Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды17 апреля 2018 22:20

Режиссер Сергей Соловьев: Мне говорили, что Янковский не может сыграть Каренина. Ну какая дура от него уйдет?

Новая книга о любимом актере
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Роль Каренина артист смог сыграть, только когда ему было за 60. К слову, в начале романа Толстого Каренину только 46.

Роль Каренина артист смог сыграть, только когда ему было за 60. К слову, в начале романа Толстого Каренину только 46.

Фото: кадр из фильма

Она называется «Те, с которыми я... Олег Янковский». Автор - режиссер Сергей Соловьев. С разрешения издательства «Белый город» публикуем фрагменты из нее.

В плавках за водкой

Я помню, в Ленинграде была смешная история. Я тогда постился и одновременно еще готовился к какой-то картине. Пришел на Московский вокзал и сел в поезд «Красная стрела». Дошел до своего вагона, и первый, кого я увидел, был Никита Михалков, который спросил меня: «Ты водку принес?» Я говорю: «Никит, ты в своем уме? Какая водка? Пост!» Он посмотрел на меня как на идиота и сказал: «Какой мудак сказал тебе, что водку делают из мяса?» Я не знал, что ему ответить на этот прямой и ясный вопрос. Он говорит: «У нас есть еще 15 минут, мы добежим до ресторана». И я побежал с ним в ресторан. Мы там взяли какие-то закуски, побежали назад. И когда мы зашли в купе, у меня чуть не остановилось сердце, потому что там сидел, принявший, мягко говоря, на грудь некоторое количество горячительных напитков Олег Иванович Янковский. Никита спрашивает: «Что тебя так поразило?» Я говорю: «Я только что, перед уходом, посмотрел картину «Мы, нижеподписавшиеся...» И там Олег Иванович всю картину сидел именно в такой же позе и в этом же костюме!» Олег открыл один глаз и говорит: «И что же тут удивительного? У людей есть такая необходимость время от времени ездить в поездах и, значит, есть серьезная горячительная подготовленность к таким поездкам».

Где-то в районе Бологого водка у нас закончилась... С нами были уже Виталик Соломин и Ира Купченко. Ночь. Все уже собирались спать, Олег уже сидел в одних плавках. «Олег, - говорим, - ты из нас самый популярный. Придется тебе пойти в сторону вагона-ресторана, который уже, конечно, давно закрыт, и постарайся там достать бутылку водки». Он говорит: «Вы видите, в каком я виде?» Мы так с Никитой: «Но ты, во-первых, популярный, во-вторых, атлетически сложен, а в-третьих, ты такой обаятельный, что отказать тебе в таком виде в бутылке водки ну никак невозможно!»

Этот довод на Олега, как ни странно, подействовал: «Ладно. Ждите». Не одеваясь, он вышел в тамбур. Была метель... Минут через двадцать Олег вернулся. Он был полузаметен снегом, в плавках, но в руках бутылка водки. И единственное, что он сказал, войдя в купе: «Я думал, вы мне врете про популярность, а она, оказывается, есть! Разливайте!»

Книга Сергея Соловьева «Те, с которыми я... Олег Янковский».

Книга Сергея Соловьева «Те, с которыми я... Олег Янковский».

Обскакал Филатова

Разговор об «Анне Карениной» произошел почти случайно. Я как бы между прочим сказал, что у меня давно была мысль когда-нибудь «Анну Каренину» снять. А Олег сказал: «Почему когда-нибудь? Давай сейчас снимем». И как-то Олег мне внушил эту мысль. Мы подписали мощный контракт.

Думаю: а Олег-то что должен играть? Он же был такой еще вполне молодой человек и очень такой даже герой-любовник. Но не может же он Вронского играть. И я Олегу позвонил и говорю: «Олег, вот ты меня подзадорил, подбил, значит, Толстого снимать. Ты сам-то чего хотел там играть?» «Каренина». Я говорю: «Но ты же такой молодой и хорошенький». Он говорит: «Но я не до такой степени хорошенький, чтобы не мог попробоваться сыграть Каренина. А что, Каренин вообще чудище какое-то, одноглазый горбун? Что за ерунда? Почему?» Тогда я сказал: «Да, Олег, конечно, я собираюсь тебя попробовать».

Но всем, кому я сказал, что буду пробовать Олега на роль Каренина, говорили, что все это несерьезно. Ну какая дура от Олега Ивановича Янковского уйдет к кому-то...

На роль Анны Карениной пробовались Таня Друбич и Ира Метлицкая. На роль Каренина пробовался и был страшно интересен Мамонов Петя, с которым я познакомился на «Ассе». И Леня Филатов тоже очень хотел сниматься. И они все были очень убедительны, но тем не менее в Олеге была какая-то исключительная личностная правильность по отношению к Каренину.

