Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика22 февраля 2016 22:00

Бабай всея Руси: преемника глава региона выбирал по совету 100-летней тещи

«Комсомолка» первой публикует избранные главы из книги Ростислава Мурзагулова, который несколько лет работал под началом Муртазы Рахимова [часть четвертая]
.
Муртаза Рахимов на рабочем месте руководителя Башкортостана в 2005 году.

Муртаза Рахимов на рабочем месте руководителя Башкортостана в 2005 году.

Фото: RUSSIAN LOOK

Книга московского политтехнолога Ростислава Мурзагулова «Бабай всея Руси, или особенности уездной демократии» выходит в свет 24 февраля. Автор уверяет, что это фантастический роман, и все события в нем вымышлены. Но мы-то понимаем: он как человек, четыре года отработавший в должности первого заместителя руководителя Администрации президента Башкирии Муртазы Рахимова, знает много интересного о том, как изнутри устроена власть в регионах. Рахимов, которого народ ласково называл Бабаем, правил республикой целых 17 лет. В общем - настоящий политический старожил. Его черты легко угадываются в главном герое книги. С разрешения автора "Комсомолка" публикует отрывки.

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Книга московского политтехнолога Ростислава МУРЗАГУЛОВА «Бабай всея Руси, или особенности уездной демократии» выходит в свет 24 февраля

Книга московского политтехнолога Ростислава МУРЗАГУЛОВА «Бабай всея Руси, или особенности уездной демократии» выходит в свет 24 февраля

...В начале работы у Бабая, когда, как вы уже знаете, я думал, что мне можно пытаться обращать внимание шефа на любые недостатки в его пиаре, я написал ему топ-секретную служебку про недостатки в имидже его сына.

Там было написано то, что было известно любому, кто хоть раз пересекался в делах с семьей Бабая — образ Урала слишком демонизирован, он слишком закрыт, что вызывает кривотолки — ну и обычный суповой набор для решения подобных проблем, которые возникли не у Урала первого и не у него последнего, все это в книжках по пиару описано уже сотни раз.

Бабай прочитал записку с воодушевлением, мы горячо поговорили о том, как неприятно, когда обижают детей, особенно, когда это настолько незаслуженно:

— Воооот, диствитылно, все же говорят — сын его мафиозник! Это же все пиарство! Он же нормальный человек. Скромный. Он образование ведь хорошее получил. Он процессинг ведь лучше меня знает. А они — все захвати-ил, то, сё… Х..нёй занимаются!

Особенно после знакомства с принцем меня умиляло мнение Бабая о неимоверной скромности Урала.

Знакомство, собственно, состоялось довольно скоро. Бабай, прочтя мою бумажку, позвонил одному из своих помощников, которым в обязанности входило общение с принцем, и поручил организовать мне встречу с сыном.

Встреча состоялась через пару дней в офисе одного товарища Урала (имя называть не буду, не думаю, что товарищ сейчас на всех углах рассказывает о тогдашнем плотном взаимодействии с сыном республики).

Я поздоровался, демонстрируя максимальное дружелюбие. Руку мне в ответ протянули, что, говорят, уже было всегда большим успехом.

— А, здравствуйте, наслышан.

Тут я совсем воспрял и подумал, что, если он наслышан — может быть, и согласится выйти из тени, которую я считал и сейчас считаю главной имиджевой проблемой тогдашнего моего работодателя, на которого я пытался работать максимально качественно.

Я увлеченно пересказал суть своего разговора с шефом о демонизированном образе, о недостатке информации, порождающем кривотолки и т.п.. В завершении спича протянул ту самую «умную бумажку», как назвал ее Бабай.

Урал же пока больше не говорил ничего, кроме того, что я уже гордо процитировал вам. Читал бумажку он долго, правда, лицо его не выражало никаких эмоций.

Наконец он дочитал, бросил текст на стол и устало-раздраженно обронил:

— Кто это все понаписал?

Развернувшись, он вышел.

Аудиенция была закончена, моим пиар-подопечным Урал не стал.

А может, оно и к лучшему?

