Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика27 апреля 2015 22:00

Почему импортозамещением в России занимается Китай?

Сейчас все внимание приковано к пожарам в Хакасии. А совсем недавно - всего пару лет назад - вся страна волновалась за совершенно другую землю [аудио]
Пока наши производители раскачиваются, китайцы занимают все возможные торговые ниши. Так выглядят продавцы из Поднебесной, торгующие в Благовещенске. Готовы даже в русские косоворотки облечься, лишь бы бизнес шел.  Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ

Пока наши производители раскачиваются, китайцы занимают все возможные торговые ниши. Так выглядят продавцы из Поднебесной, торгующие в Благовещенске. Готовы даже в русские косоворотки облечься, лишь бы бизнес шел. Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ

В памятный 2013 год великого дальневосточного наводнения Амурская область тонула дважды. Сначала - традиционно - весной. Потом - катастрофически - в конце лета, когда Амур и бесконечные ливни затопили обширные географические пространства.

Ольга Берегова, глава приграничного сельского поселения Гродеково, не забудет те суровые дни и то, что все 548 ее односельчан были тогда, как одна дружная семья. Успели подготовиться до прихода беды. Сберегли урожай и максимум имущества. Уцелели сами и, как библейский Ной, спасли меньших братьев - от кур до коров и собак.

Глава Гродеково Ольга Берегова на улице Центральной. ФОТО: ОСТРОВСКАЯ Наталья

Глава Гродеково Ольга Берегова на улице Центральной. ФОТО: ОСТРОВСКАЯ Наталья

Выстояли. И вроде можно жить. Но появились новые хлопоты - битва за компенсации. И, конечно, как всегда, все и всех испортивший квартирный вопрос.

ГНИЛЬЕ МОЕ

Добрая половина домов Гродекова (порядка шестидесяти) после наводнения были признаны непригодными для проживания. Их бывшие владельцы получили на выбор квартиры в Благовещенске либо новые, построенные в рекордные сроки сельские дома. Убитые водой хибары предназначались под снос. Но как только один из потерпевших в суде доказал, что гнилой дом, как и недавно полученная «за наводнение» новая квартира, - его частная собственность, сносить руины стало невозможно. Так и стоят, мозолят глаза. Прецедент был поддержан - граждане потянулись в суды и тоже застолбили свои права на бросовое имущество...

Гродеково. Улица с гордым названием Центральная, ряды разрушенных стихией домов. В аварийном жилфонде, на просевших фундаментах, за треснувшими стенами и под косыми щелястыми крышами - всюду жизнь…

Вот калитка к Ларисе Юмашевой. Заходим внутрь опасной постройки. Похоже, Ларисе и ее вечно пьяному спутнику жизни, что в раю, что в аду - везде одинаково. Семейка даже не заявляла о своих правах на новое жилье.

- Соберись, подай документы! - Сердится Берегова. - Ждешь, когда дом завалится?

- Авось не завалится, - щурится Лариса, - Еще поживем…

На соседней улице в таких же «хоромах» обитает семья Лагодиных.

- Сами-то пусть, но за что детям-то такая жизнь? - возмущается глава поселения. - В семье трое малышей. Воздух спертый, сырой, крыша того и гляди обвалится. А в городе у них новая квартира - трехкомнатная, стометровая. Лагодины получили жилье в новостройке как затопленцы. Но сами там ни дня не жили, каким-то приезжим квартиру сдают.

Стучим - возникает хозяин избушки.

- Нет, - Евгений встает на пути, - в дом не пущу. И нечего тут ходить. Был тут один электрик - проводку проверил, сказал, все нормально. А остальное никого не касается!

Тот же «деловой подход» и у других гродековцев, предпочитающих жить в аварийных домах и иметь твердый доход - по 20 - 25 тысяч в месяц с отдельно взятой квартиры в Благовещенске. Есть в этом спорном подходе к жизни и фигура высшего пилотажа. Продать свою кровную избушку-гнилушку, добавить денег и купить жилье поприличнее. И уже в безаварийных условиях по-прежнему стричь городских квартирантов. Есть в Гродекове и такие местные риэлторы-самородки.

