Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика15 февраля 2016 4:39

Почему русским нельзя селиться в Абхазии

Наш спецкор получил, наконец, ответ на этот вопрос
Абхазия до сих пор в руинах

Абхазия до сих пор в руинах

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Жена моя пару лет назад влюбилась в страну Абхазию с первого взгляда, прям как в меня когда-то.

- Вот здесь, - сказала Наташа, глядя сияющими глазами на Иверскую гору, - хотела б я встретить старость за выращиваньем лозы! Ах, этот воздух! А это море!

Однако ее мечтам сбыться не суждено. Абхазский закон суров, он не позволяет селиться тут иностранным гражданам. Часть депутатов против категорически, чтоб запускать в страну иноземцев на ПМЖ. Я отправился в депутатский корпус, дабы понять причину такой суровости.

- Нет никого, - ответила мне дежурная, покашливая в кулак. - Эпидемия гриппа, практически все больны. А с медициной у нас тут плохо даже для депутатов.

Вот не пойму я загадочную абхазскую душу. Разреши они иностранцам сюда приехать, приехали бы врачи, строители и аграрии, да прочий полезный люд. И вылечили, и подняли б страну Абхазию, которая до сих пор в руинах после войны с грузинами еще с 1993-го года. Брошенных и рушащихся домов в Абхазии на душу населения, думаю, больше, чем в любой другой стране мира. Несколько сот китайцев с радостью бы все это восстановили в короткий срок и выращивали бы овощ, кормя и себя, и всех.

В других небогатых и теплых странах - в Болгарии, Черногории, Албании - продажа жилья иностранным гражданам приносит доход немалый. Так почему Абхазия не переймет их опыт?

Зам министра экономики Абхазии Ахра Аристава считает, что драма Абхазии  в несовершенстве законов

Зам министра экономики Абхазии Ахра Аристава считает, что драма Абхазии в несовершенстве законов

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

АБХАЗСКИЕ СЕМЬИ РУШАТСЯ, КАК БРОШЕННЫЕ ДОМА

Местные журналисты посоветовали потолковать мне на эту тему «с одним умным мужиком – замом министра по экономике с Ахрой Аристава».

- Я к этому вопросу – покупке жилья в Абхазии россиянами тоже отношусь очень осторожно, - ответил мне Ахра Шотович. - Возьмем, например, меня. Моя зарплата 9 тысяч рублей.

- У вас, у заместителя министра по экономике зарплата 9 тысяч рублей?!

- Да.

- А сколько ж министр получает?

- Примерно так же, ну чуть побольше. Академики у нас получают 10 тысяч. Актер в театре 3 тысячи. Уборщица 5 тысяч. Так вот, у меня нет своей квартиры. Живу в родительском доме. Таких, как я, 95 процентов в Абхазии. У нас средний и относительно богатый класс это около 3 процентов. Допустим, разрешили мы иностранцам покупать здесь жилье. В России средняя зарплата в прошлом году была 45 тысяч рублей. А это значит, что россияне смогут спокойно приобретать квартиры, а наши граждане будут со стороны с завистью на них смотреть. И это тупо породит антироссийские настроения на ровном месте.

Абхазия разваливается, а возводить некому

Абхазия разваливается, а возводить некому

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

Как только рынок жилья для россиян откроется, для нас он совсем закроется. Это катастрофа. Здесь молодые семьи живут с родителями, и на этой почве огромное число разводов, потому как невестка маме не нравится, отец зятя не любит.

- Я вчера разговаривал про то с российским торгпредом Юрием Айкиным, так он говорит, абхазы могли бы принять законы, выгодные для всех. Например, разрешили российской компании построить где-то в Гаграх многоквартирный дом для россиян, но при этом компания должна некий процент квартир отдать абхазским очередникам.

- У нас есть президент, есть парламент, и они думают на эту тему. Сейчас самое главное создать рабочие места и выровнять доходы нашего населения до российских. Вот тогда и можно будет говорить про это.

На фоне разрушенной Абхазии много машин шикарных

На фоне разрушенной Абхазии много машин шикарных

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- В Абхазии множество молодых безработных. При этом немало земли пустует. А урожаи здесь пропадают на миллионы, нечем перерабатывать. Что мешает созданию мест рабочих?

- К сожалению, у нас нету новых законов, отвечающих рыночной экономике. Не хватает специалистов, чтобы выработать законы. Поэтому иностранцы не спешат сюда деньги вкладывать. Да что иностранцы, в мире две тысячи богатых абхазов, у которых свыше миллиона долларов. Но даже они не видят здесь условий для вложения капитала.

- У вас не хватает законотворцев, так возьмите законы других держав. Российские, например, и пользуйтесь.

- Российская федерация огромная, ее законы не подойдут для маленькой субтропической Абхазии.

По всей Абхази  множество брошенных усадеб пустует

По всей Абхази множество брошенных усадеб пустует

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА

- Ежели бизнесмен российский приедет сюда с деньгами, чтобы построить тут… какой-то большой курятник, чем он рискует?