...Поездки в районы были единственной причиной для того, чтобы Бабай дважды в день, в строгом соответствии с заведенным распорядком, не принял пищу в Белом доме в 13:00 и 19:00, после чего дважды не сыграл несколько партий на бильярде. Все мероприятия мы планировали так, чтобы не нарушать график приема пищи, который был на самом деле своеобразной формой рабочего совещания, где решались многие ключевые вопросы.

...Федералы прекрасно понимали, что Бабай никогда послушным не станет, и часто, особенно в его последние годы у власти, присылали на ключевые управления федеральных структур в республику не согласованных с ним людей.

Бабай понимал, что время сейчас не то, чтобы просто, например, заварить несогласованному федералу дверь квартиры или вывезти его в багажнике в Москву, как, говорят, бывало в девяностые. Однако мириться с засильем несогласованных чиновников в его вотчине он не собирался, о чем и давал соответствующие поручения «молодежи», особо акцентируя внимание на то, что каким-то образом выпихнуть человека из региона надо, но желательно как- нибудь ласково и весело, чтобы в Москве не очень обиделись.

Особенным оскорблением для себя счел Бабай назначение главным налоговиком республики Айнура А. — перспективного сотрудника налоговых органов из соседнего региона. Все бы ничего, да соседний регион был Республикой Татарстан.

С Татарстаном у Бабая были отдельные счеты…

2001 год. 12 апреля. Минтимер Шаймиев официально вступил в должность президента Татарстана на третий срок. Поздравления от Муртазы Рахимова. Фото Фото Михаила Козловского (ИТАР-ТАСС)

2001 год. 12 апреля. Минтимер Шаймиев официально вступил в должность президента Татарстана на третий срок. Поздравления от Муртазы Рахимова. Фото Фото Михаила Козловского (ИТАР-ТАСС)

И тут — такое назначение. Бабай, разумеется, тут же решил, что Шаймиев прислал ему своего шпиона, который сейчас заберет у него все деньги и сдаст соседям все его финансовые тайны. Была разработана «операция Ы».

Айнур оказался нормальным современным менеджером, который делал хорошую карьеру и, вполне возможно, был бы хорошим руководителем республиканской налоговой службы. Но по приезду ему был организован весьма своеобразный прием. Каждый раз, приходя на работу, ему приходилось буквально протискиваться сквозь строй пикетчиков, которые привели ко входу в налоговую живую лошадь и скандировали «Айнур — троянский конь». Айнур походил, походил сквозь строй, а потом сказал своему московскому начальству, что эта клоунада ему надоела, и уехал домой в Казань.

Бабай воспрял духом и велел пикетчикам и дальше ходить за «несогласованными». Следующий несогласованный был назначенный московскими генералами директором оборонного предприятия «У» Александр Г.. Бабай был уверен, что этот человек — партнер по бизнесу Сергея Веременко, а завод в хорошем районе столицы им нужен, чтобы приватизировать его и сделать на его месте торговый центр или что-то вроде того.

Возле завода организовали митинг, на котором рабочим рассказали о коварных планах нового руководства. На митинг привели не лошадь, а на этот раз ослика, написали на нем имя директора и сказали, что такой вот сейчас руководитель на «У».

Г., правда, к клоунаде отнесся спокойно и заявление «по собственному» писать не стал. Да и пикетное движение постепенно сошло на нет вместе с дальнейшим ростом уверенности в себе федерального центра. Посмотрел бы я на кого-то, кто привел бы ослика встречать несогласованных с региональными главами руководителей УФСБ и МВД, думаю, таких отчаянных искать пришлось бы долго и безуспешно.

...В 2007-ом году республика громко праздновала 450- летие добровольного присоединения к России. Для нас это был праздник, если не со слезами на глазах, то уж точно с пониманием того, что это последнее крупное мероприятие, которое нам предстоит провести в своих должностях.

...Бабай готовил операцию «преемник».

Готовил он ее, разумеется, в строжайшем секрете. Но так как мы уже четыре года как помогали ему во всех делах и обросли всеми возможными коммуникационными каналами в его окружении, то нам волей-неволей были известны все мельчайшие детали будущей операции.

Суть была в том, что дед понимал — давление федералов постоянно усиливается, с годами он сильнее не становится и нужно будет через пару лет уходить.

