Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+7°
Boom metrics
Общество21 июля 2015 11:41

Концлагерь для белух

Часть 3
Разводить белух - прибыльный бизнес: стоимость одной адаптированной к неволе особи колеблется от 70 до 150 тысяч долларов

Разводить белух - прибыльный бизнес: стоимость одной адаптированной к неволе особи колеблется от 70 до 150 тысяч долларов

После предыдущих публикаций «КП» (см. «Дельфины на стройке, киты на помойке», номер за 13 марта, и «Концлагерь для белух» - за 6 мая 2015 г.) прокуратура Приморского края поручила природоохранной прокуратуре и прокуратуре города Фокино провести дополнительные проверки.

Напомним, наша газета обратилась в орган надзора в связи с обнаружением близ Фокино, в поселке Дунай, так называемой базы передержки и адаптации морских млекопитающих – белух. И попросила разобраться, насколько законна деятельность данной структуры, а также оценить условия содержания животных и установить причины их гибели (одну из белух, говорилось в публикации, мы нашли на свалке близ поселка Дунай).

Нас не устроили ответы прокуратуры. В них значилось, что белухи «внешне здоровы», но при этом – ни документов, ни анализов, ни результатов обследования животных, хоть сколько-нибудь подтверждающих внешний осмотр. Но главное, что удивило в ответах прокуратуры, - якобы 14 из 25 завезенных в дунайский концлагерь белых китов почему-то были выпущены их собственниками «в естественную среду обитания», то есть в открытое море.

Другими словами, бизнесмены пустили по ветру немалые деньги – порядка полутора миллионов долларов!

Дела есть, решений нет

Итак, после наших публикаций, признав, что проверки проведены не в полном объеме, начальник отдела по надзору в сфере экологии (ныне - и. о. начальника управления по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства Приморской прокуратуры) В.В. Колесников вновь дал поручение двум подчиненным прокуратурам, чтобы, наконец, раз и навсегда разобраться: «кем и в связи с чем принято решение о выпуске четырнадцати белух, предусмотрено ли это планами использования морских млекопитающих в учебных и научно-просветительских целях, как именно выполняются в поселке Дунай эти планы»? И насколько соответствуют «действия по выпуску белух на свободу целям их добычи»?

Надеясь, что уж теперь-то найдены ответы на все вопросы, мы обратились в прокуратуру с просьбой ознакомиться с материалами проверок. Нашу просьбу удовлетворили. Но – увы. Скажем сразу: вопросов меньше не стало.

Так, мы писали, что прокуратура возбудила административные дела в отношении собственников живого товара по целому ряду нарушений ветеринарного и природоохранного законодательства – решений по ним как не было, так и нет.

Кроме того, как выяснилось в ходе проверок, арендатор акватории, где сооружены вольеры для морских млекопитающих, занимает прибрежные участки у пирса незаконно – прокуратура направила в суд исковое заявление о прекращении деятельности нарушителя Водного кодекса. Но решения нет пока и здесь.

Арифметика потерь

Мы еще раз съездили в Дунай - вольеры как были, так и «функционируют». К ним не пройти – охрана стоит стеной. Однако с соседней сопочки видно, что белух в загонах поубавилось. Зимой было восемь, сейчас – не более двух. Продолжаются «выпуски на свободу»?

Вольеры в Дунае по-прежнему работают, только белух мы начитали меньше

Вольеры в Дунае по-прежнему работают, только белух мы начитали меньше

Если кроме шуток, то среди материалов проверок есть письмо краевого прокурора С.А. Бессчасного в Генеральную прокуратуру РФ. Может быть, оно прояснит «дунайскую арифметику»?

Посетовав на пробелы в законодательстве и отсутствие правовых актов РФ, устанавливающих требования по содержанию в неволе морских млекопитающих, С.А. Бессчасный проинформировал Генпрокуратуру о судьбе 25 завезенных в Приморье охотоморских белух: одна отправлена в дельфинарий Ростова-на-Дону, три – в Москву, пять (на момент проверки) ждут продажи в вольерах у пирса, две погибли, 14 (все те же чудеса!) выпущены на свободу.

И вроде все сходится: 25 равно 25. Но данная цифирь приведена исключительно со слов. Причем «поясняют» те, кого проверяют: собственники бедных животных, старший тренер, арендатор пирса. Как водится, подтверждающих слова документов - о купле-продаже, об отправке живого товара и его стоимости – в материалах проверок нет.

Не считать же за доказательство бумагу за подписью индивидуального предпринимателя О.А. Васильева: «…Приказываю осуществить выпуск в море 14 белух». И рукописный акт работников базы в Дунае: «После проведения работ в учебных и культурно-просветительных целях животные выпущены на свободу».

Прокуратуру не заинтересовала явная странность: предприниматель Васильев, он же арендатор пирса в Дунае и собственник пяти белух, взял и распорядился не своей, а - чужой собственностью. Как пояснил прокуратуре старший тренер базы П.И. Марченко, якобы выпущенные на свободу белухи принадлежали отнюдь не Васильеву, а другим господам: директору Санкт-Петербургского дельфинария И.Е. Костову, гендиректору московского ООО «Человек и дельфин», бывшему старшему тренеру крупнейшего в России Утришского дельфинария А.Б. Артюхову и (еще один собственник) руководителю ООО «Беломорский экологический центр» (Республика Карелия) А.А. Тимшину.

Не заметила прокуратура и «кривые» показания проверяемых. Как пояснил дознавателям господин И.Е. Костов, две погибшие белухи принадлежали ему. Их не стало в ноябре и декабре прошлого года. Причина, фантазирует Костов… сложные погодные условия и невозможность доступа к вольерам.

С помощью интернета совсем несложно проверить: погода в означенные дни ноября - декабря в Приморье и Дунае была прекрасная. Ужасной была жизнь белух – они медленно умирали.

Их вывезли на свалку и сожгли. Кости закопали. Более такого не повторится, заверил прокуратуру Костов.

Увы, повторилось, потому что спустя несколько месяцев, а именно - в феврале, на одной из местных свалок мы нашли и сфотографировали труп третьей белухи.

Мы нашли и сфотографировали труп третьей белухи.

Мы нашли и сфотографировали труп третьей белухи.

Итак, точно об этом зная, наша прокуратура намеренно занижает цифру потерь и послушно повторяет за проверяемыми: мол, две белухи погибли, а еще 14 выпущены на свободу.

Деньги - за борт?

Чтоб читатель представил себе абсурд «информации», повторим: сегодня дельцы зарабатывают на умных обитателях морей огромные деньги. Стоимость одной адаптированной к неволе белухи колеблется в диапазоне от 70 до 150 тысяч долларов. Еще дороже дальневосточная косатка – тут цена за «штуку» равна одному - двум миллионам «зеленых». Кстати сказать, три наши охотоморские косатки второй год подряд томятся на стройке нового океанариума на ВДНХ в Москве, как, собственно, их ластоногие и прочие товарищи по несчастью в Приморском океанариуме на Русском острове.

Те, кто выживет, будут приносить своим хозяевам гарантированный доход. Отбоя от посетителей у океанариумов и дельфинариев нет – 700 миллионов человек в год приходят в мире на водные шоу.