Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество21 августа 2017 22:00

Чтобы школы больше не «штормило»

Министр образования и науки Ольга Васильева считает принципиальным создание в стране единого образовательного пространства
Сергей НЕФЕДОВ
Главная задача – сделать так, чтобы все школы страны смогли обеспечивать детям доступное и качественное образование.

Главная задача – сделать так, чтобы все школы страны смогли обеспечивать детям доступное и качественное образование.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Мы до сих пор приходим в себя после провала 90-х годов. Может быть в образовании он не был так заметен, как в других сферах - система образования консервативна и способна довольно долго продержаться на плаву благодаря «силе инерции». Серьезные проблемы стали ощущаться только в конце 90-х – начале 2000-х. Наши школьники оказались на последних местах в международных рейтингах качества образования. Из школы бежали учителя среднего возраста – а именно на них и была основная нагрузка. Задолженности по зарплате педагогов составляли много месяцев. В учебниках ошибки – и фактические, и элементарные грамматические – сидели друг на друге.

Реформирование было необходимо, был разработан и запущен Национальный проект «Образование». Поднять на достойный уровень всю систему общего образования сразу и быстро невозможно, но Нацпроект позволял поддержать лучшие школы и лучших учителей. Сформировать точки роста, на опыт которых должны были ориентироваться остальные. И это получилось. Но, как заметила министр образования и науки Ольга Васильева: «Нацпроект шел в режиме ручного управления. Тогда по-другому было нельзя». Сейчас же идет речь о том, чтобы по всей стране создать единую эффективную систему образования. Закрепить то положительное, что удалось сделать благодаря Нацпроекту (напомним, что он продолжался с 2006 по 2010 год), но таким образом, чтобы включить в процесс все общеобразовательные учреждения страны. То есть создать в России единое образовательное пространство.

Это не означает, что во всех школах страны теперь должны учить «одинаково» - по единым учебникам и так, чтобы в одно и то же время на уроках физики по всей стране ученики проходили Закон Ньютона. Нет. Задача глубже – сделать так, чтобы все школы страны смогли обеспечивать детям доступное и качественное образование.

А как? Страна большая. В каждом регионе своя специфика и свои традиции. Есть области небольшие, а есть края, на территории которых уместилась бы практически вся Западная Европа.

Идея в том, чтобы по всей стране «правила игры» были едиными, прозрачными и понятными и учителям, и родителям, и чиновникам. То есть сделать единой систему управления системой образования. Что это значит?

Первое. Должны быть разработаны единые и понятные финансовые нормативы работы для школ и оплаты труда педагогов. Почти десять лет назад была введена новая система оплаты труда (НСОТ). Главное в ней то, что зарплата учителя теперь состояла из двух частей – базовой и стимулирующей. Базовую платили обязательно, а вот правила для выплаты стимулирующей разрабатывали на местах. Где-то на уровне региона, где-то их придумывала сама школьная администрация. В итоге, во многих школах выплаты не стимулировали учителя развиваться, повышать квалификацию, а оказаться поближе к начальству. На учительских форумах и сегодня полно жалоб. И на то, что выплачивают стимулирующую часть только тем, кто не перечит начальству. И даже на то, что директор от распределения выплат устранилась и их начисляет бухгалтер по одной ей понятной схеме. Мало того, в некоторых регионах вообще была попытка отказаться от стимулирующей выплаты как «необязательной».

Нужно признать – пущенная на самотек система НСОТ ожидаемого массового эффекта не дала. Стимулировать учителей развиваться надо. Но понятным и прозрачным способом.

Второе. Деньги теперь следуют за учеником. И эта идея тоже должна была стимулировать развитие учебного заведения повышать качество образования, конкурировать с другими школами. Логика, опять же, была правильной – нужно лучше учить и тогда к вам придут новые ученики. Но как быть с малокомплектными сельскими школами? Как быть со школами в новостройках, где одно учебное заведение на десятки домов и до другой школы добираться через весь город? Муниципалитеты – учредители школ - вводили свои нормативы подушевого финансирования. Исходя из возможностей. И дошло до того, что бюджеты двух школ одинаковых по численности учеников, но находившихся по соседству в двух муниципалитетах, существенно отличались.

Финансовое неравенство – одна из причин того, что школы у нас до сих пор «штормит». И единое образовательное пространство в стране невозможно организовать без решения в первую очередь проблемы честного, стабильного и прозрачного финансирования общеобразовательных учреждений.

И это не декларация. Разработаны шаги, которые помогут эту проблему решить. Уже в этом году будут определены пилотные регионы, в которых произойдет передача полномочий органов местного самоуправления по финансированию дошкольного и школьного образования на уровень субъектов федерации. Подготовлена команда экспертов, которая поможет организовать этот процесс. Будут разработаны поправки в существующее законодательство, которые бы облегчили такой переход.

Эффект от такого перехода и школы, и учителя в пилотных регионах должны будут почувствовать уже через год.