Также он понимал, что, укрывая республиканскую нефтянку от подлых рейдеров и олигархов, они с Уралом чего- то там не совсем по закону наворотили, а значит, нужно каким-то образом защитить сына от возможных преследований в будущем. Разумеется, идеальным вариантом в этом случае была бы прямая передача власти от отца к сыну. Но Бабай понимал, что это невозможно в силу той самой одиозности и демонизированного образа сына, от которой он так и не избавился, несмотря на настойчивые рекомендации моей умной бумажки. Поэтому следующим президентом нужно было бы оставить того, кто сына не обидит и будет его во всем слушаться.

Таким человеком на семейном совете определили Раиля С., который на момент проведения заседания этого верховного органа власти в республике был всего лишь главой небольшого города С.

Насчет верховного органа, кстати, не шучу. После примирения с сыном в 2006 году дед действительно многие самые ответственные решения принимал коллегиально, с участием сына, жены и — не смейтесь, пожалуйста! — тещи, которая в свои лет 90—100 была в абсолютно здравом уме, жила одна в маленькой квартирке обычной пятиэтажки и реально влияла на республиканскую политику! Я бы не утверждал этого, если бы сам не выполнял прилетевшие через нее поручения.

Бывший председатель правительства Республики Башкортостан Раиль Сарбаев. Фото ИТАР-ТАСС/ Николай Марочкин

Бывший председатель правительства Республики Башкортостан Раиль Сарбаев. Фото ИТАР-ТАСС/ Николай Марочкин

Так вот, семейный госсовет решил, что преемником будет Раиль С. Только ли деловые качества этого человека брались в расчет, или было что-то, что позволяло быть членам семьи уверенными, что этот избранник не соскочит? Нельзя сказать наверняка.

С. начали сознательно подращивать к новому предназначению. Сначала его перевели в столицу, где он возглавил территориальное управление Россельхознадзора, потом назначили министром имущества, потом отдали в его ведение еще и земельные отношения, ну, а когда в мае 2008-го он стал премьер-министром, об «операции преемник» уже знали, по-моему, все стенографистки в Белом доме.

...Операция «преемник» началась по расписанию. В начале мая 2008 года Раиль С. был назначен премьер-министром. Газеты запестрели красочными рассказами о том, как денно и нощно новый премьер заботится о республике. Особенно мне понравилась заметка в «Комсомольской правде», в которой рассказывалось о великих трудовых подвигах С., а на фотографии старый и немощный Бабай, умиляясь, смотрел, в какие надежные руки он передает республику.

В это время уже не только стенографистки Белого дома, но и все остальные 4 миллиона жителей республики были в курсе, кто будет в регионе следующим руководителем. Премьер ездил по республике, тер колоски, осматривал стройки, покрикивал на нерадивых чиновников и пачками увольнял руководителей, замеченных в порочащих связях…

Часть 1.

Бабай всея Руси: о том, как глава региона защищал нефтянку от московских олигархов

...И Бабай решил преобразовать несовершенную, на его взгляд, властную структуру республики по образу и подобию своего режимного предприятия и стать его директором.

Сказано — сделано.

В демократию вверенная ему республика наигралась очень быстро. В принципе, демократия и не была никогда близка и понятна ни титульной нации, ни всем остальным, представленным в этом крае (подробности)

Часть 2.

Бабай всея Руси: о том, как глава региона прогибал под себя прессу и законы

...Бабай привык на всех выборах в тяжелейшей борьбе одолевать собственного «лесника». Именно так у нас стали, после его победы над министром лесного хозяйства местного правительства на выборах 96-го года, называть кандидата-дублера, единственной задачей участия в выборах которого являлось придание им легитимности, если оговорено участие более чем одного кандидата. (подробности)

Часть 3.

Бабай всея Руси: как глава региона душил оппозиционеров в объятиях и устроил войну с собственным сыном

...Премьер был нашим негласным противовесом из числа доисторических ископаемых. Он оставался премьером, был начисто лишен любых политических функций и, хотя тщательно декларировал, что только рад этому и сидит спокойно примус починяет — понятно, был крайне не рад появившейся бригаде молодых отморозков, которые создавали ненужный совершенно ажиотаж вокруг тех самых процессов, которые так любят тишину.(подробности)