Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Дом. Семья21 февраля 2017 8:03

Действительность, возведенная в новую степень

Открывая книгу, так приятно оказаться обманутым и не угадать последующего действия героев
Обложка издания «Я В СТЕПЕНИ N»

Обложка издания «Я В СТЕПЕНИ N»

Задумайтесь, как часто в литературе возникает новый сюжет, способный увлечь многих? С тех пор, как литература XIX и XX веков показала, что героями романистики могут быть не только представители благородного сословия и богатых семей, сегодня на страницах книг живут все социальные прослойки, профессиональные сообщества, религии и тайные группы. Жанр фантастики ретранслировал человеческие отношения в другие миры и галактики, но арсенал сюжетов от этого сильно не увеличился. Что же ищет современная нам литература? Ответ на этот вопрос и сложен, и прост. Динамично меняющийся человек, ищет новых форм и нового языка, чтобы говорить с самим собой о неустаревающих проблемах. Каждое поколение писателей возводит привычные истины в новую степень и каждый раз это скорее уравнение, чем решенный пример, но только возводя свои поиски в степень N, можно действительно найти нечто новое и свежее.

«Я В СТЕПЕНИ N»

«Эксмо», 2017

Итак, свежий ветер российской литературы. Речь не об очередном сломе шаблона на запретную тему для повествования и сарказма. Речь о свежем языке и свежей форме повествования. Уточню, что свежесть не синоним авангарда. Просто открывая книгу и уж тем более погружаясь в конкретную сцену, так приятно оказаться обманутым и не угадать последующего действия героев.

В романе Александра Староверова есть поиск, но нет самолюбования и заломленных в истерике рук. Буквально все лучшие романы ХХ века были социальными. В нашей Отчизне актуальность вечных вопросов чаще подменяется конъектурой, желанием взлететь на острой теме или обвинениями всех и вся в неправедности. Александр Староверов создал динамичное произведение с прекрасной толикой самоиронии, а самое главное, с очень объемными, живыми героями. С первых же страниц «парень из мерса», «пьяный», «бизнесмен на грани банкротства», «писатель», «дедушка Исаак», «Анька» оказываются не такими, какими мы их предполагали увидеть, следуя за шаблоном сериалов и бульварной литературы, а очень близкими и объемными, соседями и современниками. Ощущение гиперреализма в тексте и в диалогах героев способствует почти мгновенному внедрению читателя в ткань повествования. Это даже не погружение и не эмпатия героям, это как ордер на заселение в квартиру напротив. Увлекательность непридуманной жизни всегда глубже «фантазий на тему». Размышления автора в книге звучат очень искренне. Это вечный поиск себя и справедливости во вполне привычном уже хаосе. И еще. Автор нас ничему не учит и задуматься не заставляет. Он рассказывает историю нашей современности и находится в равном положении с любым из читателей в каждый момент времени и на каждой странице своих поисков.