Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
В мире22 ноября 2017 14:40

Что России может дать «худой мир» с Турцией

Наш колумнист - о том, почему разом позабылись все взаимные претензии и обиды в российско-турецких отношениях
Пока же Турция находится в зоне интересов России необходимо выжать максимум из этой ситуации

Пока же Турция находится в зоне интересов России необходимо выжать максимум из этой ситуации

Фото: REUTERS

На мировой арене Россию пытаются пнуть побольнее все, кому не лень, мы пытаемся дать сдачи, все друг другу хамят и упражняются в остроумии. Исключение – лишь тема российско-турецких отношений, где вдруг разом позабылись все взаимные претензии и обиды, прежние разногласия как будто стерлись из памяти.

Еще и Эрдоган демонстративно поменял своё отношение к западным партнёрам, высказав НАТО всё, что думает. На прошлой неделе он приехал на встречу с Путиным в Сочи, потом принял участие в обсуждении скорейшего примирения Сирии совместно с Россией и Ираном. Совпадение? Или это новый этап российско-турецких отношений? Но есть в этом вообще какой-то смысл после последнего разрыва в 2015 году, или это просто муляж, призванный показать, что Россия в принципе способна договариваться?

Отношения с Турцией всегда были непростыми. Исторический багаж - конфликты посерьезнее, чем газовые споры с Беларусью, например. Начиная с XVI века,мы пережили 12 русско-турецких войн, но каждый раз всё возвращалось на круги своя. Даже вступление в НАТО не помешало Советскому союзы давать Турции дешёвые кредиты. В общем, от любви до ненависти один шаг, которым в конце 2015 года стал сбитый российский Су-24.

Объёмы трансграничной торговли в 2016 году сократились на 32,1% по сравнению с 2015-м. И это уже после спада торгового оборота из-за обвала рубля в 2014 г. И дело не только в помидорах и снижении цен на сырьё: импорт овощей до разрыва отношений составлял лишь 10% от всей импортируемой продукции из Турции в Россию, и менее 2% от всего товарооборота. Нефть, конечно, тоже подешевела, но только на 18,2% по сравнению с 2015 годом.

Наши компании-экспортёры в прошлом году сократили поставки в Турцию сразу на немалые 5,6 млрд долларов. В первую очередь пострадали поставки чёрных и цветных металлов, злаки, химпродукты и пластик. А поставки Турции в Россию сократились лишь на 1,9 млрд долларов. Стоит ещё прибавить потерю Турцией российских туристов: если в 2015 её посетили 3,46 млн россиян, то под запретами туда пробралось только 797 тыс. туристов. На этом Турция могла недополучить ещё порядка 1,3 млрд долларов. Но всё равно не стоит радоваться оттого, что «у соседа корова сдохла». Наши предприятия потеряли куда больше.

Потепление отношений в этом году благоприятно сказалось на торговых отношениях, но пока «разморозка» в большей степени идёт на пользу Турции: экспорт из России по данным ФТС вырос на 31,7%, а импорт из Турции сразу на 65,1%! И туристы, неудовлетворённые Крымом, вновь ломанулись за сервисом и «всё включено» в Турцию. А спад поставок из России удобрений, жиров и злаков только продолжился.

Все сейчас говорят про возврат турецких томатов на наш рынок, кто-то со страхом за отечественных производителей, а кто-то - с надеждой на более низкие цены. Но это далеко не главное в отношениях стран. Разрешённые 50 тыс. тонн томатов просто снизят дефицит в межсезонье, составив конкуренцию привозным из Азербайджана и Марокко. Важно, что появилась надежда на успешное завершение непростых отношений в сфере энергетики. Для нас это куда важнее помидоров.

Турция – очень непростой партнёр, который не готов сдаваться без боя и соглашаться без торга на первые же выдвинутые условия (можете себе представить восточный базар без торга?). А для нас сейчас развитие газотранспортной системы через Турцию важно как никогда. На стабильную перекачку газа через Украину лучше не рассчитывать, Северный поток-2 встретил мощное сопротивление там, где его ждали меньше всего – в Еврокомиссии. Без Турецкого потока через несколько лет Россия может оказаться в очень непростом положении.

И на потребности России накладывается желание Турции получить максимальную прибыль. Эрдоган стремится искусственно создать конкуренцию, подмешивая в Турецкий поток ещё и иранский газ. Также он заинтересован в скорейшем разрешении ситуации с добычей газа Россией, Азербайджаном и Ираном в Каспийском море, чтобы как можно скорее загрузить Трансанатолийский газопровод (TANAP), идущий из Азербайджана. Газовые отношения не столь просты, как хотелось бы. Сейчас между Россией и Турцией идёт большой и сложный торг, затрагивающий заодно и строительство с последующим обслуживанием АЭС Аккую стоимостью 22 млрд долларов.

Развитие отношений с Турцией интересно не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Ситуация такова, что не сегодня, так завтра разразится где-нибудь в мире вооружённый конфликт. Пора озаботиться поиском союзников, которых у России становится всё меньше. А Турция, кроме того, что теперь уже имеет некоторые соображения по поводу обретения независимости от НАТО,к тому же имеет немалый вес в ближневосточном регионе – это очень важно, поскольку нестабильный Ближний Восток потенциально может быть точкой подрыва мира во всём мире.

Так образуется ли новый военный блок? Вот уже и турецкие военные с российскими и иранскими согласовали план уничтожения ИГИЛ... Но, скорее, это очередной этап торга. Ради сохранения авиации (а американцы уже грозятся отобрать самолёты F-35) Турция наверняка пересмотрит свои взгляды, и вернётся в лоно НАТО с соответствующими последствиями. Это нужно принимать как данность и использовать по максимуму. Пока же Турция находится в зоне интересов России необходимо выжать максимум из этой ситуации: форсировать урегулирование конфликта в Сирии, став главной миротворческой силой, ускорить строительство Турецкого потока и АЭС Аккую, лоббировать интересы отечественных предпринимателей на турецком рынке.

Несмотря на разногласия и непростой шлейф истории, партнёрство с Турцией может пойти на пользу. Не дружба, а именно деловое партнёрство. Для дружбы Турция слишком переменчива. Переход деловых отношений на новый уровень должен положительно сказаться и на российском бизнесе, и на положении России на большой политической арене. Главное, в такой ситуации не продешевить и не отдать всю инициативу Турции.