- Но теперь номер не пройдет! Точка! - Выплескивают наболевшее Ольга Берегова и ее верный соратник, председатель Гродековского райсовета Геннадий Бабынин. - Теперь эта наша «недвижимость» продаже не подлежит - уже занесена в соответствующий список Росреестра. С теми, кто не дает снести опасное жилье, будем судиться!

РАБОТА БЕЗ РАБОТНИКОВ

Есть в Гродекове и красивая улица - Северная, состоит из восьми новеньких домиков. Сайдинг, современные ондулиновые крыши, окна из деревянных стеклопакетов, внутренняя обшивка из модного клееного бруса… Несколько пострадавших от наводнения семей выбрали вместо городских квартир такой вариант. Перезимовали хорошо.

Идем в гости к фермеру Юрию Кириленко. Он тут - белая ворона. Единственный из всех, кто отказался от своего дома-«утопленника», согласен на снос и честно живет в новом.

Ольга Берегова, фермер Юрий Кириленко и Бабынин.  ФОТО: ОСТРОВСКАЯ Наталья

Ольга Берегова, фермер Юрий Кириленко и Бабынин. ФОТО: ОСТРОВСКАЯ Наталья

Кириленко начал фермерствовать в Амурской области одним из первых - еще в 1993 году. Эксперт в картофелеводстве и - сельский философ. Когда-то такие, как он, переселенцы поднимали Дальний Восток… Но советская власть - рассуждает Юрий Прокопьевич - уничтожила этих, как их называли, «русских американцев». И вместе с ними мелкобуржуазный дух и аграрный интеллект - ментальную основу крестьянства. Крестьянина- хозяйственника, крестьянина-собственника сменили перекати-поле…

- Народ разучился трудиться, пахать, - подхватывает тему и другой гродековский фермер Вячеслав Долинский. - Что на трактор некого посадить, что на «ЗИЛ». У нас в поселке способны на что-то процентов десять жителей, не больше. Вот сейчас меня и мое фермерское хозяйство украинские беженцы спасают, две семьи из Донбасса и Запорожья. Работают прекрасно, нет проблем. А местные бичуют, свои новые квартиры сдают. Зачем вкалывать, когда халява? Сидит мужик на завалинке, последнее допивает и думает: «Хоть бы еще одно наводнение…»

Радуя глаз, улочка Северная заканчивается тупиком. За околицей - пограничная система и КСП (контрольно-следовая полоса). Дальше - Амур. И Китай.

Дальневосточные фермеры готовы  завалить едой не только свой регион, но и соседние. Только бы государство немного помогло. Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ

Дальневосточные фермеры готовы завалить едой не только свой регион, но и соседние. Только бы государство немного помогло. Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ

ЭКСПОРТНЫЙ БУМ

Граница есть и ее будто бы нет. Потому что все последние десятилетия Амурская область (как и весь Дальний Восток) буквально напитывалась Китаем - через горы ввозимого ширпотреба, бесконечные рынки, через сельхозпродукцию, технику, стройматериалы…

Кто заполнил Благовещенск причудливыми высотками, торговыми центрами и отелями? В основном китайцы. Именно их строительные компании пошли навстречу областным властям и понаделали квартир для подтопленцев по бюджетной цене 30 тыс. руб. за кв. метр. К примеру, трехкомнатную многодетной семье Лагодиных (да и не только им) построила гражданка Китая Ли Хуа (по-местному - Лариса) и ее давно прописавшаяся в Приамурье строительная компания. Квартиру (см. начало) гродековцы радостно сдают, сами с детьми ютятся в хибаре...

