Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество8 августа 2017 22:00

Спасая украинцев, русская пенсионерка угодила под суд

Оформив в своей квартире регистрацию 185 мигрантам (в основном украинцам), обнинская правозащитница Татьяна Котляр попала под статью. Обвинение просит оштрафовать ее на 160 тысяч рублей [видео]
Татьяна Котляр (она - за столом) готова оформить регистрацию в своей квартире всем, кто бежит от войны и нищеты.

Татьяна Котляр (она - за столом) готова оформить регистрацию в своей квартире всем, кто бежит от войны и нищеты.

Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ

А женщина недоумевает: два года назад за помощь беженцам из Донбасса она получила президентский грант, а теперь...

Мы отправились в Обнинск.

ОПТИМИЗМА МАЛО...

- …Вот неугомонная, - шепчутся в коридорах обнинского отдела по вопросам миграции, едва Татьяна Котляр там появляется. - Посадят же ее!

Седовласую женщину в хлопковом костюме а-ля 80-е засыпают вопросами. Главный - как побыстрее стать гражданином России.

- У вас отец - гражданин РФ, можете по упрощенной схеме... - советует она.

- А вам нужно записаться на комиссию о признании носителем русского языка, - консультирует следующего. И выслушивает рассказы о попытках приобрести новую родину.

Историй этих - тысячи. Уйдя от войны в Россию, беженцы не находят приюта. Учительница английского языка из луганского Антрацита Наталья Мельникова в 2014-м сначала уехала в Киев. Но не давали ни жилья, ни работы. Перебралась в Обнинск. Пыталась попасть в программу переселения соотечественников, но вот отказ: «в связи с достижением 55-летнего возраста».

- Когда украинские вояки подходили в 2014 году, нас сосед вывез, - вспоминает 66-летняя Людмила Бешенцева из Стаханова. - В Обнинске тут друг у сына есть, разрешил жить в своей квартире. Но я не подхожу ни по одной программе. Внучки захотели в детсад, мы пошли, а их там не брали: нет регистрации. Стояли и ревели у ворот…

- А я не хочу, чтобы в украинскую армию забрали и на бойню отправили, - нервно мнет документы Игорь из Запорожской области.

Регистрация по месту жительства - барьер на пути многих беженцев к гражданству. Без нее - ни на работу устроиться, ни детей в садик-школу пристроить, ни пенсию получить. И главная беда - да, без нее действительно не начать путь к гражданству - документы просто не примут.

- Ну где мне ее взять, - разводит руками Мария. - Фирмы-помогайки за это 16 тысяч требуют. А денег нет: на работу никто не берет без регистрации.

Луганчанке Наталье повезло больше - с трудом, но ее семье из 5 человек за три года удалось сделать гражданство.

- В Обнинске частники прописывают за деньги, минимум 1200 рублей в месяц за человека, - жалуется Наталья. - Если мы это сделаем, то будем работать лишь на съем жилья и прописку... И, кроме Татьяны Котляр, помочь нам некому - она же все бесплатно делает.

- А как же суд?! - обалдеваю я...

- А что суд? - спокойно отвечает Котляр. - Это мое право. Пусть новое дело заводят, а я людям помогаю. Государство обещало им помогать, а спеццентра по регистрации мигрантов так и нет! А мне удалось помочь беженцам с Украины!

- И много прописали?

- Не считала, больше тысячи, наверное. Это уже второй суд, кстати…

В 2015 году Татьяну уже судили за подобное. Тогда назначили штраф в 150 тысяч.

НОВЫЙ ГРАНТ?

Сейчас обвинение требует наказать ее на 160 тысяч.

- Работа у них такая, - говорит Котляр. - Ну и что я скажу человеку, у которого денег нет детей накормить? «Иди, покупай прописку где-нибудь. Возвращайся туда, где тебя убьют»? Нет - пойду и зарегистрирую!

Ее общественная приемная - комнатка на первом этаже одной из обнинских пятиэтажек. Приемная стала возможна благодаря президентскому гранту в 800 тысяч рублей 2015 года. Вместе с Котляр выходим из правозащитного офиса.

- Сейчас, - она достает клей и лепит на остановку листок: «Граждане Украины, желающие жить в России и получить российское гражданство, обращайтесь за правовой помощью...»

- Ты чего клеишь, ... ! - набрасывается вдруг на нее какая-то женщина, срывая объявление. - Уже весь Обнинск «черный» - из-за тебя!!!

