Премия Рунета-2020
Уфа
+29°
Boom metrics
Общество14 марта 2018 4:26

Уфимская семья Хакимовых вынуждена делить свою квартиру с посторонним человеком

Судебная тяжба длится 15 лет, и нет ей конца и края
В квартире на первом этаже подрастает уже второе поколение семьи Хакимовых

В квартире на первом этаже подрастает уже второе поколение семьи Хакимовых

Семья Хакимовых заселилась в дом №100/2 по улице Комсомольской тридцать лет назад. Тогда этот дом был общежитием завода «Электроаппарат», куда молодые Файзелхак и Гульсина устроились сразу по приезду в Уфу. Он трудился слесарем, она – воспитателем в детском саду от предприятия. Тогда семье с двумя маленькими детьми предоставили две комнаты. Казалось бы - живи и радуйся. Но несколько лет спустя начались проблемы, которых никто не ожидал.

МОЛОДОЙ СЕМЬЕ – СВОЙ УГОЛ

- Дети у нас тогда маленькие были. Сыну Азату четыре годика, дочке Гульназ всего два. Ох, как мы радовались жилью! Подумать тогда не могли, что в будущем придется мучиться, - рассказывает Гульсина Хакимова.

В то время каждой семейной паре, особенно если оба работали на заводе, предоставляли комнату. А если еще и с детьми, можно было занять сразу две. Одиноким же рабочим предоставлялось койко-место.

Время шло, дети подрастали, обстановка в стране менялась. В конце 90-х годов руководство завода решило передать общежитие на баланс города. В 1999 году статус общежития сменился: жильцы стали получать ордера на квартиры. 31 мая того же года Хакимовы стали «квартиросъемщиками» в отдельной квартире №74, но на руки документ тогда так и не получили.

- Некоторые наши соседи уже в то время начали оформлять документы на приватизацию. Мы с мужем-то не подкованные были, да и подсказать некому было. Ордер нам сразу не дали, сказали, что на одну из комнат претендует бывший работник завода. У меня волосы дыбом встали! Что же получается: 12 лет мы прожили в этой квартире и на тебе! – возмущается Гульсина Хакимова.

Человеком, который претендовал на комнату площадью 12 квадратных метров в квартире, оказался бывший слесарь завода по имени Ринат. Он проработал без малого на «Электроаппарате» три с половиной года и был уволен за систематические прогулы.

Девятиэтажка на улице Комсомольской раньше была заводским общежитием

Девятиэтажка на улице Комсомольской раньше была заводским общежитием

Фото: Павел КРАЙНОВ

- Его, как одинокого, заселили в 79-ю квартиру. После увольнения он неизвестно где пропадал, а когда завод стал выдавать ордера, внезапно объявился и стал требовать себе комнату в 74-й квартире. Уж не знаю, кто ему подсказал, но Ринат, примерно с 97-го года, постоянно судился с предприятием. Все суды были им проиграны. На заводе мужики рассказывали моему Файзелхаку, что руководители специально нанимали юриста с Москвы, чтобы его отвадить, - делится Гульсина.

НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Несмотря на поражение в тяжбе с заводом, настойчивый слесарь сдаваться не собирался. Сразу после «перевода» дома в собственность муниципалитета, Ринат Сафин «выкатил» новый иск, на этот раз к администрации города с требованием признать его право собственности на комнату в квартире, где проживали Хакимовы. Эта эпопея вновь затянулась.

- Поворотным моментом стало решение Кировского районного суда Уфы. 31 августа 2004 года нас выселили из одной комнаты, прописали и вселили туда совершенно постороннего для нас человека. К тому моменту мы с мужем и детьми прожили там без малого 17 лет. Сказать, что мы были в шоке – ничего не сказать. Самое удивительное, что на тот момент мы приватизировали свою квартиру, - вспоминает Гульсина Хакимова.

Документ о регистрации права собственности на двухкомнатную квартиру и правда был на руках семьи Хакимовых. Росреестр зарегистрировал жилплощадь на Фазелхака и Гульсину 23 июля 2003 года. На то, чтобы доказать неправомерность вселения в их частную собственность слесаря Рината, да еще и по решению суда, ушло много лет. Хакимовы потратили сотни тысяч рублей на адвокатов, но справедливости добиться так и не смогли.

- Сколько с тех пор вытерпеть пришлось, вспоминать страшно. Вот живешь ты со своими детьми и мужем в квартире много лет, а тут приставы приходят, дверь в комнату ломают, замки вешают. Ринат сам долго не появлялся, а приходил только время от времени, проверить так, сказать, не заняли ли его жилье. Вот только никакое оно не его! – возмущается женщина.

Долгое время судебные тяжбы шли одна за другой. Судебным приставам приходилось даже с боем пробиваться в квартиру №74 – на защиту семьи встали все соседи по подъезду.

Со временем дети выросли, завели свои семьи, у Гульсины и Файзелхака родились внуки. Теперь уже семье из восьми человек приходится ютиться в комнате 17 квадратных метров.

Годы судебных разбирательств должны были завершиться 20 ноября 2017 года, когда Октябрьский районный суд Уфы вынес решение: результаты приватизации отменить, право собственности Хакимовых на комнату в квартире прекратить. Мириться с этим они не намерены.

ЗВОНОК АДВОКАТУ

Защитник интересов семьи Хакимовых Рузиль Шайхутдинов:

По решению суда договор приватизации был признан недействительным. Сейчас мы собираемся подавать кассационную жалобу в Президиум Верховного суда Башкирии и оспаривать это решение. В первую очередь, мы будем опираться на тот факт, что тот самый человек, обращаясь в суд, не провел никаких кадастровых работ по выделению этой комнаты как отдельного объекта недвижимости. Кроме того, по нашему мнению, в суде произошла подмена двух взаимосвязанных понятий, которые не могут существовать одно без другого. В одном деле, решение по которому было вынесено в 2004 году, истец просил признать недействительным право собственности Хакимовых на комнату в квартире. В 2017 году он просит уже расторгнуть договор приватизации. Этого мы постараемся не допустить, - заявляет правозащитник.

МНЕНИЕ

Альберт Еникеев, юрист

Сложившаяся ситуация крайне неоднозначная. Необходимо продолжать борьбу в суде, шансы на победу есть. Таких прецедентов, когда за жилплощадь судятся совершенно посторонние люди, очень мало. Как правило, в судебной практике более распространены случаи, когда умирает владелец неприватизированного жилья и наследники начинают за него «драться» между собой. Случай Хакимовых довольно редкий, если не сказать уникальный. Именно этот фактор может стать решающим в ходе судебной тяжбы. В любом случае, необходимо идти до конца и отстаивать свою правоту.