Несколько лет назад всеобщая китаизация амурского приграничья была приостановлена введением нулевой квоты на использование иностранной (читай - китайской) рабсилы в сельском хозяйстве. Теперь любой сосед «из-за речки» на наших сельхозугодьях - нелегал.

- Считаю это решение единственно верным! - горячо заявляет министр сельского хозяйства Амурской области Сергей Вологдин. - Пусть на наших полях работают наши люди!

Кто бы возражал… Но со своими - проблема.

А тем временем у аграриев Приамурья вдруг появился шанс. Счастье пришло откуда не ждали - все из того же Китая. Рубль, как известно, упал. Юань взлетел. Ездить «за речку» с похудевшим кошельком нашим стало невыгодно. «Русских нет, торговли нет, ё-кэ-рэ-мэ-нэ…» - погоревали китайцы. И, сориентировавшись, хлынули со своими юанями в Благовещенск - оптово закупаться.

Сенсационную статистику фиксирует уже несколько месяцев подряд Благовещенская таможня. Ввоз товаров в Россию из Китая по всем позициям в стойком решительном минусе. Зато вывоз продуктов вырос на несколько тысяч процентов! В лидерах экспорта - соевые бобы и соевое масло (откуда же их еще везти, как не из Амурской области? Приамурье - российский лидер в выращивании и производстве этой культуры). Сотнями тонн перемещается за Амур… российский шоколад. Туда же - российские пиво, мороженое, конфеты и мед. Просто праздник какой-то! Новый год! Китайский, правда...

- Экспортной пошлины и весовых ограничений для китайцев - физических лиц нет, - поясняет представитель Благовещенской таможни Владимир Шабельский. - Вот они и закупают по выгодному курсу полюбившиеся российские продукты. И там у себя ими торгуют.

Таможенник и художник в душе Владимир Шабельский с портретом начальника таможни Хэйхэ Пан Чжи Дуна.  ФОТО: ОСТРОВСКАЯ Наталья

Таможенник и художник в душе Владимир Шабельский с портретом начальника таможни Хэйхэ Пан Чжи Дуна. ФОТО: ОСТРОВСКАЯ Наталья

Удивительное в том числе и рядом, на благовещенских рынках. Сидит китаец и продает не «адидасы» с пуховиками, а… калоши российской торговой марки «Муром». Хорошо идет спецтовар, когда тают большие снега и даже на улицах областного центра обширные лужи и грязь.

Под такую необычную рыночную картинку и бодрую экспортную статистику можно и помечтать. Хорошо бы, тихо надеются областные власти, если бы народное правительство приграничных китайских провинций разрешило открыть на своей территории магазины российских и амурских производителей. Почему бы и нет? Китай и его поистине бездонный рынок сбыта переварит и своих, и чужих. И это будет не иначе как новая веха российско-китайских отношений, когда от нас за границу потекут не нефть и газ, а калоши, соевое масло и мед.

Особой популярностью  у китайских туристов пользуются натуральные продукты. В обмен они гонят к нам «химические» помидоры. Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ

Особой популярностью у китайских туристов пользуются натуральные продукты. В обмен они гонят к нам «химические» помидоры. Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ

НЕ НУЖЕН НАМ ОВОЩ КИТАЙСКИЙ?

Хорошо, что недавно в центре Благовещенска открылся «Фермерский дом». Здесь амурцы продают свою продукцию: мясо, овощи, яйца, соленья, мед - свежие и по фиксированным ценам.

Торговая точка сверхпопулярна: очереди выстраиваются еще до открытия

Плохо, что «Фермерский дом» один. И маленький. А китайских киосков «Овощи-фрукты» по амурским городам - как грибов после дождя.

Хорошо, что местный министр сельского хозяйства Сергей Вологдин уверен: картофелем, молоком и овощами область может обеспечить не только себя, но и, к примеру, Якутию, Магадан… То же самое говорят и амурские фермеры.

Плохо, замечают они же, что мы не умеем хранить то, что собрали, - нет современных хранилищ.

