15 лет американские хасиды требовали у России отдать им собрание книг, называемое библиотекой Шнеерсона и сегодня Владимир Путин поставил точку в этой истории
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
В четверг одной головной болью у руководства российского государства стало меньше. На протяжении почти пятнадцати лет американские хасиды требовали у России отдать им собрание книг, называемое библиотекой Шнеерсона. Библиотека, национализированная советской властью после революции и эмиграции ее хозяина Ицхака Шнеерсона, является сейчас собственностью Российской государственной библиотеки, оценивается в 20 миллионов долларов, и передавать ее американцам весомых доводов нет. Но чтобы не создавать никому не нужную напряженность, был найден радикальный способ решения проблемы.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
В феврале во время проходившего в Еврейском музее - Центре толерантности Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин, обсуждая судьбу библиотеки Шнеерсона, предложил передать ее на хранение как раз в еврейский центр. Там любой желающий может свободно пользоваться книгами, представляющими для евреев религиозную ценность. За минувшие с тех пор три месяца вся подготовительная работа была проделана, и президент лично приехал поучаствовать в церемонии передачи библиотеки.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Главу государства первым делом повели посмотреть, что же это за книги, из-за которых было сломано столько копий. На сегодняшний день в Еврейский центр доставлено более 500 книг, а всего их будет более четырех с половиной тысяч. Правда, собственником все равно останется библиотека, центр — получит статус ее отделения.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Заведующая отделом восточной литературы Марина Меланьина обратила внимание рассматривавшего раритеты президента на одну из книг.
- У нее было утрачено несколько листов, и неизвестный мастер восстановил их, от руки написав текст на новых страницах. Но сделал это так, что невозможно отличить от печатного шрифта.
- Каким мастерством надо обладать? - Путин взял книгу и принялся вглядываться в страницу, пытаясь определить — правда ли от руки?
- Любой человек может прийти к нам, получить читательский билет и по нему здесь работать с этими книгами, - рассказывал президенту директор российской государственной библиотеки Александр Вислый.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- В свободном доступе? - уточнил Путин.
- Абсолютно свободном!
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Думаю, с этого момента проблему библиотеки Шнеерсона можно считать закрытой, - констатировал Путин, хотя по большому счету это был символический жест. Собрание Шнеерсона было доступно любому желающему и в стенах российской государственной библиотеки.
После этого президент отправился на встречу с еврейской общественностью, и вскоре оказался в плотном кольце бородатых мужчин в широкополых шляпах. Каждый хотел подойти поближе с главе государства. Среди тех, кто дожидался встречи с президентом в стороне, был и певец Иосиф Кобзон, сумевший переброситься с Путиным несколькими фразами и даже заставить его рассмеяться.
- Он меня спросил «А вы что здесь делаете? Вы же не иудей», я ответил «Так и вы тоже», - рассказал потом «КП» Кобзон. - Я попросил его о встрече, мне надо обсудить с президентом вопросы культуры.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- Решение, которые вы приняли по библиотеке, это соломоново решение, - обратился к Путину главный раввин России Берл Лазар. - Вы с улыбкой возвращаете евреям их святыню.
- Решение о национализации этой библиотеки было принято первым советским правительством, - ответил президент. - И членами его примерно на 80–85 процентов являлись евреи. Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, мусульман, представителей других конфессий, Они всех гребли под одну гребёнку. И вот эти идеологические шоры и ложные идеологические установки, слава Богу, рухнули.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Как только президент вышел за дверь, почти все находившиеся в зале солидные бородатые мужчины в черных шляпах пустились в пляс.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН