Премия Рунета-2020
Уфа
+23°
Boom metrics
Интересное8 января 2014 22:00

Восемь интересных фактов о первой в мире линии метро

10 января 1863 года в Лондоне запустили первую в мире линию метро. Ее длина составляла 6 километров, на протяжении которых было построено 7 станций. Вот еще восемь интересных фактов о первом метрополитене

Слово «метро» произошло от названия строительной компании

Построила первую подземную железную дорогу компания «Metropolitan Railways», саму линию называли так же. С английского это название переводится как «Столичные железные дороги», но слово «метрополитен» прижилось. Так и стали звать подземные железнодорожные линии, позже сократив длинное слово до «метро». Еще англичане зовут его «трубой» - из-за низких потолков и круглых тоннелей.

Линия метро связывала два крупных железнодорожных вокзала с Сити

Это историческое ядро Лондона, в котором середине XIX века находилось всего одна железнодорожная станция. А вот за пределами центра Лондона построили шесть вокзалов, да и население города в это время уже достигло двух миллионов. Нетрудно догадаться, что транспортная ситуация складывалась непростая, а многие еще и стали ездить в пригород на работу. Улицы стояли в пробках, и было решено непременно каким-либо образом разгрузить транспортные дороги.

Прототипом метро стал пешеходный тоннель под Темзой

Его предложил построить Марк Брюнель — на это изобретение его вдохновил обыкновенный древесный червь, прогрызающий себе путь в щепке. И Брюнель подумал: «Если паромная переправа через Темзу не справляется с потоком пассажиров, почему не переправлять их... под Темзой!» Огласил свою идею Брюнель в 1818 году, и в 1846 году строительство было завершено. Этот тоннель под водоемом поначалу был пешеходным, но в 1865 году его купила ассоциация из шести железнодорожных компаний.

Успешному строительству сильно поспособствовал адвокат из Лондонской городской корпорации

Из-за недофинансирования проект первой подземной железной дороги едва не был закрыт. Не произошло этого во многом благодаря солиситору Чарльзу Пирсону: он лоббировал в муниципальном парламенте выделение средств, выступал за снос антисанитарных трущоб и постройку на их месте нового жилья и железную дорогу — чтобы люди с окраин могли без труда добираться до своей работы в центре города. Пирсон не входил в состав «Метрополитен Рейлуэй», но его по праву считают одним из отцов-основателей метро. Потому что его старания были не напрасны — Лондонская городская корпорация согласилась помочь проекту финансово.

Первые тоннели строились траншейным способом

То есть рыли ров глубиной до 10 метров, на его дно укладывали железнодорожные пути. Затем над ними возводили арочные своды из кирпича, после чего ров засыпали. В это время движение на улице полностью прекращалось. Также из-за строительства метро пришлось снести множество зданий и прочих построек на поверхности.

Призраки в метро — популярная легенда Лондона

Вроде бы, откуда взяться в тоннелях метрополитена неупокоенным душам? Однако легенды рассказывают, что при строительстве первых линий траншейным способом рабочие несколько раз натыкались на братские могилы. Оказалось, что здесь были захоронены жертвы средневековых эпидемий чумы, поэтому возиться с перезахоронением ни у кого особого желания не было... По версии других фантазеров призраки — фантомы людей без определенного места жительства, которые поселились уже в самой первой подземке.

Первые поезда метро работали на пару

Только в 1890 году паровая тяга была заменена на электрическую. И лондонское метро стало первой железнодорожной системой, где начали эксплуатироваться поезда на электротяге. До этого счастливого момента все метро утопало в густом дыму — вентиляция была недостаточна, и из-за паровозного дыма было трудно дышать. А угольная черная пыль оседала на самих пассажирах заметным слоем. Но несмотря на все это, метро вскоре стало самым популярным видом транспорта благодаря своей быстроте. На момент открытия метро пользовались 26 000 человек в день. А за первый год работы Лондонский метрополитен перевез 9,5 миллионов человек.

Первые вагоны были лишены окон

Казалось бы, на что любоваться в подземных тоннелях? Однако отсутствие окон вызывало психологический дискомфорт у пассажиров, так что вскоре начали выпуск новых «бочек» (такое название получили вагоны в народе) — с окнами. Багаж размещался между вагонами. Также первые «бочки» делились на три класса в зависимости от стоимости билета. Обладатели самого дорогого билета сидели на французском бархате.