Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика21 февраля 2017 22:00

Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин: «Спасибо Обаме за санкции!»

«Комсомолка» изучила успехи импортозамещения за три года экономической войны Запада с Россией
Сейчас Россия бъет все рекорды по сбору зерна

Сейчас Россия бъет все рекорды по сбору зерна

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Смог ли Вашингтон «порвать РФ в клочья» после воссоединения с Крымом, как некогда гордо заявлял экс-президент США Барак Обама? Каковы реальные итоги начатых в 2014 году программ импортозамещения — в конкретных цифрах и фактах? К чему приведёт наш «поворот на восток» в объятия Китая и Японии? Об этом в интервью Радио «Комсомольская Правда» рассказал президент Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ — см. «Справку «КП») Сергей Катырин.

Импортозамещение начал ещё Примаков

— Вашим предшественником на посту главы ТПП был сам Евгений Примаков (ранее, в девяностые годы — министр иностранных дел, потом председатель правительства, при котором Россия начала возвращать позиции на мировой арене — ред.).

— Его качества человека и политика проявились и здесь. Евгений Максимович был на четверть века старше меня, но за все 15 лет нашей совместной работы всегда соблюдал вежливость, обращался по имени-отчеству, ни разу не сказав «ты». Помню, впервые приношу ему документ на подпись — дежурное поздравление с юбилеем в адрес какого-то губернатора, всего пара строк. Но Примаков говорит: «Вот у вас в начале написано — «дорогой». А что этот человек хорошего для Торгово-промышленной палаты сделал? Нет, исправьте на «уважаемый»… Так что Евгений Максимович был не только великим политиком, но и блестящим журналистом, писателем — мы издали десятитомник его трудов. Регулярно консультировал Владимира Путина по самым разным вопросам.

— Ну и Примаков ещё в девяностые оживил промышленность, начал импортозамещение, о котором по сию пору твердят.

— Однако многие по-прежнему не понимают, о чём речь. Между тем импортозамещение — это не просто замена зарубежных товаров на отечественные аналоги, но и возможность их самостоятельно производить так, чтобы они были успешны на мировом рынке в открытой конкуренции, а не только внутри страны за таможенными барьерами.

Каковы реальные итоги программ импортозамещения, рассказал президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин

Каковы реальные итоги программ импортозамещения, рассказал президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин

Фото: Эдвард ЧЕСНОКОВ

— И здесь мы за три года санкционной войны продвинулись?

— Отвечу шуткой: Бараку Обаме (экс-президенту США, под чьим давлением Запад ввёл антироссийские ограничения — прим. ред.) мы должны быть благодарны. Ведь раньше было как? В ключевых отраслях, скажем, нефтегазовой, мы на 70-90% зависели от иностранных технологий и комплектующих. И тут санкции стали полезным холодным душем. Например, раньше Россия выпускала лишь пару сотен сложных станков с ЧПУ (числовым программным управлением), а в 2016 году их сделали уже тысячу.

Или вот российских компьютерных программ продано за рубеж на $5 млрд — это лишь вдвое меньше того, что мы получаем от экспорта оружия. В сфере стройматериалов доля импорта упала примерно на 40%; многие региональные строительные компании от него отказались вовсе. На рынке медицинской продукции, который оценивается в триллион рублей, наши производители заняли до 25%.

Но всё это обычному человеку ощутить сложно. А вот рост сельского хозяйства и пищевой промышленности виден прямо на наших прилавках. Стали собирать рекордные урожаи зерновых, кукурузы, картофеля; возросло производство мяса и улов рыбы. За семь месяцев прошлого года экспорт в сельском хозяйстве составил $8,413 млрд.

— До революции говорили: «Не доедим, но вывезем»…

— Да, сейчас Россия, как и тогда, стала крупнейшим экспортёром пшеницы. Но в прошлом году мы собрали рекордный урожай в 119 млн тонн зерновых, а план на экспорт — «всего» 40 млн тонн. Так что хлеба хватит на всех. Да и урожайность в последние годы возросла с 18 до 26 центнеров на гектар. Благодаря санкциям государство перевернулось лицом к агросектору, стало заботиться о продовольственной безопасности.

В ключевых отраслях, например, нефтегазовой, мы на 70-90% зависели от иностранных технологий и комплектующих

В ключевых отраслях, например, нефтегазовой, мы на 70-90% зависели от иностранных технологий и комплектующих

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Восток нам поможет

— После санкционной войны наш товарооборот с ЕС упал в два раза, примерно с $400 до $200 млрд. Катастрофа?

— Не думаю. За 11 месяцев 2016 года возрос товарооборот со многими странами «Большой двадцатки»: например, с Индонезией — на 17,5%, с Вьетнамом — на 16,4%; более чем вдвое увеличилась торговля с Ираном. С другой стороны, очень многие американские компании, несмотря на прямое давление прежней администрации США, отказались уходить из России. Скажем, фирма «Пепсико» (производитель газировки — ред.) владеет у нас тридцатью фабриками, российский рынок для неё — второй в мире. А у её конкурента «Кока-колы» в РФ 14 заводов, и планируется расширение. Или производитель батончиков «Марс» за 20 лет инвестировал в Россию больше миллиарда долларов. Куда им от нас уходить?

Кстати, за час до разговора с вами из моего кабинета вышла американская делегация — бизнесмены, один бывший сенатор… Все понимают бессмысленность экономической войны и готовы сотрудничать. Другое дело, что санкции не снимут мгновенно, да и в США многое решает Конгресс, где у нового президента Дональда Трампа немало противников.

очень многие американские компании, несмотря на прямое давление прежней администрации США, отказались уходить из России. Скажем, фирма «Пепсико» владеет у нас тридцатью фабриками. Фото ТАСС/ Марина Лысцева

очень многие американские компании, несмотря на прямое давление прежней администрации США, отказались уходить из России. Скажем, фирма «Пепсико» владеет у нас тридцатью фабриками. Фото ТАСС/ Марина Лысцева

— Последнее время Москва разворачивается на восток, пошли планы «совместного хозяйствования» с японцами на Курилах. Вдруг самураи у нас под шумок острова отожмут?

— Как сказал президент: «Мы территориями не торгуем». Ведь что такое «совместное хозяйствование»? Это проекты в сфере медицинских технологий, рыболовства, марикультуры (искусственного разведения морской флоры и фауны — ред.), где Япония традиционно сильна. Так что наш бизнес получит доступ к новым технологиям и инвестициям.

С другим восточным соседом, Китаем, удалось остановить падение товарооборота, более того, в 2016 году впервые за 10 лет мы продали в КНР больше товаров, чем оттуда вывезли. В Поднебесной хорошо берут наши продукты питания, их считают вкусными и экологически чистыми.

— Так всё-таки, Россия вперёд движется?

— К концу прошлого года промышленный рост во многих отраслях составил 7-12%. А значит, экономика работает.

СПРАВКА «КП»

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ возникла вскоре после распада СССР как институт защиты и развития бизнеса. И в этом году она празднует сразу три юбилея:

— 85 лет назад, в 1932 году, была создана Всесоюзная торговая палата.

— 100 лет назад, 19 (6) октября 1917 года, Временное правительство постановило учредить в России полноценные торгово-промышленные палаты.

— 290 лет назад, в 1727 году, императрица Екатерина I впервые в русской истории издала указ об объединении купцов и промышленников в прообраз нынешней ТПП.