Туризм

Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом

Или что в себе хранит музей-усадьба "Пенаты" на Карельском перешейке
Фёдор Шаляпин и Илья Репин. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Фёдор Шаляпин и Илья Репин. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Поселок Репино, называвшийся когда-то Куоккалой, и музей-усадьба «Пенаты» находятся в черте Петербурга. А сто лет назад они не только были за пределами города, но и оказались в другой стране. В конце 1917 года Финляндия обрела независимость и установила границу с Советской Россией. Не по своему желанию, не покидая собственного дома, великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом…

ФЛАГ ВАМ В ПОМОЩЬ

«Вне национальности нет искусства», - эти тургеневские слова Илья Репин сделал своим творческим кредо. Две трети своей жизни он странствовал по России, благодаря чему появились такие всемирно известные полотна, как, например, «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»…

На рубеже XIX и ХХ веков Репин женился на писательнице Наталье Нордман и купил старый финский дом недалеко от Петербурга на Карельском перешейке. Формально тогда это считалась Финляндией, но кто ж всерьез брал это в расчет.

Илья Репин с семьёй. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Илья Репин с семьёй. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Усадьбу Илья Ефимович перестроил по своему вкусу. Появились светлые веранды, мансарды со стеклянными крышами. Фасады украсил декор в древнерусском стиле. Аскетичный крестьянский домик превратился в терем, где было удобно и картины писать, и чай с друзьями пить.

Новое место обитания Репин окрестил «Пенаты» - так древние римляне называли богов-хранителей и покровителей домашнего очага.

Наталья Нордман, Стасов, Репин и Горький. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Наталья Нордман, Стасов, Репин и Горький. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Репинская усадьба стала центром притяжения художников, поэтов, многочисленных учеников мастера. По средам устраивался день приемов. О том, что дом открыт для гостей, извещал флаг, который вывешивали на башенке.

На «репинских средах» бывали писатели Горький, Чуковский, Короленко, Куприн, поэты Маяковский, Есенин, композиторы Лядов, Глазунов и многие другие.

ШАЛЯПИНСКИЙ ДИВАН

Многие годы нежная дружба связывала Илью Ефимовича и Шаляпина. Федор Иванович признался, что картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» помогла ему создать один из лучших образов в его карьере - Ивана Грозного в «Псковитянке»: «Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее… и под толщей деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви».

Репин рисует Шаляпина. 1914 год. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Репин рисует Шаляпина. 1914 год. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

Репин давно мечтал написать портрет Федора Ивановича. И однажды весной 1914 года в «Пенаты» пришла телеграмма, в которой певец извещал о своем приезде и добавлял: «Может быть, пораскинете по полотну красочками».

Илья Ефимович ответил, что с нетерпением ждет Шаляпина: «Ликуем… Не сон ли…»

Портрет художник создал за три дня, что привело соседа по поселку Корнея Чуковского в настоящий шок: как можно было так скоро успеть?

Репин небрежно бросил, что написал уже давно, по памяти. А потом «с натуры только проверил».

Впрочем, судьба портрета оказалась печальной. Через три года Илья Репин показывал Чуковскому свои новые картины. Среди них была какая-то несуразная обнаженная женщина. Что-то знакомое угадывалось в ее позе. «Да-да… это был портрет Шаляпина… Не удался…» - подтвердил догадку Репин. Оказалось, он замазал свою дивную работу. О несостоявшемся портрете в «Пенатах» напоминает только диван, на котором великому художнику позировал великий бас. Его так и называли - шаляпинский диван.

БЕДСТВУЮЩИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ

Веселые, полные гостей среды ушли в прошлое с началом Первой мировой войны, а затем и революции. Очень быстро обозначилась граница. В Финляндии началась своя гражданская война.

Невольными заложниками новой геополитической ситуации оказались многие русские, имевшие дачи в Финляндии. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев. В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают, испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад. Общественность начала сбор пожертвований. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.

Инициативная группа даже обратилась к датскому посланнику, чтобы его страна повлияла на финские власти. К счастью, финляндское правительство прислушалось. Репин был не только всемирной знаменитостью, но и учителем многих известных финских художников.

1. Художник Илья Репин читает газетное сообщение о смерти Льва Толстого. Слева писатель Корней Чуковский. Справа их жёны Наталья и Мария. Ноябрь 1910. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

1. Художник Илья Репин читает газетное сообщение о смерти Льва Толстого. Слева писатель Корней Чуковский. Справа их жёны Наталья и Мария. Ноябрь 1910. Фото предоставлено Фондом исторической фотографии имени Карла Буллы.

В 1919 году Илья Ефимович подарил художественному музею в Хельсинки коллекцию полотен русских художников. Оказалось, здесь не было работ русских мастеров. Дар Репина оценили по достоинству. Его избрали почетным членом Общества художников Финляндии, наградили орденом Белой Розы. Финский поэт на приеме в честь Ильи Ефимовича прочитал стихи: «Репин, мы любим тебя, как Россия - Волгу!»

Окрыленный художник решил создать эпическое полотно, аналогичное «Заседанию Государственного совета». Картина под названием «Знаменитости Финляндии» получила противоречивые отклики.

Всю свою жизнь Репин много работал, и с возрастом парализовало его правую руку. Он научился писать левой, но критики считали, что художник утратил былое мастерство.

БОРЬБА ЗА ХУДОЖНИКА

Последние годы жизни Репина за него шла борьба. Советская власть хотела вернуть художника в СССР. К нему один за другим приезжали ходоки, от имени Сталина предлагали вернуться, сулили разные блага. Но Репин не спешил, ссылаясь на старческую немощь. Он так и не принял финское гражданство, но и советским гражданином не стал. Он все еще оставался подданным Российской империи. По сути, в его возрасте и при его статусе в мире искусства ему уже не были особо важны ни царь, ни президент, ни генсек.

После революции Репин больше ни разу не был в России. «Пенаты» стали его малой родиной. Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. А чтобы ямы траншеи наполнились чистой водой, пробурили артезианскую скважину глубиной 72 метра. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Источник назвали «Колодец Посейдона».

Дом Репина сгорел во время войны в 1944 году. Его восстановили по многочисленным фотографиям и воспоминаниям.

Дом Репина сгорел во время войны в 1944 году. Его восстановили по многочисленным фотографиям и воспоминаниям.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

В «Пенатах» Репин создал собственный мир. Когда Илья Ефимович умер, его согласно завещанию похоронили в усадьбе.