Фермер Евгений Соколовский через проблему хранения попал в засаду. После наводнения, когда смыло весь урожай, в область повезли овощи из других регионов страны. Соколовского и других фермеров упросили разместить запас для больниц, школ, детсадов в доставшихся им еще советских хранилищах. То, что вполне предсказуемо сгнило, госпредприятие-поставщик записало фермерам в долг. После наводнения прошло почти два года, а суды до сих пор копаются в гнилой капусте. Только на одном фермере Соколовском долг два с лишним миллиона. Приплыли!

А были бы у нас хранилища - творили бы чудеса. Тот же Юрий Кириленко из Гродекова знает секрет, как из года в год без удобрений и гербицидов выращивать экологичный - органический - картофель. До Урала нет у него конкурентов. Но весной область вынуждена закупать китайскую картошку - своя съедена, продана, либо сгнила.

Хорошо, что по мясу область практически на самообеспечении - более 70 процентов свое.

Плохо, что скоту негде пастись. Парадокс, но амурские просторы отданы крупным российским агрохолдингам, а местные крестьяне с их быками-коровами, по выражению фермера Кириленко, «как индейцы в годы колонизации Северной Америки».

Хорошо, что сегодня, следуя валютному курсу, наша и китайская сельхозпродукция сравнялись в цене. И люди выбирают отечественного производителя. Пусть даже и придется постоять в очереди, как в советские времена.

Плохо, что это временно. Скоро будет до конца продана прошлогодняя отечественная морковка, картошка, капуста. Придет черед сохранным китайским. Не таким вкусным и далеко не таким полезным. Уйдет конкуренция, а значит, резко скакнут цены в мае.

Плацдарм для весеннего наступления китайских овощей на Дальний Восток, похоже, уже подготовлен. Кто в теме, тот знает: шустрый сосед разместил вдоль границы целую сеть хабов - логистических центров поставки овощей и фруктов из Китая в Россию. Поднебесные кочаны, картофель, чеснок наготове. Эксперимент прямого экспорта продукции - по упрощенным схемам таможенного оформления - был успешно обкатан еще в прошлом году в Приморье, в пунктах пропуска Пограничный - Суйфэньхэ и Полтавка - Дуннин. Так что передовой опыт и сезонная плодоовощная экспансия готовы к внедрению на всем протяжении российско-китайской границы.

Плацдарм для весеннего наступления китайских овощей на Дальний Восток, похоже, уже подготовлен.  ФОТО: ОСТРОВСКАЯ Наталья

Плацдарм для весеннего наступления китайских овощей на Дальний Восток, похоже, уже подготовлен. ФОТО: ОСТРОВСКАЯ Наталья

Хорошо (еще бы не хорошо!), что выстояли и пережили наводнение.

Плохо, что как те чудаки-гродековцы сидим на старых сундуках, в старых стенах, при старых овощехранилищах.

А вообще-то, как считает амурский министр сельского хозяйства Сергей Вологдин, говорить о конкуренции с Китаем нам пока рановато. Тут бы определиться, кто кого из своих победит.

Гродековский умница-фермер Юрий Кириленко? Крепкий хозяин из соседней Грязнушки, предприимчивый Игорь Паршин, выращивающий по своей оригинальной технологии морозостойких мохнатых поросят? Чудо-молочники из села Раздольного, придумавшие уникальные пробиотические йогурты и сметану с дигидрокверцетином (природным антиоксидантом, дающим омолаживающий эффект)?

Или победят не они, а мужик на завалинке, мечтающий о новом великом потопе? Чтобы потратить компенсацию на водку и китайскую пиротехнику. Местные подтвердят - были и такие «последствия наводнения».

Между прочим, кое-где народ до сих пор так и «празднует». Тут мы точно вне конкуренции.

Разговор с автором материала Натальей Островской в эфире Радио "Комсомольская правда":