ПСА-Челнок способен пробиться в опасный участок тоннеля и вывезти до 20 человек. Фото: Пресс-служба МЧС России
Эта необычная машина привлекает внимание на всех выставках спасательной техники. И реакция на нее всегда одинакова. Сначала люди ходят вокруг, протирая глаза. Потом осторожно интересуются - а у нее действительно две кабины? А получив утвердительный ответ, начинают шутить: а водители за оба руля сядут и дадут по газам - какая часть перетянет?
Шутки шутками, но у высокоманевренного пожарно-спасательного автомобиля (ПСА) действительно две кабины и управлять можно из любой. Зачем?
Представьте - ЧС в автомобильном тоннеле. Крупная авария с участием десятков грузовых и легковых машин. Огонь. Дым. Паника. Дышать практически невозможно.
И тут из дымной пелены выезжают два необычных автомобиля. Первый начинает тушить пожар (это ПСА-Т - пожарно-спасательный автомобиль - тоннельный). Второй - как автобус - распахивает двери и принимает в салон людей для эвакуации. Он (ПСА-Ч - пожарно- спасательный автомобиль - челнок) вмещает до 20 человек. И пока первый, ловко маневрируя, борется с огнем, второй увозит людей. Так они и работают - в тандеме.
Эта необычная машина привлекает внимание на всех выставках спасательной техники
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
- Самая главная проблема в аварийном тоннеле - недостаток места для маневра. Развернуться там практически невозможно, - объясняет кандидат технических наук Иван Ольховский, преподаватель кафедры пожарной техники в составе Учебно-научного комплекса пожарной и аварийно-спасательной техники Академии ГПС МЧС России. - А чтобы с хорошей скоростью ехать задним ходом, нужно большое мастерство. Для этих же машин не существует подобной проблемы. Разворачиваться им не нужно - водителю достаточно пересесть в другую кабину.
Умеет автомобиль справляться и с другой бедой аварийных тоннелей - недостатком воздуха. В нем есть запас баллонов с воздухом, которые позволяют дышать экипажу и эвакуированным без масок. При этом за бортом может быть сколь угодно отравленная атмосфера. В принципе ее вообще может не быть: баллоны обеспечивают работу двигателя даже в безвоздушном пространстве. Причем переключение двигателя на обеспечение своим кислородом происходит автоматически - без участия человека. Эта машина не только оригинальная, но и умная. Она помогает водителю безопасно проехать через любую дымовую завесу - в качестве навигатора выступает роботизированный комплекс для мониторинга окружающего пространства, состоящий из ультразвукового сканера пространства и тепловизора.
Разработана машина была к Олимпиаде в Сочи Академией ГПС и Варгашинским заводом противопожарного и специального оборудования.
К счастью, еще ни разу автомобиль не использовался в боевой обстановке. Но на учениях «тяни-толкай», как ласково его называют сами спасатели, всегда показывает блестящие результаты.
Возвращаясь к началу нашего рассказа, ответим-таки на вопрос - что будет, если в обе кабины сядут по водителю и дадут по газам. Ничего не будет. Управлять в конкретный момент можно только из одной кабины. Потому что это - повторяем - очень умная машина. Аналогов которой в мире не существует.