К деятельности Татьяны у местных претензий навалом - до событий на Украине она регистрировала и ходоков из других республик. Тут боятся, что «резиновые квартиры» усложняют криминогенную ситуацию: в первом полугодии 2017 года иностранцами совершено 271 преступление. По данным УМВД по Калужской области, за полугодие в регионе встали на учет более 103 тысяч иностранцев.

- Как-то двое из ФСБ пришли: «Вам не приходит в голову, что среди них могут быть нехорошие люди?» - угадывает она мой вопрос. - «Да, - говорю, - приходит. Но у меня нет возможности их проверить. Проверять должны органы, которые за это зарплату получают». Регистрируем-то мы их в полиции!

УБИЙСТВО БЫЛО

Я читаю справку о тех 185 украинцах, которых зарегистрировала Татьяна Котляр, за что ее сейчас и судят. Всего на них составлено 14 административок: хулиганство, дорогу не там перешел, ездил без прав…

- И правда не встречали нехороших людей?

- Почему - встречались. Убийство было на моей второй квартире, которую я таджикам сдаю.

- Ого...

- Это не связано с регистрацией. Поругался таджик с пьяным родственником, тот ухватил нож. И сел. А родные его по-прежнему там живут... Еще я женщину регистрировала, а ее ребенку в этом же отказали. И та на нервах то ли оскорбила, то ли укусила сотрудника. Следователь вызывал. Больше ко мне вопросов не возникало. В обвинении написано: ни физлицам, ни государству ущерба не причинено...

- Ну и зачем вам это? Пенсия, дача!..

- На даче неинтересно ковыряться… Вот это - мое призвание...

Мы с правозащитницей доходим до ее квартиры. Все завалено книгами и газетными вырезками.

- Неужели с того президентского гранта вы ничего себе не брали?

- 20 тысяч рублей в месяц мне на зарплату шло. Остальное - на юристов, компьютерщика, на помещение... Грант закончился давно, скоро будем новый просить.

- А вы всем украинцам помогаете?

- У меня был атошник в 2014 году. Контрактник украинский, рассказал про какую-то пушку, которой командовал, и как получил приказ ехать в Донбасс. И когда понял, что получит приказ стрелять по городам, сбежал из части и улетел в Москву. После того как временное убежище ему сделали, больше он со мной не связывался. И ополченцы были, им тоже помогали…

ВОПРОС - РЕБРОМ

А может, обратиться к президенту?

- Не хотите снова к президенту обратиться? За помощью…

- Мне моих знакомых пришлось чуть ли не за руки всех держать, когда они эту идею продвигали. Ни в коем случае не в ручном режиме! Пусть это станет прецедентом, который выявит недостатки регистрационного учета, пусть содействует изменению законодательства!

- Вы против регистрации?

- Нет! Надо регистрировать! Государство вправе знать, где кого искать. Мало ли, по какой причине нужно кого-то найти! Так что это требование считаю обоснованным. Но создайте систему, при которой гражданин, оставаясь на какой-то срок в другой местности, должен уведомить органы о своем местонахождении: телефон такой-то, адрес такой-то, а в случае перемены - сообщить о новом. Можно людей к этой системе за несколько лет приучить. И штрафы за обман!

У Татьяны снова звонит телефон.

- Регистрация? Из Украины? Правда - никаких денег. В четверг в 10 к паспортному столу подходите, я буду.

Точно - неугомонная...

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Она виновата. Но она не виновата...

Андрей ВАСИН

«Деточкин, конечно, виноват. Но он - не виноват», - говорит на суде герой фильма «Берегись автомобиля». В обнинской истории - так же. С одной стороны, принятый закон о «резиновых квартирах» - не прихоть властей, а необходимость. Когда иные предприимчивые граждане стали сотнями прописывать иностранцев на своих квадратных метрах. Обогащаясь. Поощряя криминал.

Закон есть закон, и по нему Татьяну Котляр вроде как надо наказать.

С другой стороны, случай-то особый. Ведь мы обещали помочь людям с Украины устроиться в России. И Котляр обещание выполняет как может - за государство! Пусть и с нарушением закона. И для нее это - не заработок, а способ помочь бегущим от войны. Так, может, и государству сделать шаг навстречу? Например, сделать исключение для беженцев с Украины (как делали прежде не раз)? Хотя бы в порядке злосчастной регистрации…