- У нас нет закона, который обязывал бы чиновника в такой-то срок уладить дело. Вот приехали из-за границы бизнесмены абхазцы, хотели открыть завод по переработке пластиковых и алюминиевых бутылок, банок. Здесь после отдыхающих горы этого добра. Подали заявки туда, сюда. Им не отказывают, но говорят каждый раз: приходите завтра, приходите послезавтра. И так месяцами.

- Вымогают, наверно. При таких-то зарплатах?

- Ну почва для этого есть. Сейчас я не буду вам тут рассказывать про себя, что работаю за зарплату. Это некорректно. Вопрос в том, что вся наша система не отвечает времени. И есть люди, которые устраивают волокиту просителю, намекая соответственно. Поэтому нужен закон, который ставил бы чиновнику сроки. Не уложился, уходи с работы.

- Вы говорите, народ озлобится на богатых и понаехавших россиян. Но я вот вижу, как здешний народ все больше и больше озлобляется на чиновников. Говорят, поглядите на каких они машинах ездят, какие дома себе строят!

- Да, есть такая проблема. У нас налоговый инспектор не имеет права спросить гражданина: на какие деньги ты строишь такой шикарный дом? На какие деньги купил такой дорогой джип? Власть понимает, что ненормально, когда народ не доверяет своей власти. Тут дело касается не только чиновников, но и бизнесменов. Если он строит дом за 100 миллионов, а подоходный налог платит 120 рублей, это нормально? Потому президент наш ставит в приоритетный план реформирование закона о подоходном налоге.

- Эх, вряд ли в Абхазии когда наведут порядок…

- Лет 5 назад иные жители Рублевки мне доказывали, что никогда власть в России нас не будет спрашивать, где мы взяли деньги. Но пришла же Россия к этому. Придем и мы. У абхазов культура: если человек много работает, то он и должен много иметь. Он уважаемый человек. А тут люди видят, что человек, ничего не делая, джип купил, дом строит… Ясно, что этот человек их же и обокрал.

Таких заброшенных участков полно даже в самом Сухуме

Таких заброшенных участков полно даже в самом Сухуме

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Абхазия маленькая страна. Здесь все всех знают. Как же вот этим вашим ворам не стыдно перед своим народом выставлять напоказ украденное у того же народа?

- У нас люди разные. Есть и те, которые много зарабатывают своим трудом. И народ их уважает. Но есть и такие, которые не могут объяснить происхождение своих богатств.

- То есть, тут дело наглости?

- Абхазы говорят про такого «дорвался!». Народ воевал за государство, за справедливость, а получилось вот такое.

«КТО НЕ ВОРУЕТ, ТОТ ДУРАК»

- Народ еще говорит, что у каждого депутата тут имеется рыболовецкий сейнер.

- Это неправда. У нас основной депутатский корпус люди порядочные. Они с родовыми фамилиями.

Таких табличек в Сухуме много

Таких табличек в Сухуме много

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- То есть люди из древних благородных семей, кои не могут чего-то стырить, дабы не опозорить род?

- Да, это такие люди. Я в Минске жил много лет. Вот там народ нетерпим к коррупции. В Минске презирают коррупционеров. Их в гости не приглашают. Ни в одно приличное общество. А нам с вами навязали ложную культуру – кто не ворует, тот дурак.

- При всем при этом какой-то бизнес в Абхазии работает. Есть даже СП с россиянами. И Россия много денег отсылает сюда. На что эти деньги тратятся?

- В этом году Абхазия получит из России 7 миллиардов 700 миллионов на школы, больницы, дороги… . И 1 миллиард 200 миллионов кредитных денег под малый процент на производственные проекты.

- На что пойдут 1 миллиард 200 миллионов?

- Каждый, включая россиян, имеет право подать заявку на свой проект. Единственное условие: заявитель должен быть зарегистрирован как юридическое лицо в республике Абхазия.

Таких заброшенных участков полно даже в столице Абхазии

Таких заброшенных участков полно даже в столице Абхазии

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Если я, например, пожелаю открыть здесь консервный заводик и попрошу под него миллионов 100?

- Нет проблем! Мы рассмотрим, если это целесообразно, пишем рекомендацию. Поедете с ней в Москву. И если российский банк вас тоже поддержит, вам перечислят эти миллионы прямо на ваш счет.

- А если я боюсь криминала здешнего?

- Еще ни один порядочный бизнес здесь от криминала не пострадал. Бандиты приходят к тем, кто ведет черные кассы, уходит от налогов. А чистый бизнес никто не трогает.

- Может, вам следовало бы пригласить в Абхазию российских предпринимателей и прессу. Предложить какие-то интересные проекты? Тут же и подстегнуть чиновников.

- Да, это хорошая идея. Мы можем людей куда надо свозить, много что показать и предложить. Если соберем такой форум, то пригласим и вас.

***

Нет, мы не поедем с женою на ПМЖ в Абхазию, дабы не стать тут причиной зависти и семейных ссор. Будем выращивать вместо лозы картофельную ботву на Вятке и вспоминать ту солнечную страну, которую все равно мы любим при всяком несовершенстве её законов.

«Ах, эти тучи в голубом напоминают море…».