Премия Рунета-2020
Уфа
+20°
Boom metrics
Звезды14 марта 2018 9:20

В Уфе вернули на сцену забытую оперу «Пир во время чумы»

15 марта классический раритет вместе с другой одноактной оперой «Моцарт и Сальери» покажут на камерной сцене Башкирского театра оперы и балета. [фото]
Партию Сальери исполняет победитель I Международного конкурса им.Федора Шаляпина Артур Каипкулов (слева), а роль Моцарта - лауреат премии Правительства РФ Сергей Сидоров. Фото: Дмитрий ЧЕРНОВ.

Партию Сальери исполняет победитель I Международного конкурса им.Федора Шаляпина Артур Каипкулов (слева), а роль Моцарта - лауреат премии Правительства РФ Сергей Сидоров. Фото: Дмитрий ЧЕРНОВ.

В год своего 80-летнего юбилея, который отмечается в 2018 году, Башкирский государственный театр оперы и балета пополнит репертуар сразу несколькими премьерными постановками. Одна из новинок - одноактная опера русского композитора-классика Цезаря Кюи «Пир во время чумы» на сюжет «Маленьких трагедий» Александра Пушкина, прежде на уфимской сцене никогда не ставилась. Более того, в настоящее время увидеть этот оперный раритет, можно исключительно на сцене Башкирского театра оперы и балета – в репертуаре ни одного из российских музыкальных театров этой незаслуженно забытой оперы сейчас нет.

На сценографией работал известный московский художник Эдуард Гизатуллин. Фото: Дмитрий ЧЕРНОВ.

На сценографией работал известный московский художник Эдуард Гизатуллин. Фото: Дмитрий ЧЕРНОВ.

Сам композитор, часто писавший именно камерные оперы, высказывался о них так: «Писать их приятно, но непрактично. Никто их ставить не будет, так как они не занимают целого спектакля». Действительно, в оригинале опера «Пир во время чумы» длится чуть больше получаса и чтобы получился полноценный спектакль в Башкирском театре оперы и балета ее объединили с другой одноактной оперой - «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова.

Кстати, стоит напомнить, что первым исполнителем партии Сальери был никто иной, как великий русский бас Федор Шаляпин, чья артистическая карьера, как известно, началась именно на уфимской сцене.

Режиссер-постановщик Рустэм Галеев объединил две оперы в один спектакль. Фото: Дмитрий ЧЕРНОВ.

Режиссер-постановщик Рустэм Галеев объединил две оперы в один спектакль. Фото: Дмитрий ЧЕРНОВ.

- «Моцарт и Сальери» - жемчужина классического репертуара, - говорит режиссер-постановщик Рустэм Галеев.- Она не слишком популярна , но, тем не менее, ставится на только в России, но и за рубежом - я, к примеру, открыл для себя постановки на английском и итальянском. Когда-то она шла и в нашем театре, правда, недолго. А вот опера «Пир во время чумы» мало известна не только широкому кругу зрителей, но даже специалистам-музыкантам. Тем интереснее и сложнее была моя задача как постановщика, хотелось попробовать что-то неизведанное. Обе оперы объединяет не только общий литературный первоисточник. Их авторы входили в состав так называемой «Могучей кучки» и создали оперы практически в одно время: «Моцарт и Сальери» написана в 1897 году, а « Пир во время чумы» - в 1900 году. Моей целью было создание единого спектакля, который можно условно назвать «Моцарт и Сальери на пире во время чумы».

ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ

Свой замысел режиссер-постановщик осуществил вместе дирижером театра Маратом Ахметзариповым с известным московским художником Эдуардом Гизатуллиным. Уроженец Башкирии, окончивший Уфимское училище искусств, Эдуард Гизатуллин уже двадцать лет живет в столице и за это время успел поработать в самых знаменитых театрах страны - «Большом театре», Театре им. Е.Вахтангова, «Современнике», «Табакерке» и многих других. Всего на его счету более пятидесяти оформленных спектаклей в разных городах страны. Далекая от театра публика могла познакомится с творчеством художника в фильмах «Территория» и «Духless».

Его сценография для нового спектакля Башкирского оперного театра стала не просто фоном, на котором разворачиваются маленькие трагедии.

- Сценография не может существовать сама по себе, это одно из действующих лиц спектакля, - уверен режиссер-постановщик Рустэм Галеев.

В спектакле наряду с живыми актерами задейстовано много манекенов. Фото: Дмтрий ЧЕРНОВ.

В спектакле наряду с живыми актерами задейстовано много манекенов. Фото: Дмтрий ЧЕРНОВ.

Декорации спектакля выдержанны в черно-белых тонах, как противопоставление вечной борьбы света и тьмы. И лишь в самые драматичные моменты оперы сцену заливает кроваво-красные свет, а на экране пляшут языки пламени. На сцене среди живых персонажей постоянно присутствуют мертвенно-бледные манекены и «черные человечки» - танцовщики-мимы, прячущие лица под белыми масками.

- Самое главное здесь то, что эти истории вневременные, - говорит Рустэм Галеев. - Мы ни в коем случае не

рассказываем о конкретных людях - Антонио Сальери и Вольфганге Амадее Моцарте, о том, как один из них отравил другого в Вене в 1791 году. И нам в действительности нет никакого дела до эпидемии чумы в Лондоне в 1665-1666 года, которая унесла множество жизней несколько веков назад. Имена Моцарта и Сальери, как и слово «чума» стали нарицательными. Наш спектакль о выборе человека, о его вечном страхе перед чем-то неизбежным, перед смертью.

ПРЕМЬЕРА ПРОШЛА С АШЛАГОМ

Премьерные показы постановки в феврале прошли при полных аншлагах и, судя по реакции публики, она пришлась ей по вкусу - аплодисменты и крики «браво» не смолкали несколько минут. Можно не сомневаться, что этот спектакль задержится в репертуаре театра надолго. Хотя он и предназначен для взрослой аудитории, на него обязательно стоит сводить и школьников, ведь текст «Маленьких трагедий» Пушкина звучит в постановке в неизменном виде. Но скучать юным зрителям точно не придется : спектакль получился очень зрелищным, динамичным и без сомнения понравится даже тем, кто никогда прежде не был поклонником оперного искусства.

Главные партии исполняют ведущие солисты театра - Артур Каипкулов, Алим Каюмов, Владимир Копытов, Ян Лейше, Сергей Сидоров, Владимир Орфеев, Регина Звегинцева, Екатерина Куликова, Гульнара Валеева. В спектакле также заняты артисты хора, балетной труппы и детская оперная студия театра.

Ближайшие спектакли пройдут 15 марта в 19.00, 15 апреля в 18.00.

Билеты: 400-550 руб.