Глава госмонополии Владимир Якунин назвал этот проект «вопросом не столь отдаленного будущего». Свое заявление Якунин сделал в стенах британского парламента - там проходила его встреча с Гильдией путешествий и туризма Великобритании.
- Уверен, что перспективы продолжения железной дороги на Камчатку и дальше, через тоннель, для соединения с североамериканскими дорогами — это проект с реализуемостью в не очень отдаленном будущем, — заявил он.
В то же время в Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года этого проекта нет. Правда, в документе сказано: будет дорога в Якутск (она строится), от него на Уэлен, а этот чукотский городок как раз на побережье Берингова пролива. Так что соединять континенты начнут после 2030 года.
Якунин не первый, кто возмечтал о мегастройке. Такие идеи обсуждали еще в начале ХХ века, когда после завершения Транссиба казалось - все по плечу. А в советские годы по теме защитили несметное количество диссертаций. Если их бросить на дно пролива - вот вам и мост.
А кстати, почему не мост, а тоннель - ведь Якунин говорил именно о тоннеле. Это как раз понятно. Вон на остров Русский во Владивостоке взялись строить, да поняли, дело шаткое. А ведь он куда короче (1,9 км - а ширина Берингового пролива 86 км), и расположен южнее. Но и тоннель получится рекордсменом. Самые длинные из тех, что есть - между островами Хоккайдо и Хонсю в Японии (53,8 км, строили 40 лет) и под Ла-Маншем (50,5 км, проектировали и возводили лет 30). Малыши перед наши мегазамыслом.
Но самое интересное, что дороги к проливу нет еще на самой Аляске. Как сказано на сайте тамошней железнодорожной компании, Alaska Railroad Corporation, пассажиры с «большой земли» на пароме приезжают в столицу штата Анкоридж (он на самом юге), откуда дорога идет на север, но не на запад - а Берингов пролив именно на Западе. Американцам придется построить ветку от городка Беттлес длиной примерно 800 км. Причем и для них это вряд ли задача номер один. Пока им не удается даже соединить Аляску с континентом не паромом, а сушей (через Канаду) - железные дороги в США малопопулярны и убыточны, а поскольку их строит там не государство, частники, раскошеливаться они не торопятся.
Это красивый проект, но отдаленного будущего, после 2050 года, говорит Юрий Щербанин из Института народохозяйственного прогнозирования.
- Месторождения Западной Сибири истощаются, а те, что в Восточной, отрезаны от мира, и проект создал бы уникальный транспортный коридор всепланетного масштаба, - рассказывает он, - Но достаточно представить, какой там рельеф, климат, какая там глушь, чтобы понять - «завтра» не осилим.
Да и возить вот прямо сейчас по этой дороге пока нечего, добавляет он. Не задумываются о проекте и американцы.
- Они смотрят на Аляску так: пока хватает нефти с Ближнего Востока, Нигерии - нечего в Аляску и вкладываться, - говорит Щербанин, - Даже трубопровод в том направлении толком не работает.
Цену проекта эксперты назвать отказываются, но если вспомнить, что «просто дорога» на освоенных землях стоит от триллиона рублей, тут - тысячи триллионов выходят. Однако проект настораживает даже не этим, а тем, что закрепляет сырьевую зависимость страны, говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев:
- Это как с трубопроводом. Построили, надо отбивать затраты, загружать, и - вывозить, вывозить, вывозить наши ресурсы. Никаких новых городов вокруг такой инфраструктуры не возникает, потому что сырье перерабатывают за рубежом, да и жить там из-за климата невозможно.
В советские годы любили шутить над эмигрантами, и пели такую частушку: «Говорит старуха деду, я в Америку поеду. - Что ты, старая карга, туда не ходят поезда». Уж и СССР давно нет, и в Америке кто хотел - побывал, а поезда так и не ходят.