И когда мы уже заканчивали пробы, я остановился на Олеге. И Олег был так рад, как будто его утвердили на роль Сталина и Ленина одновременно во времена разгула культа личности. Я даже удивился: «Олег, а чего ты так радуешься?» Он мне отвечает: «Ты что? У меня появилось дело, ради которого вообще стоит жить! Это же поразительный человек! Ведь все нервные пучки страдания, которые в романе распределены между героями, они все сходятся в нем. Он самый страдательный и изуродованный, самый чистый персонаж этого романа. Ты знаешь, у меня даже такое впечатление, что он как бы в этой системе образов романа, он своего рода князь Мышкин».

Меня поразило это философское откровение. Я понял, что это для него совсем не роль, а что-то значительно более серьезное и более важное... (В итоге Соловьев поставит «Каренину» с Янковским - но из-за проблем с финансированием это произошло только спустя 15 лет, когда актеру было за шестьдесят - перед самой смертью Олега Ивановича. - Ред.)

Так и не увидел премьеру

Были у нас такие разговоры. Янковский говорил:

- Ты неправильно живешь. Во-первых, обязательно надо скинуть вес. Ну, скинь. Вот видишь, я худой. А ты ходишь и носишь с собой сто кг весу в чемодане. Ну какое тут сердце выдержит?

- А как скидывать?

- Ну как? Не жри после шести... Не жри...

Все время мне повторял: «Ты крадешь у себя здоровье. Ты же бутылку с пивом выпьешь - у тебя же вот такая рожа наутро, понимаешь? И еще у тебя близко сосуды расположены. Вот видишь? Посмотри на меня».

Мы все были убеждены, что Олег проживет сто лет.

И тут меня насторожило: нет звонков от Олега! Такого раньше не бывало. Он названивал всегда с дикой нудностью. Я сам позвонил, говорю:

- Олег! Куда ты провалился? Какие-то сказки рассказывают, что ты в какой-то клинике лежал, чего-то они тебе ковыряли?

- Да. Я лежал на профилактической.

- Ты где?

- В Кремлевке, в больнице. Я им сказал, что я худею! Они сказали, что худеть - действительно хорошо, но с поджелудочной у меня фигня.

- Какая фигня?

- Нехорошая фигня. Совсем нехорошая...

- Олег, что делать будешь?

- Как что делать? Бороться буду! Буду бороться.

И не было в его словах никаких пауз трагических.

Он это принял как нормальный этап своей жизни. И начал эту беспримерную борьбу, которая трагически завершилась (в 65 лет артист скончался от рака поджелудочной железы. - Ред.). И вот опять-таки мы созванивались часто, когда он болел. Единственное, я не пошел к Марку Захарову на гоголевскую премьеру, когда он играл. По телевизору увидел, как изменился Олег. Я вдруг понял, что, если я к нему зайду, я не смогу сыграть совершенно просто такого нормального человека, который увидел нормального Олега через какое-то количество времени, как будто ничего не произошло. Но созванивались мы все время.

И за несколько дней до премьеры «Анны Карениной» все это завершилось тем, чем завершилось. И этой картины он так и не увидел...

В ТЕМУ

К Тарковскому привел сын

На жизнь Олега чрезвычайно сильно повлияла встреча с Андреем Тарковским.

Первая странная история - то, как он вообще попал в фильм «Зеркало». Андрей Арсеньевич попросил своего второго режиссера найти мальчика для роли в «Зеркале». Искали, привели мальчика, обрили его налысо. Он посмотрел и говорит: «Мальчик хороший, на меня похож». И спросил: «Как тебя, мальчик, зовут?» Мальчик говорит: «Филипп Янковский».

Да, вот этот мальчик - сын Олега Янковского.

Ну, хорошо. Сын. И второму режиссеру была дана такая задача - поехать на Северный Кавказ и там найти для него экранного «папу».

Второй режиссер недоумевал, как, когда Филипп-то светленький, а папа что же будет... И поехал человек, обреченный, так сказать, на ужас. Долго метался по Северному Кавказу. А потом предложил, что, может, будет естественно, вместо того чтобы искать «папу» на Северном Кавказе, найти папу этого мальчика, который был бы на вас похож? А мы знаем его папу. Это Олег Янковский.

Чудом затолкали в кабинет к Андрею Арсеньевичу Олега Янковского, который тоже пришел перепуганный. Андрей Арсеньевич - он о-о-о!.. Он пришел, завязался разговор о чем-то, и Андрей от отчаяния сказал: «Да, ну ладно, он действительно похож на этого самого».

И они снялись, и снялись они душа в душу.