снимал все на видео.

- Им весело было за всем наблюдать, судя по всему. Я просила дать мне подойти к Паше, чтобы успокоить. Спрашивала, чем он опасен для них? Почему не снимают наручники? Здоровые ребята, с автоматами, как мой сын может угрожать их безопасности? У Паши такая особенность, он даже, когда к нему прикасаются незнакомые, не любит, а тут руки связаны за спиной. Меня никто не слушал и вообще просили выйти за дверь: "Он совершеннолетний, пусть сам за себя и отвечает".

- А вы показывали им документы о диагнозе?

- Они даже не спрашивали. Но сомнений в том, что он действительно не пьяный и не наркоман у их не было. Они все прекрасно понимали. Но все равно не отпускали. Потом, часа через два приехала «скорая помощь». Я даже вздохнула с облегчением. Но оказалось, что рано. Врач с ходу мне заявил: "Он у вас больной и должен находиться в больнице под нейролептиками, а не по улицам гулять". Потом сына отвели в другую комнату, оттуда я слышала его сдавленные крики: "Не душите, отпустите!". Тут уже истерика началась и у меня, тогда сотрудник просто вывел меня вон. Никто не дал мне с ним даже поговорить.

Пашку одного на карете «скорой помощи», связанного по рукам и ногам доставили в 4-ю психиатрическую больницу.

- На следующее же утро заведующий отделением выписал его со словами: "Абсолютно адекватный парень". Я пыталась узнать, кто те самые врачи, которые связывали моего сына и натягивали ему на голову футболку, чтобы он замолчал, но это оказалось секретом. Все запястья у Паши синие и опухшие от наручников. Еще гематомы на локтевых сгибах, даже укол в вену ему в больнице из-за этого сделать не могли. Вот так с моим сыном обошлись стражи порядка и врачи «скорой». Мы сняли побои, написали заявление в прокуратуру и в Департамент здравоохранения.

Паша один гуляет часто

Паша один гуляет часто

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

«ХОТЕЛА БЫ ЗАБЫТЬ, НО НЕ МОГУ»

- Велосипед забрали?

- Да, на следующий день сразу после больницы. Сын, когда узнал, куда мы идем, сказал: "Мама, я на них сейчас заявление напишу". Порывался восстановить справедливость. Но я сказала: не надо унижаться. Сейчас мы ищем адвоката. Я бы, может, и хотела эту историю забыть, как страшный сон, но теперь уже не могу. Столько людей нам написали, тоже родители аутистов. Как теперь все это оставлять?

Паша не лишен дееспособности. Он окончил школу, потом колледж по специальности «плотник». Сейчас еще и швейное училище заканчивает. Парень сам ездит по городу, прекрасно ориентируется в метро. Любит выставки техники, планетарий.

- Он очень мечтает работать, быть нужным, быть самостоятельным. Ой, не знаю, что делать с его работой... И так-то страшно было, а теперь вообще. Нет в наших людях гуманности никакой. Хотя вроде как Москва цивилизованный город. Но знаете, сколько раз мы слышали оскорбления в спину: "Идиот, псих, почему вы его дома не держите в наручниках". Вот такое говорят. Обидно. Он же нормальный человек, все понимает и безобидный абсолютно. Людей же с эпилепсией наручниками к батарее не приковывают, а у них тоже бывают приступы. Паша понимает, что кричать так нельзя, но не может ничего сделать.

Следы от наручников

Следы от наручников

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

- Не расстраивайтесь. Главное, все живы и здоровы, - попыталась я успокоить расстроенную женщину.

- Да, мне все так говорят. Странно в таких обстоятельствах удивляться, что мы живы. А мы радуемся.

Комментарий полиции

В пресс-службе ГУ МВД России по Москве объяснили:

- 27 мая в 12 часов 14 минут в дежурную часть ОМВД России по району Метрогородок г. Москвы поступило сообщение от женщины о том, что гражданин на улице ведет себя неадекватно и кричит. Через несколько минут в полицию поступило повторное обращение от другого человека по этому же факту.

На место происшествия был направлен наряд полиции, который по прибытию обнаружил молодого человека, который беспричинно бегал и кричал. Им оказался 22-летний москвич. На замечания полицейских мужчина не реагировал, в ответ бросил в сотрудников велосипедом, который был при нем. Сотрудниками было принято решение доставить его в территориальный отдел полиции. При попытке доставления мужчина оказал активное сопротивление и противодействие полицейским, в связи с чем на основании требований Федерального закона "О полиции" к нему были применены спецсредства – наручники. В дежурной части территориального отдела полиции мужчина продолжал громко кричать и вести себя неадекватно. В отдел прибыла мать задержанного и попыталась его успокоить, однако ей это не удалось. Сотрудниками полиции было принято решение о вызове бригады скорой помощи. В 14 часов 15 минут гражданин был передан бригаде скорой помощи и помещен в Психиатрическую клиническую больницу № 4 им. П.Б. Ганнушкина.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Как понять человека дождя

Елена ПОПОВА

Эта история очень похожа на случай трехлетней давности. Летом 2015-го в Нижнем Новгороде из кафе «Фламинго» выгнали сестру Натальи Водяновой Оксану, когда та стала вести себя неадекватно, билась головой о стену (расследование Ульяны Скойбеды).

Резонанс был огромный. Поначалу все встали на сторону Оксаны и ее прославленной сестры-супермодели, которая уже много лет занимается проблемами таких «особенных» людей в своем фонде «Обнаженные сердца». Директора кафе и шашлычника, обидевшего Оксану, представили форменными злодеями. Гневные публикации и репортажи неслись из каждого утюга. А потом стало выясняться, что у директрисы этого злополучного «Фламинго» родители-инвалиды, а у шашлычника, жена больная диабетом. А маме Натальи и Оксаны Ларисе Кусакиной самой палец в рот не клади — на охранников парка, где находится кафе, она кричала, как последняя торговка, и практически оскорбляла действием. А няня, которая была в тот момент с Оксаной, никак унять свою подопечную не могла, но виноваты оказались посторонние люди, понятия не имевшие, как обращаться с аутистами.

В общем, пафос начал снижаться, и, как у нас водится, поворачиваться в обратную сторону. Но в таких историях нет злодеев и праведников. Для родных аутистов, которые много лет живут рядом с таким человеком, пытаются понять его и примирить с обществом, тема не просто больная. Это действительно - как тыкать в обнаженное сердце сигареткой. Отсюда такая реакция — на грани нервного срыва. Для окружающих, которые видят не большого ребенка с диагнозом, а агрессию и опасность, - остается открытым вопрос, а как быть-то. Как быть, если мамы (няни) не оказалось рядом, или оказалась, но помочь ничем не смогла? Действительно, что мог сделать шашлычник, когда взрослая женщина пыталась зайти на кухню, а потом повалилась на пол. Что могли сделать полицейские, когда на них стал кидаться взрослый мужчина, а потом в них полетел велосипед? А если бы он полетел в голову ребенку?

История с Оксаной Кусакиной закончилась показательным процессом над шашлычником-обидчиком, от отчаяния покаявшимся во всех грехах. Но в тюрьму его не погнали. Лариса Кусакина демонстративно примирилась с ним в зале суда. Это был сигнал обществу от родных «особенных». Не обижайте наших детей!

Сейчас Следственный комитет начал проверку инцидента с Павлом. Действия полицейских разберут и оценят должным образом. Правильно ли задержали, и почему уже потом оскорбляли женщину и ее сына.

Но это еще один сигнал. И услышать его должны не только мы, не только те, кто не научил сына и дочку не пялиться и не тыкать пальцем в больного человека. Должны услышать и родители особенных, уверенные, что с их ребенком ничего не случится, и он, не сознавая того, никому не навредит. Берегите своих детей!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Я спорю с будущим»

Эти слова произнес маленький ребенок, аутист из Кемерово, который с детского сада мечтал быть таким, как все. Его мать Лариса Толкач годами записывала все, что говорит и чувствует ее сын, и теперь мы можем увидеть мир глазами аутичного человека (подробности)